Анализ полученных результатов практической работы по формированию познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В данном параграфе представлен анализ результатов практических работ и представлены результаты исследования. Исследование проводилось на базе 3 «а» класса, в количестве 6 человек (Мери К., Семен Р., Женя Н., Ксюша К., Яна Т., Лера Р.) МОУ СОШ №64, г. Магнитогорска. В начале исследования мною были проведены методики на выявления уровня развития познавательной деятельности, которая включает в себя развитие психических процессов, таких как мышления, памяти, восприятия. Для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников мною были подобраны методики: оценка памяти младшего школьника, оценка вербально - логического мышления, методика «общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» см. приложение 1. Подведя итог первого этапа исследования, мной было выявлено, что уровень развития познавательной деятельности учащихся в процентном соотношении выглядит следующим образом:
Оценка уровня общий ориентации в окружающем мире и запас бытовых знаний детей младшего школьного возраста
Итак, можно сказать у 2/3 учащихся (Женя, Ксюша, Мери, Лера) уровень развития, общий ориентации в окружающем мире и запас бытовых знаний, высокий. А у Семена и Яны средний уровень развития общий ориентации в окружающем мире и запас бытовых знаний.
Типы памяти
Итак, из 6 учащихся: у Семена отлично развит зрительно - моторно-слуховой тип памяти; у Жени, Леры хорошо развиты моторно - слуховая и зрительно - моторно - слуховая типы памяти; у Ксюши отлично развит слуховой тип памяти; у Мери преобладает моторно - слуховой тип памяти; у Яны развиты хорошо зрительная и зрительно - моторно - слуховой тип памяти.
Оценка уровня вербально-логического мышления детей младшего школьного возраста
Вывод: по уровню развития мышления детей можно сказать, что у Жени вербально - логическое мышление на высоком уровне. Средний уровень развития у Мери, Ксюша, Семен и Лера, а низкий уровень развития у Яны. Таким образом, по результатам проведенных методик можно сделать вывод: уровень развития познавательной деятельности у 41% исследуемых детей высокий, 50% - средний уровень и 9% - низкий уровень развития. На втором этапе исследования проверялись на практике разработанная система упражнений направленная на формирование познавательных учебных действий. Итак, полученные результаты работ детей были обработаны в процентном соотношении:
Оценка выполненной работы
Итак, опираясь на результаты работ второго этапа и зная уровень развития познавательной деятельности детей, можно сделать вывод, что 2/3 детей имеющая средний уровень развития познавательной деятельности справилось с работой на среднем уровне, один не справился с заданием и лишь один справился с работой отлично. На третьем этапе исследования были проведены повторно методики, выявляющие уровень развития познавательной деятельности. Таким образом, по результатам проведенных методик можно сделать вывод: уровень развития познавательной деятельности у 55℅ исследуемых детей высокий, 39℅ - средний уровень и 6 ℅ - низкий уровень развития.
Итак, опираясь на результаты первого и третьего этапов можно сделать вывод, что разработанная система упражнений пусть на немного, но повысила уровень развития познавательной деятельности. То есть данные упражнения можно применять на уроках литературного чтения в 3 классе для формирования познавательных учебных действий младших школьников.
Заключение
Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного. А в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Проблемой формирования познавательных учебных действий занимались О.А. Андреев, Л.Н. Хромов, Л.Б. Баязова, Н.Л. Быстрова, М.И. Оморокова, Л.В. Трубайчук и др. Для того чтобы сформировать познавательные учебные действия младших школьников на уроках литературного чтения необходимо учитывать их возрастные особенности: мышления и речи: развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации, мышление репродуктивно, подвержено инертности, интенсивно развивается монологическая речь, расширяется словарный запас; воображения: реалистично, формируется воссоздающее воображение, свободное фантазирование, подверженность внушению; память: произвольная память, обобщенность представлений, повышена роль логической памяти, лучше запоминание сходного, чем различного, возможно сложное узнавание; восприятия: организованное восприятие, контроль над правильностью и полнотой целенаправленного восприятия, доминирование эмоционально значимых сторон объекта, неточность в восприятии сходных объектов, придание сходным предметам одинакового значения.
При составлении системы упражнений, направленных на формирование познавательных учебных действий младших школьников, необходимо знание литературоведческих основ изучения художественного произведения: «персонаж», «художественный образ», «композиция». Для формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе была разработана система упражнений. Так же в исследовании были проведены методики для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников мы подобрали методики: оценка памяти младшего школьника, оценка вербально - логического мышления, методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний». Исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №64, в 3 «а» классе, в количестве 6 человек. По данным экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанная система упражнений пусть на немного, но повысила уровень развития познавательной деятельности. То есть данные упражнения можно применять на уроках литературного чтения в 3 классе для формирования познавательных учебных действий младших школьников.
Список литературы
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - Просвещение, 1991. - 160 с. . Белинский В.Г. статья «Разделение поэзии на роды и виды» [Электронный ресурс] режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0790.shtml 3. Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Нач. шк. 2008. - №1. - с. 60 - 63. . Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., «Водном счастливом детстве». Книга для чтения в 3 классе. Пособие для учащихся. В 2-х ч., ч. 2; М., «С - ИНФО», «БАЛЛАС», 1993, 224 с. . Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. - с. 41 - 44. . Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я. и др.; Под ред. Чернец Л.В. - 2 - е изд. прераб. И доп. - М.: Высш. шк., 2006. - 680 с. . Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Матюхина М.В., Михальчнк Т.С., Прокина Н.Ф. и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Просвещение, 1984. - с. 256
. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М.: ПИОР, 2002. - с. 560 . Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. - М.: Знание, 1987. - с. 79 . Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 4 частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. - 176 с. . Литературное чтение. 3-й класс. «В одном счастливом детстве». В 2-х ч.Ч. 1.3-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2006. - 208 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100», серия «Свободный ум»). . Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Просвещение, 2003. - с. 208 . Младший школьный возраст / Боровая Г.И. и др.; Ред.-сост. Сенько В.Г. - 1989. - с. 86 . О познавательном чтении/ Амонашвили Ш.А. // Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. - Гл. 28. - С. 255 - 260. . Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.school2100.ru/ . Образовательные технологии. Сборник материалов. - М.:Баласс, 2008. - 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»). . Оморокова М.И. Преодоление трудностей. - М.: Просвещение, 1990. . Программа «Литературное чтение» (для четырехлетней начальной школы) Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php#m6-7 . Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В.; Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - с. 160 . Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991. - с. 160 . Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2 т. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989 - Т. 1. - с. 485
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|