Взаимодействие в малой группе
Дж. хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, применимую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента: - задания, - взаимодействие, - установки. Получив задание, члены вновь созданной бригады приступают к его выполнению. Выходят ежедневно на работу, постоянно сотрудничая друг с другом. Постепенно формируется процесс взаимодействия. В результате между ними возникают определенные чувства, симпатии и антипатии. Повторяясь изо дня в день, они постепенно укрепляются. Создаются установки привычки. Они — база для нормирования устойчивых отношений. Каждый знает, что именно можно ожидать от напарника в конкретной ситуации. Чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. Возникает своеобразный эффект накопления, имеющий вид спирали', задания стимулируют взаимодействие, которое укрепляет взаимные чувства, а те в свою очередь мотивируют людей к дальнейшему сотрудничеству. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называем мые неформальными (неписаные нормы). В них аккумулирован прошлый опыт группы. Такие нормы ценятся очень высоко и нередко соблюдаются с большим прилежанием, нежели формальные (должностные обязанности). Чем более сплочена группа, тем лучше выполняются неформальные нормы, и тем притягательнее группа для индивидов. По отношению к нарушителям применяются неформальные негативные санкции. Открытие группового феномена произвело в мировой социологии подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и многие другие.
Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией. Структура группы определяет характер ее динамики и в свою очередь определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в середине 40-х годов под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и других. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей. Сделаем выводы о малой группе: она находится в конце типологии социальных групп, так как у нее самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы — диада и триада. На них распадаются более крупные формирования. Структуру малых групп описывают при помощи социограммы, а динамику — в рамках специального направления, именуемого групповой динамикой. Выделим ключевые понятия: ДИАДА АУТСАЙДЕР ТРИАДА ЛИДЕРСТВО ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА КЛИКА СОЦИОГРАММА МАЛАЯ ГРУППА ЛИДЕР
Литература 1. Hess В., Markson E., Stem P. Sociology. - N.Y., 1991. 2. Краткий социологический словарь. — М., 1989. 3. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.
4. Волошин М. Лики творчества. — Л., 1989. 5. Фролов С. С. Социология. — М., 1994. 6. Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1994. 7. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969. 8. Корнеев М. Я. Проблемы социальной типологии личности. — Л., 1971. 9. Головаха Б. И. Структура групповой деятельности. — Киев, 1979. 10. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М., 1987.
ГЛАВА 9 СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ социальная стратификация — центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии — социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру мы выразили через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном — множество статусов и высок уровень организации разделения труда. Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие — социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны. Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав — это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация — это определенным образом "ориентированный" состав населения.
Что же "ориентирует" большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации — доход, власть, образование, престиж. И все, других нет. Почему? А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Ка-нарских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
ИЗМЕРЕНИЕ СТРАТИФИКАЦИИ Представим себе социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала [I]. Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий — подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Любопытный факт У аланов деформация черепа служила верным показателем социальной дифференциации общества: у вождей племен, старейшин родов и жречества он был вытянутым. Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом: - доход, - власть, - образование, - престиж. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года. На оси координат мы откладываем равные промежутки, например, до 5000 долл., от 5001 до 10000 долл., от 10001 до 15000 долл. и т.д. до 75000 долл. и выше. образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя — 11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми. власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения президента России распространяются на 150 млн человек (выполняются ли они — другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира — на 7 — 10 человек. Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель. престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. С 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения США периодически проводит опрос рядовых американцев, отобранных в общенациональную выборку, с целью определить общественный престиж различных профессий. Респондентов просят оценить каждую из 90 профессий (видов занятий) по 5-пунктовой шкале: превосходное (лучше всех), хорошее, среднее, чуть хуже среднего, самое плохое занятие. В список попали практически все занятия от верховного судьи, министра и врача до сантехника и дворника. Рассчитав среднее по каждому занятию, социологи в баллах получили общественную оценку престижности каждого вида труда. Выстроив их в иерархическом порядке от самой уважаемой до самой непрестижной, они получили рейтинг, или шкалу профессионального престижа. К сожалению, в нашей стране периодических репрезентативных опросов населения о профессиональном престиже никогда не проводилось. Поэтому придется пользоваться американскими данными (см. табл.).
Таблица ШКАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА (СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ)
Примечание: шкала имеет от 100 (высшая оценка) до 1 (низшая оценка) балла. Второй столбец "баллы" показывает среднюю оценку, полученную данным видом занятий по выборке. Источник: Hess В.. Markson E., Stein P. Sociology. N.Y.: 1991. Р. 179.
Сравнение данных за разные годы (1949, 1964, 1972, 1982) показывает устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в эти годы пользовались одни и те же виды занятий. Юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получали неизменно высокие оценки. Их положение на шкале менялось незначительно: врач в 1964 г. стоял на втором месте, а в 1982 — на первом, министр соответственно занимал 10 и 11 места. Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю — представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту. Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале. Классический пример — сравнение офицера полиции и профессора колледжа. На шкалах образования и престижа профессор стоит выше полицейского, а на шкалах дохода и власти полицейский стоит выше профессора. Действительно, власти у профессора меньше, доход несколько ниже, чем у полицейского, но престижа и лет обучения у профессора больше. Отметив того и другого точками на каждой шкале и соединив их линиями, получим стратификационный профиль. Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием. В социологии выделяют три базисных вида стратификации: • экономическую (доход), Рис. 21. Стратификационный профиль профессора колледжа и офицера полиции. • политическую (власть), • профессиональную (престиж) и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СТРАТЕ Принадлежность измеряется субъективными и объективными показателями: - субъективный показатель — ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней; - объективные показатели — доход, власть, образование, престиж. Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы вас могли отнесли к высшей страте общества. страта — социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Понятие стратификации (stratum — слой,/ас/о — делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Так же и стра-та — она включает людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Не существует страты, включающей высокообразованных людей, наделенных властью, и безвластных бедняков, занятых непрестижной работой. Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние — со средними. В цивилизованной стране крупный мафиози не может принадлежать к высшей страте. Хотя у него очень высокие доходы, возможно, высокое образование и сильная власть, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан. Оно осуждается. Субъективно он может считать себя членом высшего класса и даже подходить по объективным показателям. Однако ему не хватает главного — признания "значимых других". Под "значимыми другими" выступают две большие социальные группы: члены высшего класса и все население. Высшая страта никогда не признает его "своим" потому, что он компрометирует всю группу в целом. Население никогда не признает мафиозную деятельность социально одобряемым занятием, так как она противоречит нравам, традициям и идеалам данного общества. Сделаем вывод: принадлежность к страте имеет две составляющие — субъективную (психологическая идентификация с определенным слоем) и объективную (социальное вхождение в определенный слой). социальное вхождение претерпело известную историческую эволюцию. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. С зарождением рабовладения оно неожиданно усилилось. рабство — форма максимально жесткого закрепления людей в непривилегированных стратах. касты — пожизненное закрепление индивида за своей (но необязательно непривилегированной) стратой. В средневековой Европе пожизненная.принадлежность ослабляется. Сословия подразумевают юридическое прикрепление к страте. Разбогатевшие торговцы покупали дворянские звания и тем самым переходили в более высокое сословие. На смену сословиям пришли классы — открытые для всех страт, не предполагающие какого-либо легитимного (законного) способа закрепления за одной стратой. Итак, мы подошли к новой теме — историческим типам социальной стратификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|