Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расположение материала: что вы найдете под обложкой?




Эта книга написана так, чтобы дать вам все, что нужно для успешного формирования навыков управления конфликтом. Вводные главы рассказывают о философии, которая стоит за книгой, и подсказыва­ют, как лучше всего использовать изложенный в ней материал, чтобы семинар увенчался успехом; в них также представлены описания раз­ных разделов книги и расписания семинарских занятий.

Основная часть книги — «Руководство для тренера», в которой описываются шаг за шагом все его действия и содержатся подробные инструкции успешного выполнения всех семинарских упражнений. Здесь же даны приложения, примеры лекционных плакатов и несколь­ко коротких историй, которыми вы можете воспользоваться для иллюстрации ключевых положений. В конце книги, в разделе «Допол­нительная информация», приводятся списки приложений и расска­зов, составляющих «Рабочий журнал участника семинара», а также перечень других источников информации по данной теме. В «Рабо­чем журнале» можно отвести специальные страницы для записи размышлений, оценок, сделанных до начала занятий и после их оконча­ния, и планов действий.

«Руководство для тренера» рассказывает о том, что и когда говорить. В него включены специальные советы для тренера, которые ли­бо дают дополнительное разъяснение, либо предлагают альтернатив­ные действия. В этот раздел включены также и истории, придуманные мной за долгие годы работы. Эти истории — лаконичные примеры, которые помогут вам быстро проиллюстрировать ключевые идеи и создать для группы общие точки отсчета. Вы можете повторять эти истории слово в слово, адаптировать их так, как требуют ваши конкретные ситуации, или использовать их для того, чтобы вспоминать примеры из вашего собственного жизненного опыта.

В «Руководстве для тренера» приводятся подробные инструкции и приложения, специфические для всех упражнений. Для каждого упражнения указаны цели, перечень необходимых материалов, под­робное описание его выполнения и примеры лекционных плакатов или приложений, которые вам могут понадобиться.

«Рабочий журнал участника семинара» может быть составлен из предлагаемых материалов и использован вашими учениками в про­цессе работы. Если вы проводите семинар по сокращенной програм­ме, просто скопируйте нужные вам страницы.

В следующем разделе — «Как сделать эту книгу своей настольной книгой» — содержатся подробные описания каждого этапа семинара, и вы сами можете решить, выбрать ли вам отдельные конкретные фрагменты, использовать ли все описание целиком, или воспользоваться книгой как плацдармом для создания своего собственного, оригинального семинара.

Как сделать эту книгу своей настольной книгой

Если вы станете пользоваться этой книгой так, как пользуются пова­ренной книгой, чтобы узнать о наилучшем сочетании ингредиентов, вы облегчите себе успешное проведение двухдневного семинара по конфликту.

Чем комфортнее вы будете чувствовать себя с материалом данной книги, тем более гибкими вы будете. А чем более гибкими вы будете во время семинара, тем более вероятно, что ваша связь с группой бу­дет наиболее осмысленной. Так что используйте эту книгу, как пова­ренную, и поставьте перед собой цель — изучить ее настолько хоро­шо, чтобы творить чудеса, не обращаясь к ней.

Ниже описан хороший способ превращения этой книги в вашу на­стольную книгу.

Прежде чем приступить к проведению семинаров, прочтите всю книгу от начала до конца. «Навыки управления конфликтом» были предва­рительно прочитаны несколькими опытными тренерами, и они на­стаивают на том, что этот первый шаг — обязателен. Читая, делайте заметки на полях. Подчеркивайте то, что кажется вам наиболее вер­ным. Спорьте с теми высказываниями, с которыми вы не согласны. Измените книгу так, чтобы она соответствовала тому, что, по вашему мнению, принесет успех в работе с теми людьми, с которыми вам предстоит сотрудничать. Делайте заметки, измените порядок упраж­нений, если это вам нужно, и привнесите что-то новое, свое. Подумайте о вариантах и предложите новые подходы.

А теперь используйте свои заметки, чтобы создать план семинара, имеющего для вас наибольший смысл. У одних тренеров это будет страничка с шестью пунктами и несколько приложений. Другие же предпочтут подробные сценарии. Большинство из нас находится где-то посередине.

