Система упражнений для формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе
Цель данного параграфа - разработать систему упражнений направленных на формирование познавательных учебных действий младших школьников. Нами были использованы рассказы: Бориса Емельянова «Игра» (из книги «Рассказы о Гайдаре») [11, с. 69 - 73]; Константина Паустовского «Кот - ворюга» [101, с. 74 - 77], «Жильцы старого дома» [11, с. 78 - 85], «Мой дом» 11, с. 179 - 181], «Прощание с летом» [11, с. 185 - 188]; Виталия Бианки «Неслышимка» (рассказ старого ученого) [11, с. 102 - 105], «По следам» [4, с. 80 - 87]; Михаила Пришвина «Золотой луг» [11, с. 106]; Виктора Драгунского «Дымка и Антон» [4, с. 101 - 103]; Иосифа Дик «Красные яблоки» [4, с. 126 - 129]. Упражнения направлены на: развитие мотивации чтения рассказа, для этого представлено задание на этапе работа с текстом до чтения: Кто автор произведения?; Знакомо ли вам это имя?; можно ли по названию предположить, о чем этот рассказ, кто главный герой? развитие понимания прочитанного через диалог с автором, здесь развивается умение задавать вопрос автору по ходу чтения и нахождение ответа в тексте; а также нахождение значения слов с опорой на текст. Все это развивается на этапе работа с текстом после первичного прочтения. развитие умения работать с планом рассказа, для этого представлено задание на этапе работа с текстом после первичного прочтения: озаглавить части рассказа и на этапе работа с текстом после чтения: умение определить главную мысль рассказа. ) рассказ «Игра» Бориса Емельянова. Предварительно перед чтением рассказа прочитать текст на с. 68 учебника.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста [11, с. 68]? · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?
(мы будем читать рассказ - быль) · Можно ли предположить, кто главный герой? (Главный герой - писатель А. Гайдар - ведь так называется книга, из которой взят рассказ).. Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Что значит «приходит слава»? 2. Почему старушка так себя ведет? 3. Что это значит идет баталия?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: гимнастерка, корчажка, завалинка (значение слов объясняем, опираясь на текст). Корчажка - маленький глиняный кувшин, гимнастерка - плотная тканевая рубашка, завалинка - насыпь вдоль наружных стен деревянного дома. · Озаглавь первую часть. (Встреча со старушкой). . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Чьи голоса доносились из окон дома? 2. Что означает слово разведчик? 3. Чему удивился Гайдар?). · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: рогатка, чердак, разведчик. (значение слов объясняем, опираясь на текст). Рогатка - метательное оружие, служащее для охоты - в данном контексте представляет предмет игры у мальчиков; чердак - это верхняя часть строения, разделяющее крышу и основную часть строения, применяют для хранения различных вещей; разведчик - так называют человека, которого направили узнать секретную информацию. · Озаглавь вторую часть. (Чердак) . Беседа по третьей части: • Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Что за сигнальное колесо? 2. Что рассказали ребята Гайдару? 3. Почему мальчик смущался?) • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: сигнальное колесо, склянки, тимуровская команда. (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Сигнальное колесо - это приспособление тимуровской команды, которое подает сигнал - позывной; склянки - это предметы, изготовленные из стекла; тимуровская команда - это группа ребят, помогающая населению. · Озаглавь третью часть. (Встреча). Работа с текстом после чтения: · Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - показать читателю, каким поступкам, добрым, приносящим людям пользу, нужно подражать. ) рассказ «Кот - ворюга» Константина Паустовского.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Константин Паустовский) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (жанр - рассказ) · Можно ли предположить, кто главный герой? (главный герой - кот). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Отчего пришли в отчаяние? 2. Зачем нужно ловить рыжего кота? 3. Почему кот выглядит потрепанным?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: совесть, выследить, грабёж, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Совесть - это внутренне чувство, которое не позволяет нам совершать плохие поступки; выследить - это действие означает найти кого-либо по следам; грабеж - воровство чужих вещей на глазах у хозяина. · Озаглавь первую часть. (Рыжий вор) . Беседа по второй части: · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: заброшенный дом, дикие яблоки, венчики, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Заброшенный дом - дом, в котором никто не живет; дикие яблоки - это плоды яблони, неухоженной, не обработанной; венчики - это органы растений, на которых скапливается пыльца. · Озаглавь вторую часть. (Заброшенный дом) . Беседа по третьей части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Как попался кот? 2. Каким способом Ленька вытащил кота из - под дома? 3. Почему кот вышел пошатываясь?