Археологический музей, Муттра. Индия.
*Мудры — выражение символов, понятий, а также ступеней духовного совершенства через положение и жесты пальцев и рук. **Урна' (точка между бровями) у Будды — знак совершенства и избранности; ушни'ша (полукруглый выступ на голове) — символ высшей меры знаний и мудрости. ***Стела — вертикально стоящая каменная плита С надписью или рельефом. ****Гупты — династия правителей древнеиндийского государства Магадан на севере Индии. К концу IV а они объединили под своей властью большую часть Северной Индии. Индуизм — основная религия Индии, распространённая и в других странах Азии. Одно из её положений — учение о перевоплощении душ, обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дурными. Верховные божества индуизма — Крахма (Творец мира), Вишну (Бог-охранитель) и Шива (Бог-разрушитель). Пещерные храмы в Аджанте. IV —VII вв. (VI в.) и храм Вишну (V—VI вв.) в Деогахе. В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV— VII вв.). Среди сооружений выделяются чайтьи и виха'ры — общежития буддийских монахов. Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусства известен в Индии с начала I тысячелетия до н. э. Однако поскольку под действием влажного климата живописный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранившимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относится к IV—VII вв., поэтому росписи, выполненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны.
Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намёка на передачу Росписи храмов в Аджанте. IV—VII вв. Индия. перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме. Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особенности этого памятника нашли отражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда — образ идеальный, воплощающий идею достижения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшенном скульптурными изображениями и орнаментом. Его фигура лишена всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения. В гуптской художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма. ИНДИЯ VI—X ВЕКОВ В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам — Шиве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти. В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возведён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвигли на природной площадке, расположенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:
воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы, знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскальный рельеф «Нисхождение Гаити на землю». В архитектуре комплекса выделяются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных — слонов, львов и быков. «Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архитектурные формы с прибрежным ландшафтом. В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украшает архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на- скальный рельеф «Нисхождение реки Ганга на землю». Главная тема рельефа — легенда о том, как священная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей. Перед скальным рельефом устроена площадка, на которой в древности разыгрывались религиозные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|