Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство, стратификация, цивилизация.




Цивилизация, и прежде всего письменность, знаменует пере­ход человечества от предыстории к истории. Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традицион­ное), индустриальное (современное), постиндустриальное (постсовременное, постмодерное).

 

АГРАРНЫЕ ОБЩЕСТВА

Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, кото­рую легко можно обменять на другие товары. Избыточный про­дукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавоч­ным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку прихо­дится влачить жалкое существование и весь рабочий день по­свящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традиционное, и прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга.

Итак, сложное общество — это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледе­лии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу го­сударства и правящего класса.

Таким образом, именно при земледелии впервые за всю ис­торию появляется эксплуатация человека человеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: при­бавочный продукт создается одним человеком, а присваивается другим. Присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта — демонстративное по­ведение: приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Но ведь зарождение праздного класса свидетельствует об ог-ром'ном прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, нигде не работая, значит, в обществе появился досуг — время, свободное от труда и домашних забот. Несказанно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлече­ний, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслу­живающие экономические интересы правящего класса (банки­ры, кредиторы, купцы и т.п.).

В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изде­лий для обмена и продажи).

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил те­перь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особеннос­ти ее возделывания вынуждали людей "кучковаться" в новый тип социальной общности — в территориальные общины. Да и продук­тивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораз­до больше едоков.

Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые госу­дарствами. Все большая часть людей высвобождалась от необ­ходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспе­циализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние про­мыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю ра­бочую неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяй­стве, торговле или управлении. Аграрное общество — это мно­жество городов и пригородных зон, объединенных экономичес­ким обменом.

Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основ­ная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хо­зяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на тради­ционный образ жизни и религиозные ценности.

Усложнилась социальная организация общества. Коллектив­ная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа (или близкого к нему).

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработа­ющее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

 

Поясняющий пример

Классы могли появиться только в связи с прибавочным про­дуктом, а его могли дать лишь земледелие и скотоводство.

О возникновении земледелия говорят археологические на­ходки, прежде всего монументальные сооружения. На строитель­стве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на стро­ительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия такое количество людей, общество, а это проис­ходило в начале четвертого тысячелетия до н.э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.

А для его создания производительность труда должна была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли локальные группы первобытных людей по 30 — 50 человек освоить такие сооружения?

Экономическая и социальная сила аграрного общества поко­илась прежде всего на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Феод означает наслед­ственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сень­ором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической — монархия.

Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается воен­ное. Раньше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем ро­дом, всей группой. Никаких привилегированных военных сосло­вий не было. Теперь они понадобились. Почему? И почему привилегированным не стало, например, сословие купцов или ремесленников? Разве они не приносили пользу обществу?

Конечно, приносили, но всему населению, а не господ­ствующему классу или монарху. Военные, рискуя жизнью, а не своим кошельком, защищали трон и от внешних, и от внут­ренних врагов (восстания подданных). Второе часто было глав­нее первого. Вот почему цари, короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских людей. Они помогали в сборе налогов, которые частенько приходилось брать силой. А разве, принимали участие в этом ремесленники, крестьяне или купцы?

Постепенно вождества очень плавно эволюционировали в аг­рарные государства, а позже — в империи. Вождь становился пра­вителем: князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и наместниками — на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборони­тельных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и "перезре­лые", имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими веч­ными спутниками — тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о превращении вождеств в ранние государства.

Специализированный и разросшийся аппарат управления также стал самостоятельной силой и также претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служащих канцеля­рии вскоре стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных империй (Египет, Вавилон, Ассирия), а это случилось задолго до н.э., можно уже говорить о зарождении бюрократии.

Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добываемого земледельцами. Но иждивенцами они себя не счита­ли. Напротив, полагали, что выполняют чуть ли не самую тяже­лую работу в государстве: занимаются переписью населения и припасов, распоряжаются выполнением всех общественных ра­бот, в том числе ирригацией и возведением пирамид, сбором налогов, отправлением всевозможных ритуалов и церемоний, написанием бесчисленных отчетов, рапортов, записок и докладных. Некоторые древневосточные чиновники жаловались, что не остается времени написать мемуары.

И конечно же, важной частью их трудов было составление законодательства и слежение за неукоснительным его испол­нением. Стало быть, в их руках концентрировалась вся судеб­ная власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития — фазе правового общества. При царе Хам-мурапи (за 2,5 тыс. лет до новой эры) впервые появляется пи­саное право.

право — совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства — полицией и судами. Еще один признак госу­дарства — деление населения не по родоплеменному, а по тер­риториальному принципу.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря род­ственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правящий класс крупного государства гетерогенный, т.е. разношерст­ный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной родственной груп­пы, клана.

По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению на­селявших их групп людей. Как вы думаете, кто на кого чаще нападал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. По­скольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удеся­терялась. История аграрных государств — это история непрек­ращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство как политическое объединение нескольких пле­мен понадобилось для защиты от "бедноземельных". Обита­тели плодородных земель заключили между собой соглаше­ние об объединении усилий для защиты от обитателей истощенных земель.

 

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Современное понимание "общества" сформировалось в евро­пейской культуре не ранее XVII—XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие "гражданское общество". Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление насе­ления, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли "обществом". Таким образом, понятие "об­щество" ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством на­селения, сосредоточившим у себя все богатство и власть. Сегод­ня мы назвали бы эту часть "высшим обществом", "высшим светом", элитой или как-то еще.