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: лаз, рыболовная сеть, чулан, (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Лаз - узкое, тесное место для прохода куда-либо; рыболовная сеть - приспособление для ловли рыб; чулан - помещение в доме служащее кладовой. · Озаглавь третью часть. (Знакомство с котом) . Беседа по четвертой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по четвертой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Что за поступок совершил кот? 2. Почему куры перестали воровать? 3. Зачем кот терся головой о ноги?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 4 части: прижился, воровать, сторож, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Прижился - стал вести себя как дома; воровать - брать чужие вещи, пока не видит хозяин; сторож - это тот кто оберегает что-либо. · Озаглавь четвертую часть. · (Благородный поступок). Работа с текстом после чтения: • Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - показать то, что если к кому-либо относится хорошо, делать добрые дела, то и он отплатит тебе тем же. ) рассказ «Жильцы старого дома» Константина Паустовского.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Константин Паустовский) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (Рассказ) · Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ. (рассказ о старом доме и о тех кто в нем живет). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Какие неприятности начались? 2. При чем здесь такса? 3. Почему Степану приходилось обходить сад по высокому забору?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: неприятность, удрать, негодование, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Неприятность - это плохое происшествие, событие; удрать - убежать тайком, чтобы никто не видел; негодование - возмущение, сильное недовольство чем-либо. · Озаглавь первую часть. (Такса Фунтик) . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3)
(1. Чему не мог поверить Петух? 2. Из - за чего Петух напал на Фунтика? 3. Чьими глазами мы видим все события в этой части?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: заклокотало, отдушина, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Заклокотало - сердце у петуха забилось очень быстро; отдушина - отверстие у дома для выхода воздуха. · Озаглавь вторую часть. (Петух Степан) . Беседа по третьей части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Для кого Черная курица страшнее петуха? 2. Для чего обычно покупают живую курицу? 3. Почему они удивлялись лягушке?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: харчевня, жестяные петухи, рукомойник, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Харчевня - закусочное заведение с простыми и дешевыми кушаньями; жестяные петухи - фигуры петуха изготовленные из жести; рукомойник - сосуд различной формы служащий для подачи воды при умывании. · Озаглавь третью часть. (Новые жильцы) . Беседа по четвертой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по четвертой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Как это ходики - часы - могут быть веселыми? 2. Почему Фунтик ворчал, когда проходил мимо ходиков? 3. Почему в вещах копошились мыши?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 4 части: медные тазы, копошиться, обитатели, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Медные тазы - сосуды различной формы и глубины, изготовленные из меди; копошиться - суетиться, передвигаться быстро в различных направлениях; обитатели - жильцам дома. · Озаглавь четвертую часть. (Старые вещи) . Беседа по пятой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по пятой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Что означала надпись на шкатулке? 2. Почему именно веселым его представляли герои рассказа? 3. Почему мастер насмешливо смотрел на их возню?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 5 части: шкатулка, серсо, трубка, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Шкатулка - небольшой ящик для хранения вещей; серсо - игра в обруч, который подкидывается и ловится палочкой; трубка - прибор для курения. · Озаглавь пятую часть. (Мастер Гальвестон) . Беседа по шестой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по шестой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Из - за чего раздался звон? 2. Чего испугался Фунтик? 3. Для чего автор оживляет вещи?)
· Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 6 части: непроглядные ночи, калитка, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Непроглядные ночи - ночи, когда ничего не видно кругом темнота; калитка - небольшая дверь в заборе, воротах. · Озаглавь шестую часть. (Чудесный звон) . Беседа по седьмой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по седьмой части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. Почему треск сливался в веселую мелодию? 2. Почему барометр показывает всегда «великую сушь»?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 7 части: дощатый стол, барометр, ходики, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Дощатый стол - стол сделанный из досок; барометр - прибор для измерения атмосферного давления; ходики - стенные часы упрощенного устройства с гирями. · Озаглавь седьмую часть. (Музыкальный ящик). Работа с текстом после чтения: • Раскройте главную мысль рассказа. Главная мысль - автор рассказа хотел показать, что у всех вещей окружающих нас есть характер. Если мы будем внимательней, и начнем прислушиваться и присматриваться, то узнаем много нового и интересного. ) Рассказ «Неслышмка» (рассказ старого ученого) Виталия Бианки.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Виталий Бианки) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (рассказ - это произведение, которое описывает небольшое событие в прозе). · Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ. (Неслышимка, это название чего или кого-либо, и о нем и пойдет речь в этом рассказе). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Почему дедушка не поверил внучке? 2. Почему внучка рассердилась? 3. Почему птичка не улетит?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: исподволь, опушка леса, разевает, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Исподволь - постепенно, по немного, не сразу; опушка леса - край леса; разевает - открывает широко рот. · Озаглавь первую часть. (Фантазерка) . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Почему перестали петь птицы? 2. Чем был поражен дедушка? 3. Кто затрещал дробно, громко?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: шквал, хлынул дождь, пожня, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Шквал - внезапное и непродолжительное усиление ветра; хлынул дождь - внезаптно и быстро; пожня - заливные луга. · Озаглавь вторую часть. (Тишина) . Беседа по третьей части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. Что абсурдного заметил герой? 2. Что испугало птичку?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: абсурд, повадка, тревога, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Абсурд - бессмыслица, нелепость; повадка - привычная, манера поведения; тревога - сильное душевное беспокойство. · Озаглавь третью часть рассказа. (Камышовка - сверчок). Работа с текстом после чтения: • Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - рассказ показывает, как бы мы много не знали, все же нам не все известно. Это подтверждает пословицу: «Век живи, век учись». ) Рассказ «Золотой луг» Михаила Пришвина.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Михаил Пришвин) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (рассказ - это произведение, которое описывает небольшое событие в прозе) · Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ. (рассказ о природе, а именно о луге). Работа текстом после первичного чтения. · Какие вопросы ты задашь автору, Михаилу Пришвину, по рассказу? (количество вопросов - 3) (1. Что за забава была у мальчиков? 2. Почему дети называли луг золотым? 3. Что за открытие сделали ребята?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте: забава, промысел, открытие, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Забава - развлечение, игра; промысел - добывание чего-либо; открытие - открыть для себя что-то новое. · Раздели текст на части и озаглавь их. (текст разделим на три части: первая часть - забава; вторая часть - открытие; третья часть - интересный цветок). Работа с текстом после чтения: · Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - порой простое, вдруг становится для нас самым интересным стоит нам лишь стать повнимательней. ) Рассказ «Мой дом» Константина Паустовского.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Константин Паустовский) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (рассказ - это произведение, которое описывает небольшое событие в прозе) · Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ. (рассказ о родном доме автора). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Почему дом заслуживает описания? 2. Для чего коты вечером собираются под куканом? 3. Почему синицы смотрят на подоконник?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: изба, баня, частокол, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Изба - бревенчатый крестьянский дом в деревне; баня - специальная постройка, помещение, где моются и парятся; частокол - забор из кольев, часто вбитых в землю один возле другого. · Озаглавь первую часть. (Коты) . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по второй части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. Почему герой редко ночует в доме? 2. К чему привык цепной пес?