Создайте занятие или серии занятий, которые соответствуют вам и людям, с которыми вы работаете. Пожалуйста, не стесняйтесь ксе­рокопировать материал, необходимый для «Рабочего журнала участ­ника семинара». По мере того как вы работаете с этим материалом, он изменяется и постоянно совершенствуется, если вы сами так же открыты обучению, как вы хотите, чтобы были открыты ваши ученики.

Помните, что лучшие кулинары начинают с того, что следуют поваренным книгам, а потом откладывают их в сторону и создают соб­ственные шедевры.

Программы семинаров по навыкам управления конфликтом

9.00-9.10

Программа двухдневного семинара Первый день

Введение (10 минут)

Модуль 1. Осознание

9.10-9.15

Введение и цели (5 минут)

9.15-9.20

Колоколообразная кривая (5 минут). Этот быстрый «акти­ватор» открывает дискуссию о конфликте и помогает лю­дям почувствовать себя комфортно в обществе друг друга

9.20-10.00

Поиск наиболее подходящего термина для понятия «кон­фликт» (40 минут). Семинар начинается с признания того, что на занятия пришли знатоки проблемы и с предложения дать такое определение конфликту, с которым все были бы согласны. В то время как участники семинара сообща рабо­тают над своим первым конфликтом, их знакомят с класси­ческими способами достижения консенсуса.

Мозговой штурм — группа предлагает множество опреде­лений конфликта.

Дискуссия — группа представляет аргументы в пользу ин­дивидуальных предпочтений.

Голосование — группа принимает решение большинством голосов и обсуждает, насколько хорошо «правило боль­шинства» работает в качестве инструмента регулирования конфликта.

Достижение консенсуса — группа знакомится с номи­нальным групповым методом и использует его в процессе принятия решения

10.00-10.15

Перерыв

 

