Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировая система и цивилизация




В ряду макросоциологических понятий они занимают выс­шую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (чело­вечество).

мировую систему также надо понимать в узком и широком значении. И. Валлерштайн (1976) предложил различать: а) миро­вые империи, б) мировые экономические системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и по­литической властью [6, с.629]. Империи инков, Александра-Ма­кедонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже религиозно), обширные по территории, непрочные обра­зования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями, либо слу­жили их источником. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, — империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая сис­тема. У нее нет единого политического центра и органа управле­ния. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испраши­вать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.

Последняя из мировых экономических систем — современный капитализм. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превра­щается в мировую империю. Транснациональные корпорации на­ходятся вне контроля единого правительства. Они свободно пере­брасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называ­емый социалистический лагерь, куда в 60—80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого прави­тельства, каждая страна — суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне суще­ствующие на планете страны. Она получила наименование миро­вого сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы из­бежать путаницы с обществом в собственном смысле. Почему? Дело в том, что восемь признаков Э. Шилза применимы не толь­ко к локальному, но также к глобальному обществу. Действи­тельно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органами управления мирового сообщества является ООН. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротвор­ческие силы ("голубые каски" ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются реги­ональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн человек, объединенных экономичес­ким, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Со­вет Министров и Европарламент.

 

Поясняющий пример

Мировое сообщество обладает огромной силой. До примене­ния им экономических санкций к Ираку в его социальной струк­туре небольшая часть была богатой и такая же — бедной. Основ­ное население проживало на среднем уровне даже по европейским меркам. А через несколько лет действия эмбарго национальная валюта обесценилась. Основная часть среднего класса скатилась до бедноты.

Итак, мы вправе сделать такой вывод: на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще на­зывают мировым сообществом. Различают две формы подобной системы — мировые империи (множество территорий, полити­чески объединенных в одно государственное образование), и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объеди­ненные).

цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает гло­бальный уровень человеческого общества, на котором происхо­дит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпо­ху, пришедшую на смену "варварству", иначе говоря, знаме­нует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О. Шпенглера: цивилизация — высшая стадия раз­вития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исто­рически — как этап прогрессивного либо регрессивного дви­жения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокуп­ностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит спе­цифическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации раз­личаются именно этими принципиальными чертами. Они поко­ятся на специфических ценностях, философии, принципах жиз­ни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высо­кой ступени различия, где бы географически они ни размеща­лись. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, горо­дов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации.) Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую па­литру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евра­зийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древ­неегипетская, китайская, восточнославянская и другие циви­лизации.

Итак, сделаем заключение: цивилизация — глобальное поня­тие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как истори­ческое (время) и географическое (место) образование.

В заключение раздела выделим ключевые понятия:

МИРОВАЯ СИСТЕМА

МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

МИРОВЫЕ ИМПЕРИИ

 

Литература

1. Веблен Т. Теория праздного класса. — М., 1984.

2. Lundberg G., Schrag С., Largen 0., Cotton W. Sociology. — N.Y., 1968.

3. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. - М., 1993.

4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. — М.,1972.

5. Человек и общество // Социально-политические науки. 1992. №8. С. 32-60.

6. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

7. Матюшин Г.Н. У колыбели истории. — М., 1976.

8. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. — М., 1994.

9. Красильщиков В.Н., Зиборов Г.М., Рябов А.В. Шанс на обновле­ние России // Мир России. 1993. № 1. Т. II. С. 106-111.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...