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: беседка, весло, вполголоса, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Беседка - крытая легкая постройка в саду, парке для отдыха, защиты от дождя и солнца; весло - деревянный шест с лопастью на одном конце, при помощи которого приводят в движение гребное судно и управляют им; вполголоса - тихо, еле слышно. · Озаглавь вторую часть рассказа. (Беседка). Работа с текстом после чтения: • Раскройте главную мысль рассказа. Главная мысль - показывается любовь к своему дому, родному месту. ) Рассказ «Прощание с летом» Константина Паустовского.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Константин Паустовский) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (рассказ - это произведение, которое описывает небольшое событие в прозе) · Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ. (я думаю, рассказ о наступлении осени, о последних днях лета). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Почему лучше всего было по вечерам? 2. Отчего становилось уютно в комнате? 3. Кто такой Фунтик?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: гравюра, непроглядный лес, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Гравюра - вид графики; непроглядный лес - лес в котором ничего не видно. · Озаглавь первую часть рассказа. (Дождь) . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. От какого ощущения проснулся герой рассказа? 2. Что за свет наполнял комнату? 3. Что за серая большая птица села на ветку?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: оглох, стужа, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Оглох - потерял слух, ничего не слышит; стужа - сильный холод. · Озаглавь вторую часть рассказа. (Странное ощущение) . Беседа по третьей части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Что такое первопуток? 2. Почему дед Митрий не смог пойти на лесные озера? 3. Почему трудно было оставаться дома?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: «не пущала ломота в костях», первопуток, (значение слов объясняем, опираясь на текст). «не пущала ломота костях» - у деда болели кости, поэтому он не мог идти дальше; первопуток - так на Руси называли первый снег. · Озаглавь третью часть рассказа. (Первопуток) . Беседа по четвертой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по четвертой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Почему догадались герои, что у берега образовался слой льда? 2. От чего снегири сидели, нахохлившись? 3. Зачем ряска опустилась на дно озера?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 4 части: сумерки, ряска, свинец, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Сумерки - промежуток между заходом солнца и наступлением ночи; ряска - это название рыбы; свинец - металл синевато-сероватого цвета. · Озаглавь четвертую часть текста. (Лесные озера). Работа с текстом после чтения: • Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - автор рассказа очень хорошо передал период перехода от лета к осени. Показывает читателю, что в любом времени года есть прекрасное, неповторимое, что бывает только у определенного времени года. ) Рассказ «По следам» Виталия Бианки.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Виталий Бианки) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (рассказ - это произведение, которое описывает небольшое событие в прозе) · Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ. (по названию рассказа можно предположить, что речь идет о животных). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Из - за чего у Егорки дух заняло? 2. Какая первая вещь у мальчика на свете? Кто по профессии отец мальчика?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: намедни, диковинного зверя, валандаться, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Намедни - на днях, недавно; диковинного зверя - никто такого еще не видел, неизвестного; валандаться - напрасно терять время. · Озаглавь первую часть рассказа. (Фузея) . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по второй части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. Чего испугался лесник? 2. Из - за чего волки стали пуще выть?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: запропастился, непроглядная тьма, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Запропастился - долго не возвращается; непроглядная тьма - темно, совсем ничего не видно. · Озаглавь вторую часть рассказа. (Тревога) . Беседа по третьей части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. Что за огонек увидел лесник? 2. Что означает молчание волков?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: наугад, осип, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Наугад - (шел) не зная куда, на удачу; осип - потерял голос. · Озаглавь третью часть рассказа. (Огонек) . Беседа по четвертой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по четвертой части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. От чего лесник постарел, сгорбился? 2. О какой книге идет речь?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 4 части: борозда, мышковали, шмякнулась, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Борозда - следы от лыж; мышковали - охотились на полевых мышей; шмякнулась - неловко упала. · Озаглавь четвертую часть рассказа. (Книга - следы) . Беседа по пятой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по пятой части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. Чему удивился лесник? 2. О чем «рассказала» леснику кровь на снегу?