Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чайтья в Карли. Интерьер. I в. до н. э. Индия.




Дарители. Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. Индия.

*Чайтья буддийское культовое сооружение, храм-молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно стоящее здание.

ном скульптурой, создаётся не­обычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, симво­ликой которого является ступа, помещённая в храме.

Скульптурные рельефы с муж­скими и женскими фигурами, рас­положенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены да­рители, на средства которых был построен храм. В трактовке муж­ских фигур сочетаются мужествен­ность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плав­ность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изо­бражению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция ока­зала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала во­площением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает всё живое на земле.

В буддийской архитектуре возве­дение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными компо­зициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н. э.) широко известны рельефа­ми, которые составляют здесь еди­ное целое с архитектурой.

На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ якшини с восточной тораны. Обнажённый стан древесной боги­ни изящно изгибается, руки тянут­ся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения её легки и грациозны, поза свободна и ес­тественна. Эталоном красоты жен­щины и богини плодородия по-прежнему остаются подчёркнуто округлые бёдра и бюст.

В религии буддизма и индуизма огромное значение придаётся цар-

Ступа в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н. э.

Индия.

Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты.

I в. до н. э.

Индия.

ству животных. В представлении индийца, люди, животные, расте­ния и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывны­ми узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникаю­щей жизни, энергии, одушевляю­щей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изо­билием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в част­ности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.

В I—IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значи­тельные перемены. В изобразитель­ном искусстве Будду стали представ­лять в облике человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три ос­новные школы буддийской скульп­туры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).

Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая область в Се­веро-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на ру­беже I—II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды при­обрёл эллинистические черты. Ран­ним типом гандхарского Будды мо­жет считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя сто­ящего Учителя отличается прекрас­ным исполнением. Многочислен­ные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропор­ции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя со­средоточенность, а не физическая красота.

На грани между индийской и эллинистической традициями со­здана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с выверну­тыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала ка­нонической для всех школ буддий­ской скульптуры. Пальцы рук Учите­ля соприкасаются в положении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...