Задание 2. На основании наблюдений заполните таблицу «Животные парка». Допиши свои примеры.
Задание 2. На основании наблюдений заполните таблицу «Животные парка». Допиши свои примеры.
Задание 3. На основе изученного материала разработать маршрут экологической тропы для учащихся начальной школы. Представить разработанный маршрут, цель экскурсии, назвать и показать все виды животных, растений, грибов используемых для составления маршрута.
Справочная информация Экскурсия в парк имеет целью познакомить экскурсантов с теми животными, жизнь которых более или менее тесно связана с парком, как совокупностью древесных пород, дающих пищу (непосредственно или косвенно) и приют различным представителям животного мира. Какие приемы должны быть применены преподавателем для того, чтобы в короткий срок достичь указанной цели и ознакомить на сколько возможно основательно с жизнью и взаимоотношениями обитателей парка? Приемы эти могут быть сведены к следующим категориям. 1. Осмотр лесной растительности. Войдя в парк, мы должны сейчас же с возможным вниманием осмотреть стволы и ветви деревьев и кустарников, обращая внимание как на верхнюю, так и на нижнюю поверхность листьев. На стволах мы можем найти животных, которые! временно сидят или двигаются по коре, а также можем обнаружить следы деятельности некоторых насекомых, находящихся или находившихся под корой деревьев. Несомненно, что в любой момент на стволах деревьев находится значительное количество различных животных, преимущественно насекомых, но обнаружить их представляется делом не особенно легким, так как вообще не легко заметить небольших животных среди неровностей коры, а в частности потому, что многие животные, держащиеся на стволах деревьев, являются окрашенными под цвет коры.
Из числа отдельных представителей фауны, описанных ниже, при этих условиях мы можем найти: вилохвосток (Collembola), лапландского таракана, жуков-усачей, щелкунов, гусениц-пядениц. Помимо перечисленных животных, на стволах можно также обнаружить: сеноедов (Copeognatha), из бабочек — пядениц, совок, соснового шелкопряда! соснового бражника, из жуков — короедов (Ipidae), из двукрылых — мух-бекасинок (Leptis), ктырей (Laphria), из перепончатокрылых — наездников, затем — пауков. Но, само собою разумеется, мы не должны рассчитывать наверняка найти насекомых на стволах; можно проходить довольно долго по лесу и ничего не найти. Следы повреждений насекомых на коре деревьев, — это, главным образом, лётные отверстия различных жуков, которые они прорезают в коре, чтобы выйти на свободу (короедов, долгоносиков, усачей, златок). Осматривая ветки, листья и хвою, можно найти из числа описанных ниже животных ряд форм: так, мы можем найти на листьях личинок пилильщиков, гусениц пядениц, паука-крестовика, а кроме того, тлей, листоблошек, червецов; из жуков — божьих коровок и их личинок, долгоносиков, различных бабочек, мух, наездников, более или менее случайно садящихся на деревья. Наконец, на листьях мы находим самые разнообразные повреждения, произведенные различными животными, преимущественно насекомыми. Нам постоянно будут попадаться листья, тем или иным образом объеденные различными гусеницами, личинками пилильщиков и листоедов, и самими листоедами; далее, внутри листьев могут оказаться «мины», т. е. ходы, проеденные гусеницами некоторых молей или личинками мух; листья могут быть в большей или меньшей степени свернуты при помощи паутины пауками, гусеницами листоверток, молей и некоторых других бабочек; или листья заворачиваются вследствие сосания некоторыми насекомыми, например, тлями, наконец, мы найдем те или другие галлы, т. е. наросты, внутри которых находятся галло-образователи в виде личинок галлиц, личинок орехотворок, некоторых пилильщиков, некоторых тлей, затем микроскопических клещей (Eriophyidae) и др. При осмотре деревьев мы встречаемся не только с растительноядными формами, но и с хищниками, которые преследуют обитателей леса: божьи коровки и их личинки, мягкотелые жуки (Cantharis), и с паразитами: наездниками и некоторыми мухами (Tachinidae), откладывающими свои яички в тело или на тело различных насекомых.