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 5 части: обозленный, желторотый, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Обозленный - рассердили, очень злой; желторотый - маленький, малой по возрасту. · Озаглавь пятую часть рассказа. (Диковинный зверь) . Беседа по шестой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по шестой части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. На твердое наткнулся лесник? 2. Что за серая тень мелькнула?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 6 части: мертвая схватка, вожак, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Мертвая схватка - сильная борьба, на смерть; вожак - главный в стае. · Озаглавь шестую часть рассказа. (Мертвая схватка) . Беседа по седьмой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по седьмой части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. Что почудилось леснику? 2. Что заставило остановиться лесника?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 7 части: духом домчался, бердана. (значение слов объясняем, опираясь на текст). Духом домчался - быстро добрался до дома; бердана - ружье одноствольное. · Озаглавь седьмую часть рассказа. (Егорка жив) . Беседа по восьмой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по восьмой части рассказа? (количество вопросов - 2) (1. От чего у Егорки блестели глаза, тело горело? Что за зверя подшиб мальчик?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 8 части: овчина, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Овчина - выделанная овечья шкура. · Озаглавь восьмую часть рассказа. (Барсук). Работа с текстом после чтения: • Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - автор показал, как опытный человек, лесник, охотник, смог по следам угадать, что произошло. А самое главное в рассказе писатель передал отцовскую любовь, родительскую тревогу за родное дитя. ) рассказ «Дымка и Антон» Виктора Драгунского.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Виктор Драгунский) · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (рассказ - это произведение описывает небольшое событие в прозе) · Как ты думаешь, кто главный герой рассказа? (в рассказе два главных героя, так как название состоит из двух имен). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виктору Драгунскому, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. С кем дружил мальчик? Зачем собак называли по имени и фамилии? Почему собаке дали фамилию Дыхов?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: галифе, бродяга, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Галифе - брюки, облегающие колени, расширяющиеся кверху и заправляемые в сапоги; бродяга - тот кто любит путешествовать. · Озаглавь первую часть рассказа. (Фамилии собак) . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Виктору Драгунскому, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Почему Дымка не стала грызть кость? Почему Антон покраснел? Что сделала Дымка, когда Антон принес кость?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: ковылять, ухом не повел, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Ковылять - идти, прихрамывая; ухом не повел - это выражение означает, не придавать чему-либо значение, игнорировать. · Озаглавь вторую часть рассказа. (Совесть). Работа с текстом после чтения: • Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - автор показывает, что настоящей дружбе не помеха неприятности, если во время осознать свою вину и извиниться, можно сохранить дружбу. А еще автор показывает, что и у собак есть характер. ) рассказ «Красные яблоки» Иосифа Дика.. Работа с тестом до чтения. · Кто автор? Знакомо ли вам это имя? · Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались? (рассказ - это произведение описывает небольшое событие в прозе) · Прочитайте название, выскажите предположение, о чем этот рассказ. (по названию трудно сказать о чем рассказ, возможно о красных яблоках). Работа текстом после первичного чтения. . Беседа по первой части: · Какие вопросы ты задашь автору, Иосифу Дику, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Что за представление веселило мальчиков? 2. На что играли ребята? Чья это была мама?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: наледь, вентиль, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Наледь - поверхность земли, покрытая очень скользким льдом; вентиль - приспособление регулирующее подачу воды. · Озаглавь первую часть рассказа. (Опасная игра) . Беседа по второй части: · Какие вопросы ты задашь автору, Иосифу Дику, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3) (1. Почему Валерке хотелось увидеть лицо женщины? Почему рассердился Валерка на Севку? О чем жалел Валерка?) · Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: фабрика, завалилась на бок, (значение слов объясняем, опираясь на текст). Фабрика - промышленное предприятие; завалилась на бок - неудобно упала на бок. · Озаглавь вторую часть рассказа. (Ожидание). Работа с текстом после чтения: • Раскрой главную мысль рассказа. Главная мысль - не нужно совершать поступков, за которые потом нам будет стыдно, а самое главное, которые приносят вред окружающим. Разработанная система упражнений, направленная на формирование познавательных учебных действий младших школьников, составлена, верна, так как при разработке за основу были взяты условия гипотезы, представленной в данной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|