Подобная традиция восходит к античности. В общество, а точ­нее город-государство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказывались в меньшинстве. Таким образом, и здесь общество состояло из меньшинства населения.

С конца XVIII века, а именно тогда произошла Великая Французская революция (1789—1794), изменившая политичес­кий облик Европы, слово "общество" начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населения.

Распространение понятия "общество" на все более широкий круг людей являлось постепенным и достаточно противоречи­вым процессом. В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во многих государствах мира со­храняется минимальный ценз оседлости. Значит, здесь за рамки общества выведены целые слои населения. Сегодня такая ситуа­ция сложилась в странах Балтии.

Именно XVIII век считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерье, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Пыльные, неуютные мастерские уступают место просторным цехам, наполненным сложным оборудованием: сборочными конвейерами, мартеновскими пе­чами, счетно-решающими устройствами.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных усло­вий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Напротив, средняя продолжительность жизни растет. Увеличива­ется и численность населения. Люди со все большим желанием миг­рируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей полу­чить образование.

урбанизация — расширение доли городского населения и распрос­транение городского образа жизни на все слои населения стано­вится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриа­лизации. Индустриализация требует все более и более подготовленных работников, так как сложность технологии по­стоянно растет. Такую возможность обеспечивает именно урба­низация — выкачивание сельского населения и превращение его в городское высокообразованное,

Экономическая самостоятельность и расширение политичес­ких свобод граждан привели к тому, что понятие личности по­степенно распространяется и на простых людей. Недавно еще, а именно в XVII веке, простолюдинов отказывались считать пол­ноправными членами общества, если они находились в эконо­мически зависимом положении.

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника ра­бочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городс­ком транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика. В нем основная часть населения трудится в промыш­ленности, а живет в городе. К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса:

индустриализация создание крупного машинного произ­водства,

урбанизация переселение людей в города и распростра­нение городских ценностей жизни на все слои населения.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно — дитя двух революций — экономической и политической. Под экономи­ческой подразумевается Великая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая Французская революция (1789—1794).

Обе они радикально изменили лицо Европы: первая дала чело­вечеству экономические свободы и новую социальную стратифи­кацию, а именно классовую, а вторая — политические свободы и права, а также новую политическую форму общества — демокра­тию, основанную на равенстве всех людей перед законом.

За три века европейское общество изменилось неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. В обиход вошло поня­тие индустриализации. Ее флагманом выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предприни­мательства и нового типа законодательства.

Индустриализация — применение научных знаний к про­мышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленно­сти был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности не­большая часть населения оказалась в состоянии кормить боль­шинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения. Германии — 10%, Японии - 15%.

В отличие от земледельческих государств и империй, индуст­риальные страны более многочисленные — десятки и сотни мил­лионов человек. Это высокоурбанизированные общества. Если в земледельческом обществе города играли важную, но не само­довлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали иг­рать заглавную роль.

Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустри-ального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям прихо­дили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу.

Теперь уже больше половины населения занято промыш­ленным трудом, а меньшая его часть — аграрным. Престиж первого постоянно растет, а второго падает. Правда, до извест­ного предела. Наступит время, и престиж промышленного тру­да также начнет неумолимо снижаться. Но произойдет подоб­ное в связи с переходом к следующей стадии — постиндустриальному обществу.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Понятием "модернизация" в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к по­стиндустриальному обществу.

Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие по­зиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхожде­ния человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет — система общечеловеческих ценностей.

Термин "модернизация" относится не ко всему периоду соци­ального прогресса, а только к одному его этапу — современному. В переводе с английского "модернизация" означает "осовремени-вание". Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализ­ма, суть модернизации связывают со всемирным распростране­нием по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничего не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуж­дают авторы теории модернизации.

Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и ре­шить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов [8, с.7]. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сооб­щество, под которым понимается мировая экономическая сис­тема капитализма.

Итак, вывод: под модернизацией понимается революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капита­листическому обществу, осуществляющийся путем комплекс­ных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает карди­нальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Различают два вида модернизации [9]. органическая модернизация является моментом собственного

развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализ­му в результате промышленной революции XVIII века и преоб­разование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начи­нается не с экономики, а с культуры и изменения обществен­ного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориен-тациях людей.

неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимаемый правитель­ством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вслед­ствие татаро-монгольского нашествия была отброшена' в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали пет­ровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.

Неорганическая модернизация совершается путем закуп­ки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чу­жой технологии (нередко методом экономического шпиона­жа), приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в соци­альной и политической сферах: резко изменяется система уп­равления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX веках, в Япо­нии в XIX и XX веках. Стране Восходящего Солнца потребо­валось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической-Япо­ния развивается на собственной основе и в свою очередь слу­жит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модерни­зация идет "снизу", а неорганическая "сверху". Принципы "мо-дернити" не успевают охватить подавляющее большинство насе­ления, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX веке, когда интеллигенция расколо­лась на "западников" и "славянофилов". Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение запад­ных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей [9]. Капитализм в России потерпел неудачу.

Итак, мы можем заключить: модернизация имеет две разно­видности — органическую и неорганическую. Первая предпо­лагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе, а вторая — что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...