Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ возможностей программ и учебников для формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе




 

Цель данного параграфа - проанализировать возможности современных учебников и программ «Литературное чтение» «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и «Гармония» О.В. Кубасовой для формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения.

Программа «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, относится к развивающему обучению по Образовательной системе «Школа 2100».

Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы [15].

Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких [15].

Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения.Таким образом, сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.

Образовательная система «Школа 2100» - это:

1. Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством А.А. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, С.К. Бондыревой, Ш.А. Амонашвили;

2. Комплект учебно-методических комплексов (УМК), реализующих непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения.

.   Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.

.   Многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений [15].

Программа «Литературное чтение» состоит из 7 разделов и приложения, в которое «входит» Таблица требований к умениям учащихся по литературному чтению (программа минимум) с 1 - 4 классы.

В таблице требований приведены линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»:

·   Овладение функциональной грамотностью;

·   Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

·   Овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи;

·   Определение своего эмоционально - оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение;

·   Приобщение к литературе как к искусству слова;

·   Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях [18, с. 22].

 

Таблица 4. Таблица предметных требований по литературному чтению (программный минимум) (1−4-й классы)

3 класс
· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; · осознанно, правильно, выразительно читать вслух; · самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; · самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; · делить текст на части, составлять простой план; · самостоятельно формулировать главную мысль текста; · находить в тексте материал для характеристики героя; · подробно и выборочно пересказывать текст; · составлять рассказ-характеристику героя; · составлять устные и письменные описания · по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; · высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) · относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; · различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; · видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

 

Итак, познакомившись с предметными требованиями по литературному чтению, можно сказать, что они способствуют формированию познавательных учебных действий. Например, такие как: «делить текст на части, озаглавливать части»; «самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам», с помощью этого требования осуществляем одну из условий гипотезы: «Мотивация чтения художественного произведения»; «самостоятельно формулировать главную мысль текста», здесь осуществляется условие гипотезы понимание прочитанного.

В «Пояснительной записке» формулируется важная задача современной школы - формирование функционально грамотных людей. Отсюда вытекает цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника [18, с. 1].

Конкретно в начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.

А грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач [18, с. 1]:

) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников [16, с. 65].

Технология включает в себя три этапа работы с текстом [18, с. 5]:

. Работа с текстом до чтения: а) антиципация; б) постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

. Работа с текстом во время чтения: а) первичное чтение текста; б) перечитывание текста; в) беседа по содержанию в целом.

. Работа с текстом после чтения: а) смысловая беседа по тексту; б) знакомство с писателем; в) работа с заглавием с иллюстрациями; г) творческие задания.

Итак, первый этап направлен на развитие мотивации учащихся. На втором этапе ведется работа над пониманием прочитанного текста. На третьем достигается понимание авторского замысла, чтение «между строк».

Для достижения целей обучения и решения задач, поставленных программой, используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс - «Капельки солнца»; 2 класс - «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х частях; 3-й класс - «В одном счастливом детстве», в 2-х частях; 4-й класс - «В океане света», в 2 частях), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения - фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу - сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3 - го класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова,

А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А.Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

В пятом разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета» приведены результаты изучения предмета «Литературное чтение».

Личностными результатами являются следующие умения: - оценивать; эмоционально «проживать»; понимать; высказывать свои отношения.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивные; коммуникативные; познавательные.

Познавательные УУД включают умения:

а) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

б) находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;

в) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

г) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст.

Умения могут меняться, так как для каждого класса индивидуально подобраны умения.

Содержание учебного предмета приведено в шестом разделе. Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы [18, с. 13]:

1.  Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

.   Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

.   Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

.   Литературоведческая пропедевтика.

.   Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Программа «Литературное чтение» О.В. Кубасовой, («Гармония») направлена на формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, здесь затрагивается мотивационная сторона читательской деятельности; совершенствования у детей навыка чтения, то есть сознательности, правильности, беглости, выразительности; формирование способности к полноценному восприятию литературного теста; обучение практическим умениям преобразования текста и т.д.

Для того чтобы реализовать вышеперечисленные задачи, поможет комплект учебников по чтению («Мы читаем» - 2 класс; «Для сердца и ума» - 3 класс; «Вместе с друзьями» - 4 класс) и сборник методических рекомендаций.

В программе указывается, что целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

В учебные книги по чтению входят произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматической формы, познавательные статьи и очерки.

В учебнике для III класса дается богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень которых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых на уроках чтения: «Труд человека кормит, а труд портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца», «Много хватать - свое потерять», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» и т.д.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим задачам таким как, совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности, т.е. нарабатывается техническая база чтения, которая осуществляется во II классе; накопление литературных представлений в III классе; литературное развитие на основе упорядочивания литературных впечатлений в рамках видожанровых особенностей в IV классе.

Проанализировав программу «Литературного чтение» О.В. Кубасовой и познакомившись с задачами, которые предлагает программа, можно сделать вывод, что в данной программе находят отражение условия гипотезы: понимание прочитанного, умение работать с планом художественного произведения; развитие мотивации чтения художественного произведения.

Проанализировав программы «Литературное чтение» по Образовательной системе «Школы 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и «Гармония» О.В. Кубасовой можно сделать вывод, что задачи, цели программ и условия гипотезы направленны на формирования и развитие навыков чтения: понимание прочитанного, умение работать с планом художественного произведения, развитие мотивации чтения художественного произведения. Но у учебника программы «Школа 2100» возможности шире, за счет использования, специальной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...