Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие в малой группе




Дж. хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, примени­мую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента:

- задания,

- взаимодействие,

- установки.

Получив задание, члены вновь созданной бригады приступа­ют к его выполнению. Выходят ежедневно на работу, постоянно сотрудничая друг с другом. Постепенно формируется процесс взаимодействия. В результате между ними возникают определен­ные чувства, симпатии и антипатии. Повторяясь изо дня в день, они постепенно укрепляются. Создаются установки привычки. Они — база для нормирования устойчивых отношений. Каждый знает, что именно можно ожидать от напарника в конкретной ситуации.

Чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаим­ные чувства. Возникает своеобразный эффект накопления, имею­щий вид спирали', задания стимулируют взаимодействие, которое укрепляет взаимные чувства, а те в свою очередь мотивируют людей к дальнейшему сотрудничеству. Постепенно в малой груп­пе возникают собственные нормы и этикет поведения, называем мые неформальными (неписаные нормы). В них аккумулирован прошлый опыт группы. Такие нормы ценятся очень высоко и не­редко соблюдаются с большим прилежанием, нежели формаль­ные (должностные обязанности).

Чем более сплочена группа, тем лучше выполняются нефор­мальные нормы, и тем притягательнее группа для индивидов. По отношению к нарушителям применяются неформальные нега­тивные санкции.

Открытие группового феномена произвело в мировой социо­логии подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описы­вались такие явления, как межличностная коммуникация, ли­дерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплочен­ность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и многие другие.

Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология пограничная дисциплина между психологией и социологией.

Структура группы определяет характер ее динамики и в свою очередь определяется ею. Исследование динамических процес­сов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, полу­чило название групповой динамики. Как самостоятельное, по преимуществу прикладное, направление она сложилась в сере­дине 40-х годов под влиянием работ К. Левина, Дж. Хоманса, Р. Бейлза и других. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, приня­тия групповых решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценно­стей и целей.

Сделаем выводы о малой группе: она находится в конце типо­логии социальных групп, так как у нее самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы — диада и триада. На них рас­падаются более крупные формирования. Структуру малых групп описывают при помощи социограммы, а динамику — в рамках специального направления, именуемого групповой динамикой.

Выделим ключевые понятия:

ДИАДА

АУТСАЙДЕР

ТРИАДА

ЛИДЕРСТВО

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

КЛИКА

СОЦИОГРАММА

МАЛАЯ ГРУППА

ЛИДЕР

 

Литература

1. Hess В., Markson E., Stem P. Sociology. - N.Y., 1991.

2. Краткий социологический словарь. — М., 1989.

3. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

4. Волошин М. Лики творчества. — Л., 1989.

5. Фролов С. С. Социология. — М., 1994.

6. Хрестоматия по социальной психологии. — М., 1994.

7. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

8. Корнеев М. Я. Проблемы социальной типологии личности. — Л., 1971.

9. Головаха Б. И. Структура групповой деятельности. — Киев, 1979.

10. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, про­грамма, методы. — М., 1987.

 

 


ГЛАВА 9 СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

социальная стратификация — центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии — социаль­ной структуры, социального состава и социальной стратифи­кации. Структуру мы выразили через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагает­ся как бы в горизонтальной плоскости, а создается обще­ственным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном — множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структу­ре они равны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превра­тился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие — социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены гори­зонтально. Действительно, с точки зрения социального соста­ва, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домо­хозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже дру­гих. Социальный состав превращается в социальную стратифика­цию — совокупность расположенных в вертикальном порядке соци­альных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав — это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратифика­ция — это определенным образом "ориентированный" состав населения.

Что же "ориентирует" большие социальные группы? Оказы­вается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каж­дого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занима­ющие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получили четыре главных измере­ния стратификации — доход, власть, образование, престиж. И все, других нет. Почему? А потому что они исчерпывают круг соци­альных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не са­мих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Ка-нарских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимы и недоступны большинству) и при­обретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу об­щественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. со­циальных благ.

А оно всегда неравное. Так возникает расположение соци­альных слоев по критерию неравного доступа к власти, богат­ству, образованию и престижу.

 

ИЗМЕРЕНИЕ СТРАТИФИКАЦИИ

Представим себе социальное пространство, в котором рас­стояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явле­ния, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромно­го, простирающегося на всю человеческую историю, эмпири­ческого материала [I].

Точками в пространстве являются социальные статусы. Рас­стояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизон­тальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий — подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

 

Любопытный факт

У аланов деформация черепа служила верным показателем социальной дифференциации общества: у вождей племен, ста­рейшин родов и жречества он был вытянутым.

Неравенство расстояний между статусами — основное свой­ство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

- доход,

- власть,

- образование,

- престиж.

Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, од­ного месяца или года.

На оси координат мы откладываем равные промежутки, на­пример, до 5000 долл., от 5001 до 10000 долл., от 10001 до 15000 долл. и т.д. до 75000 долл. и выше.

образование измеряется числом лет обучения в государствен­ной или частной школе или вузе.

Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная сред­няя — 9 лет, полная средняя — 11, колледж — 4 года, универси­тет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

власть измеряется количеством людей, на которых распрост­раняется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Решения президента России распространяются на 150 млн человек (выполняются ли они — другой вопрос, хотя и он каса­ется вопроса власти), а решения бригадира — на 7 — 10 человек. Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель.

престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

С 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения США периодически проводит опрос рядовых амери­канцев, отобранных в общенациональную выборку, с целью определить общественный престиж различных профессий. Респондентов просят оценить каждую из 90 профессий (видов занятий) по 5-пунктовой шкале: превосходное (лучше всех), хорошее, среднее, чуть хуже среднего, самое плохое занятие. В список попали практически все занятия от верховного су­дьи, министра и врача до сантехника и дворника. Рассчитав среднее по каждому занятию, социологи в баллах получили общественную оценку престижности каждого вида труда. Вы­строив их в иерархическом порядке от самой уважаемой до самой непрестижной, они получили рейтинг, или шкалу профессионального престижа. К сожалению, в нашей стране периодических репрезентативных опросов населения о про­фессиональном престиже никогда не проводилось. Поэтому придется пользоваться американскими данными (см. табл.).

 

Таблица

ШКАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕСТИЖА (СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ)

Вид занятий Баллы физик 82 профессор колледжа 78 судья 76 адвокат 76 врач 74 дантист 74 банкир 72 летчик 70 министр 69 гражданский инженер 68 социолог 66 политолог 66 математик 65 школьный учитель 63 бухгалтер 57 библиотекарь 55 спец. по компьютерам 51 брокер 51 репортер 51 менеджер в офисе 50 офицер полиции 48 музыкант 46 секретарша 46 пожарный 44 почтовый служащий 43 Вид занятий Баллы машинистка 41 водопроводчик 41 фермер 41 ювелир 37 часовщик 37 стюардесса 36 механик 35 булочник 34 сапожник 33 бульдозерист 33 водитель грузовика 32 кассир 31 продавец 29 мясник 28 домработница 25 железнодорожник 24 газовик 22 таксист 22 официант 20 наемн. раб. на ферме 18 горничная 18 сантехник 17 дворник 17 чистильщик обуви 9

Примечание: шкала имеет от 100 (высшая оценка) до 1 (низ­шая оценка) балла. Второй столбец "баллы" показывает сред­нюю оценку, полученную данным видом занятий по выборке.

Источник: Hess В.. Markson E., Stein P. Sociology. N.Y.: 1991. Р. 179.

 

Сравнение данных за разные годы (1949, 1964, 1972, 1982) показывает устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, сред­ним и наименьшим престижем в эти годы пользовались одни и те же виды занятий. Юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получали неизменно высокие оценки. Их поло­жение на шкале менялось незначительно: врач в 1964 г. стоял на втором месте, а в 1982 — на первом, министр соответственно занимал 10 и 11 места.

Если верхнюю часть шкалы занимают представители творчес­кого, интеллектуального труда, то нижнюю — представители преимущественно физического малоквалифицированного: води­тель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.

Для каждого статуса или индивида можно найти место на лю­бой шкале.

Классический пример — сравнение офицера полиции и профессо­ра колледжа. На шкалах образования и престижа профессор стоит выше полицейского, а на шкалах дохода и власти полицейский стоит выше профессора. Действительно, власти у профессора меньше, доход несколько ниже, чем у полицейского, но прести­жа и лет обучения у профессора больше. Отметив того и другого точками на каждой шкале и соединив их линиями, получим стратификационный профиль.

Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием.

В социологии выделяют три базисных вида стратификации:

экономическую (доход),

Рис. 21. Стратификационный профиль профессора колледжа и офицера полиции.

политическую (власть),

профессиональную (престиж)

и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

 

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СТРАТЕ

Принадлежность измеряется субъективными и объективны­ми показателями:

- субъективный показатель ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

- объективные показатели доход, власть, образование, престиж.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы вас могли отнесли к высшей страте об­щества.

страта — социальный слой людей, имеющих сходные объек­тивные показатели по четырем шкалам стратификации.

Понятие стратификации (stratum — слой,/ас/о — делаю) при­шло в социологию из геологии, где оно обозначает расположе­ние пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры на известное расстояние, то обнаружится, что под слоем чернозема располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Так же и стра-та — она включает людей, имеющих одинаковые доходы, обра­зование, власть и престиж. Не существует страты, включающей высокообразованных людей, наделенных властью, и безвласт­ных бедняков, занятых непрестижной работой. Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние — со средними.

В цивилизованной стране крупный мафиози не может принад­лежать к высшей страте. Хотя у него очень высокие доходы, воз­можно, высокое образование и сильная власть, но его занятие не пользуется высоким престижем у граждан. Оно осуждается. Субъективно он может считать себя членом высшего класса и даже подходить по объективным показателям. Однако ему не хва­тает главного — признания "значимых других".

Под "значимыми другими" выступают две большие соци­альные группы: члены высшего класса и все население. Высшая страта никогда не признает его "своим" потому, что он комп­рометирует всю группу в целом. Население никогда не признает мафиозную деятельность социально одобряемым занятием, так как она противоречит нравам, традициям и идеалам данно­го общества.

Сделаем вывод: принадлежность к страте имеет две составля­ющие — субъективную (психологическая идентификация с опре­деленным слоем) и объективную (социальное вхождение в опре­деленный слой).

социальное вхождение претерпело известную историческую эволюцию. В первобытном обществе неравенство было незна­чительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. С зарождением рабовладения оно неожиданно усилилось. раб­ство — форма максимально жесткого закрепления людей в не­привилегированных стратах. касты — пожизненное закрепление индивида за своей (но необязательно непривилегирован­ной) стратой. В средневековой Европе пожизненная.принад­лежность ослабляется. Сословия подразумевают юридическое прикрепление к страте. Разбогатевшие торговцы покупали дво­рянские звания и тем самым переходили в более высокое со­словие. На смену сословиям пришли классы — открытые для всех страт, не предполагающие какого-либо легитимного (за­конного) способа закрепления за одной стратой.

Итак, мы подошли к новой теме — историческим типам со­циальной стратификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...