Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературоведческие основы изучения художественного произведения




 

Цель данного параграфа раскрыть понятия «персонаж», «художественный образ», «композиция» и «жанр рассказ».

Понятия «художественный образ», «композиция», «персонаж» являются основами художественного произведения.

Сначала рассмотрим роды, виды и жанры художественной литературы. Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г. Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно В.Г. Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов[2].

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

) можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

) можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

) можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

 

 


Таблица 2. Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование) Рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. (греч. - действие) Изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. (от названия муз. инструмента) Переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

 

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

 

Таблица 3. Роды, виды и жанры художественной словесности

Эпос   Драма   Лирика  
народный авторский народная авторская народная авторская
Миф Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая… Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный… Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Игра Обряд Народная драма Раек Вертеп… Трагедия Комедия: положений, характеров, масок… Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс… песня Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма…

 

Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Малые эпические жанры, к которым относится рассказ - это «интенсивная» по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности «растекаться мыслию по древу», увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

· небольшой объем;

·   в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

·   малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

·   автору интересна какая-то определенная тема;

·   решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются «производными» от главного.

Итак, рассказ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А. Чехова «Дуэль» некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е. Аничков, «в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей».

Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л. Толстой, «натуральных» отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И. Бунина «Муравский шлях», состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А. Чехова «Ионыч» хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно «выхватить» из жизненной цепи героя несколько «звеньев» - эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. «Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь», - словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого «культурного» семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали!), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было «проходящее», неинтересное время: «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет», как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А. Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М. Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе «Родинка» Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого - равным величайшим героям прошлого

Что такое рассказ? Это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Или по «Литературному энциклопедическому словарю» В.М. Кожевникова и П.А. Николаева: «Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. В 1840-х гг., когда безусловное преобладание в русской литературе прозы над стихами вполне обозначилось, В.Г. Белинский уже отличал рассказ и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как более крупных. Во второй половине 19 века, когда очерковые произведения получили в русской демократической литературе широчайшее развитие, сложилось мнение, что этот жанр всегда документален, рассказы же создаются на основе творческого воображения. По другому мнению, рассказ отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же - произведение в основном описательное».

Теперь дадим определение понятиям «персонаж», «художественный образ», «композиция».

В учебном пособии «Введение в литературоведение» дается определение персонаж (герой, действующее лицо) - вид художественного образа, субъект действий, переживания, высказывания в произведении [6, с. 197]. Чаще всего литературный персонаж - это человек, но могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. [6, с. 198]. Разнообразие видов персонажа вплотную подводит к вопросу о предмете художественного познания: нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т.е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. Применительно к эпосу и драме это характер (признак, отличительная черта), т.е. общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая степень характерности - тип.

Создавая литературного героя(персонаж), писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимися, вызывающим уважение или призрение и т.д. [6, с. 199].

Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой - как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства [6, с. 200].

Под, персонажам в энциклопедии Википедия понимается действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т.п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. Процесс подачи информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественное, мифическое, божественное или персонификации от абстракции [28, а].

Выделим, в определениях понятия «персонаж» сходства. Сходятся в том, что персонаж это действующее лицо: «действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т.п.»; «персонаж (герой, действующее лицо)». Так же, что персонажем выступают и люди, и животные, и фантастические существа: «Персонажами могут быть люди, животные, мифическое, божественное или персонификации от абстракции»; «человек, но могут действовать и разговаривать животные, растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр.»

Итак, под «персонажем» будем понимать героя, действующее лицо произведения наделенным характером, т.е. общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей, которыми могут наделяться и животные.

В энциклопедии Википедия «художественный образ» это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности [28, б].

«Художественный образ» - разновидность образа вообще, под которым понимается результат освоения сознанием человека окружающей действительности - определение из литературоведения [6, с. 22].

Выделим в определениях понятия «художественный образ» сходства. Через «художественный образ» познается окружающая действительность.

Таким образом, «художественный образ» будем рассматривать как результат освоения сознанием автора художественного произведения окружающей действительности, с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

В учебном пособии «Введение в литературоведении» дается определение понятия «композиция» - это соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно - художественной формы [6, с. 322].

В энциклопедии Википедия под понятием «композиция» понимается взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении, структура, план выражения литературного произведения, построение художественного произведения [28, в]

Во всех определениях понятие «композиция» определяется как «структура художественного произведения».

Итак, под понятием «композиция» мы будем понимать построение художественного произведения, соединение частей и компонентов в единое целое.

Итак, знание литературоведческих основ художественного произведения, а в частности, рассказа, поможет нам в составлении системы упражнений, направленных на формирование познавательных учебных действий.

Таким образом, для того чтобы сформировать познавательные учебные действия младших школьников на уроках литературного чтения, необходимо учитывать их возрастные особенности, нужно знать литературоведческие основы изучения художественного произведения.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...