Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стамбха Ашоки. Середина III в. до н. э.




Индия.

Стамбха Ашоки.

Фрагмент.

Середина III в. до н. э.

Индия.

*Нирвана — психологи­ческое состояние полноты внутреннего бытия, отсутст­вия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолют­ной отрешённости от внеш­него мира, освобождения от оков материи, бесконеч­ной цепи рождений и смер­тей (сансары).

**Буддизм — мировая ре­лигия наряду с христианст­вом и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Прео­долеть его и познать истину можно, пройдя путь спасе­ния. Высшей целью в буд­дизме является нирвана — просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком — Абсолютом.

с самого начала приобрела полусфе­рическую форму.

Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы — ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, — ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота — тораны, украшенные рельефом.

Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего време­ни дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие бо­жества в облике человека: якши и якшини — духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини про­изошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, по их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более уз­ком — святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на ог­радах и воротах ступы, а также дру­гих культовых построек.

Ещё один вид буддийской архи­тектуры — пещерные храмы. Пеще­ра Ломас Риши в Бодх-Гаи — оваль­ное святилище и прямоугольный зал — была высечена при Ашоке

(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Монументальная скульптура из камня — вид искусства, который получил при Маурьях широкое рас­пространение. В скульптуре ранне­го буддизма изображения Будды в облике человека не встречались.

Рельеф колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э.

Индия.

Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э.

Археологический музей, Сарнатх. Индия.

Ступа. Ill-—I вв. до н. э.

Индия.

Будда и его учение представали в об­разах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изо­бражения ступы или отпечатка сто­пы великого проповедника. Эти изображения символизировали раз­личные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распростране­ние учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщён­но-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.

При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монумен­тальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжё­лые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочета­ются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Расцвет искусства Индии, возникно­вение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), разви­тие основных тенденций архитекту­ры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правле­ния Кушанской династии (I в. до н. э. — III в. н. э.). Кушанские пра­вители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.

В I в. до н. э. в культовой архитек­туре Индии появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридо­рам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульп­турными капителями. В этом архи­тектурном пространстве, оживлён-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...