2. Отряхивание деревьев и кустарников. На подставленный зонтик или щит падают все те из только что перечисленных животных, которых мы можем найти при осмотре растений. Конечно, при помощи отряхивания веток мы найдем гораздо больше, чем при простом осмотре. Таким путем в наших руках могут оказаться описанный ниже лапландский таракан, кивсяк и др., а кроме того, множество самых различных насекомых, каковы вилохвостки (CoHembola), уховертки, различные клопы, тли, цикады, жуки, ручейники, веснянки, гусеницы и сами бабочки, флерницы, далее — пауки, клещи. Ряд насекомых, живущих, собственно говоря на деревьях и кустарниках, может оказаться временно более или менее случайно на траве или под деревьями; так, гусеницы и пауки могут на паутине спуститься вниз, различные жуки, пилильщики, мухи и бабочки могут также оказаться здесь. Наконец, есть и такие виды насекомых, которые развиваются за счет травянистых растений, растущих именно в лесу, как некоторые гусеницы, личинки пилильщиков, тли. 3. Отыскивание животных под корой пней и лежачих деревьев. Что касается пней, то в них мы находим очень богатую фауну, состоящую из таких животных, которые питаются частицами коры или древесиной (из числа описанных ниже животных это будут личинки усачей, а также личинки различных слоников, златок, слизняки), или находят здесь приют на день (как, например, некоторые ночные бабочки, жужелицы), или укрываются здесь от зимней стужи (различные жуки, клопы, куколки бабочек, пауки, мокрицы и т. п. ), или, наконец, это хищники, находящие здесь богатую добычу, как например, личинки верблюдки (Raphidia), разные хищные жуки, личинки мухи Erinna. Нельзя не упомянуть о муравьях, некоторые виды которых устраивают свои гнезда именно в пнях.
Для того чтобы исследование пня дало хорошие результаты, необходимо найти довольно старый пень с более или менее отстающей корой, под которой имели бы время поселиться различные животные. Что касается пород деревьев, то следует обращать внимание на пни как хвойных (сосен и елей), так и лиственных деревьев (главным образом берез). Лежачие сосны или ели, если они были повалены ветром или срублены зимой или прошлым летом, представляют собой особенно ценный в экскурсионном отношении материал, на который руководитель экскурсии должен обратить особое внимание и использовать его во всех отношениях. Здесь удобно произвести подсчет количества ходов (гнезд или семей) короедов, о которых будет идти речь в дальнейшем. Для этого следует участникам экскурсии снимать кору кусками в 1 дм, но в нескольких районах поселения жуков (у основания ствола, посередине и у кроны). Таким j. путем выявляются те части ствола, которые более густо заселены короедами. Затем можно снять полосу коры шириной в 1 дм по окружности ствола в районах более густого поселения короедов, чтобы показать разницу в заселении короедами верхней и нижней части ствола и его боков. Конечно, подобные операции снятия коры и подсчета ходов короедов можно делать и на стоячих деревьях, заселенных короедами, если такие деревья найдутся (что, в общем, бывает сравнительно редко). Не только стволы, но и обрубленные сучья и ветви деревьев могут дать материал по короедам (более мелким видам, например, халькографу, двузубчатому короеду и др. ). 4. Ловля сачком летящих насекомых применяется в редких случаях. Различные бабочки, сидящие обыкновенно спокойно на деревьях, могут быть вспугнуты хотя бы экскурсантами или каким-нибудь другим врагом и принуждены совершить перелет, во время которого мы можем их изловить. Во время лёта короедов и муравьев можно их наловить довольно большое количество. 5. Наконец, следует применять просеиванье опавшей листвы, хвои, мха, лишайников через сито; таким путем можно обнаружить в большом количестве различных мелких насекомых (в особенности вилохвосток, стафилинид и других жуков), пауков, клешей и многоножек.
Деятельность позвоночных животных, конечно, также можно наблюдать, но ясно, что это представляет значительно большие трудности, чем наблюдения над беспозвоночными. В дальнейшем изложении говорится специально о белке, так как обнаружить поврежденные ею еловые шишки сравнительно легко. Набрести на следы деятельности других лесных млекопитающих или на самих животных будет уже делом случая; например, обнаружить гнездо лесной мыши, следы повреждения коры деревьев зайцами или найти в каком-нибудь дупле летучую мышь. Каждый подобный случай должен быть, конечно, использован на экскурсии, причем обращается внимание на полезную или вредную деятельность данного животного в лесу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|