10.15-10.35 Взгляды (20 минут). История н дискуссия. Фасилитатор и участники семинара рассказывают друг другу истории и обсуждают мысль о том, что некоторые конфликты явля­ются следствием разных взглядов людей на мир
10.35-10.45 Способы познания (10 минут). Правда: некоторые конфликты возникают из-за разногла­сий о том, что такое истина. Участники семинара говорят о том, что они воспринимают как истину. Иной взгляд: фасилитатор рассказывает истории о том, как изменение нашего взгляда на вещи способно изменить наше восприятие того, за что стоит бороться. «Фермер на крыльце». Первого впечатления может быть недостаточно. «Розовые холмы». Иногда можно извлечь пользу из того, что смотришь не туда, куда смотрят все, а в противоположную сторону. «Разноцветный шар». Истина может перестать быть тако­вой, если посмотреть на нее с другой стороны. «Слепые мужчины и слон». Пересказывается и обсуждает­ся классическая суфистская притча
10.45-11.00 Способы обучения (15 минут). История «Потеря Сары» дает группе возможность увидеть, как различные способы обучения способны стать причиной конфликтов на произ­водстве
11.00-11.15 Перерыв
11.15-11.40 Образ жизни (25 минут). Упражнение «Поступай правиль­но», имитирующее культурные различия, дает участникам семинара возможность действовать из добрых побуждений и тем не менее быть превратно понятым человеком с дру­гими привычками. Дискуссия посвящена тому, что мы принимаем свои привычки как нечто само собой разуме­ющееся и что это может быть тем топливом, которое питает конфликт
11.40-12.30 Взгляды на конфликт (50 минут). Иногда то, как мы управ­ляем конфликтом, зависит от того, как мы его воспринима­ем. Но бывает и так, что разные взгляды на конфликт мо­гут привести к еще большим -неприятностям, чем то, из-за чего он изначально возник.
  Выигрыш, проигрыш или ничья. Один из взглядов на конфликт заключается в том, что его рассматривают в контексте выигрыша или проигрыша. Уравнять, увеличить или посмотреть иначе. • Уравнять — ликвидировать конфликт, поделив все поровну • Увеличить — ликвидировать конфликт, увеличив количество того, что нужно разделить. • Посмотреть иначе — найти не один, а несколько способов урегулирования конфликта, посмотрев на его при чину по-новому. «Разделенный ресурс» Поделить поровну «Мой папа и последнее шоколадное пирожное с орехами» Тот, кто владеет проблемой, владеет и ее решением. «Две сестры, один апельсин». Участники семинара читают рассказ о новаторском подходе к конфликту и обсуждают вопросы, которые должны помочь им сделать собственные выводы. Размышления. «Что я думаю в данную минуту о конфликте?» Первая страница для размышлений. Работа приостанавливается, и участники семинара, каждый сам по себе, думают о том, чему они уже научились, и записывают свои мысли.
12.30-13.30 Ланч
Модуль 2. Реакция  
Участники семинара рассматривают реакции на конфликт, к которым они  
склонны, и сравнивают записи о том, что работает лучше всего  
13.30-13.40 Введение и цели (10 минут)  
13.40-14.20 Размышления. «"Хороший" конфликт?» (40 минут). Груп-  
  па приостанавливает работу, и участники семинара, каж-  
  дый сам но себе, размышляют над тем, может ли конфликт  
  быть позитивной силой. Затем они обсуждают, какие эле-  
  менты присущи позитивному конфликту  
14.20-14.35 Перерыв  
14.35-15.35 Время для работы подгрупп (1 час). Энергичное упражне­ние, которое помогает участникам семинара прийти к вы­воду о том, существует ли один, наилучший способ выра­зить свое отношение к конфликту  
15.35-15.50 Перерыв  
15.50-16.05 Размышление. «Какую пользу это может принести мне?» (15 минут). Страница для размышлений. У участников се­минара появляется шанс подумать о том, пришли ли они к каким-нибудь новым выводам о конфликтах  
16.05-16.20 Завершение первого дня занятий (15 минут)  
  Второй день      
9.00-9.10 Обзор первого дня (10 минут)  
Модуль 3. Действия  
9.10-9.15 Введение и цели (5 минут). Члены группы пришли к неко­торым выводам относительно теории конфликта, и теперь у них есть возможность спланировать действия, необходи­мые для продвижения вперед  
9.15-9.25 Вмешательство в конфликт (10 минут). Участники семи­нара рассматривают разные способы помощи людям, нахо­дящимся в конфликтной ситуации. Решение проблем — один из способов, заключающийся в том, чтобы руководить ими в то время, когда они ищут творческие решения своих проблем  
9.30-9.35 «Брат, сестра и один апельсин». Вариант первый (5 минут)  
9.35-12.30 Практика по посредничеству (2 часа 55 минут). «Сохра­нять нейтралитет» — пища для размышлений о ключевом навыке для помощи людям, находящимся в конфликтной ситуации  
12.30-13.30 Ланч  
13.30-13.40 Введение (10 минут). Трансформация — второй способ по­мочь людям, заключающийся в том, чтобы подтолкнуть их к мысли больше узнать друг о друге, о самих себе и о своей способности разрешить конфликт общими усилиями  
13.40-13.45 «Брат, сестра и один апельсин». Вариант второй (5 минут)  
13.45-14.15 1 «Насколько глубоко — слишком глубоко?» (30 минут). Участники говорят о своем «уровне комфорта», когда им приходится помогать другим людям в их делах  
14.15-14.30 Перерыв  
Стратегия моего поведения в конфликтной ситуации — участники рабо­тают над собственными выводами о том, что делать, когда на работе возни­кает конфликт  
14.30-14.31 Введение (1 минута)  
14.31-15.15 Выбор мыслей (44 минуты)  
15.15-15.30 Выбор слов (15 минут)  
15.30-15.45 Перерыв  
15.45-16.20 Выбор действий (35 минут)  
16.20-16.35 Перерыв  
16.35-17.05 Стратегия урегулирования конфликта, предлагаемая на­шей группой (30 минут). Члены группы используют это упражнение планирования действий для того, чтобы ре­шить, как они могут вместе работать над управлением кон­фликтом на работе  
17.05-17.20 Подведение итогов (15 минут)  
Проверка. Работает ли еще наше определение конфликта?  
Проверка индивидуальных целей  
Оценка  
               

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...