Прибрежный храм Шивы в Махабалипураме. Около 700 г.
*Тримурти (тройственный образ) триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шипы. Брахма — Творец мира, Вишну — Бог-охранитель, Шива — Бог-разрушитель. **Ратха — повозка, до сих пор используемая в Южной Индии во время храмовых праздников. На ней перевозят изображение божества. Ратхой стали называть и небольшой монолитный (вырубленный из скалы) храм. предназначенный для хранения статуи божества и поклонения ей. Небольшой храм-ратха символизировал колесницу бога. ***Ганга — в мифологии Древней Индии священная небесная река, образ которой связан с женским началом. театрализованные представления. В таких случаях рельеф был своеобразным фоном и заменял театральные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого единым источником — священной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме. Крупнейшими храмовыми центрами раннего и зрелого Средневековья, расположенными в Центральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X—XI вв.). Отдельные части здания — святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частей завершена обособленной башенной надстройкой. Башня святилища — самая высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и женщин — одни из лучших в средневековом искусстве. Лёгкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм всего скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой ещё один великолепный образец художественной культуры, в котором воплощён принцип единства. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».
Таким образом, в произведениях средневековой скульптуры воплощаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в монументальном искусстве Индии. Рельеф храма в Махабалипураме. Фрагмент. VII в. Индия.
Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. X—XI в. Индия. Шива Натараджа из Южной Индии. XI в. Городской музей, Мадрас. Индия. Шива Натараджа — Владыка Танца. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как его разрушительная энергия реализуется в момент танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает' новый цикл жизни. Шива Натараджа изображался стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет определённый смысл. Бог может держать в руке также священный предмет: например, барабанчик — символ космического ритма. Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью. Фигура Бога обычно заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель. Скульптуры храмов в Кхаджурахо. X—XI вв. Индия. РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии ещё в VIII в. н. э. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искусство Индии Исламской эпохи можно разделить на раннеисламский период (XI первая половина XVI в.) и период правления династии Великих Моголов (вторая половина XVI—XVIII вв.).
Период раннеисламского владычества в Индии начался с нашествия мусульман в начале XI в. Завоеватели безжалостно уничтожали святыни «неверных» — индуистские и буддийские храмы — и целые города, вырезали население, уводили в рабство мастеров-ремесленников. История Индии ХШ—XIV вв. ознаменована постоянной сменой мусульманских династий. Борьба за власть сильно ослабила единство мусульманских правителей, и в XV — начале XVI в. в Индии образовалось несколько самостоятельных исламских государств, враждовавших друг с другом, как, например, Кашмир, Дели, Бенгалия, Мальва, Гуджарат. Завоеватели пытались приспособить остатки разрушенной архитектуры для собственного искусства и строительства. Так, целые фрагменты зданий, прежде всего колонны, столбы, скульптурные украшения, детали декоративной отделки, были перенесены во вновь построенные мусульманские сооружения. В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооружений мусульман — в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзолеи. Крупнейший мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу ХIII в. В комплекс вошли большая мечеть, гробница, медресе, а также мавзолей. Однако самой большой достопримечательностью ансамбля счал гигантский минарет Кутб-Минар (1231 г.), высота которого превышает семьдесят метров. В основных типах архитектурных сооружений раннеисламского периода прослеживаются исламские традиции, но в деталях культовых построек ясно видно влияние индийского зодчества. Входные ворота в исламские сооружения напоминают входы в скальные храмы Индии. Как колонны, так и детали архитектурных украшений с обилием растительного и цветочного орнамента заимствованы из буддийских и индуистских построек. Минареты, столь привычные в культовом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии час- Минарет Кутб-Минар. 1231 г. Дели. Индия.
Мечеть Джами-Масджид, Первая треть XV в. Дели. Индия. то отсутствуют. Ещё одна важная особенность архитектуры раинеисламского периода — её органичная вписанность в окружающую природу. Это качество издревле было присуще индийским архитектурно-скульптурным ансамблям.
Среди городов, в которых сохранились образцы раннеисламской архитектуры, выделяется Ахмадабад. Здесь было возведено множество прекрасных мечетей и медресе: например, мечеть Джами-Масджид (первая треть XV в.), мечеть Рани Сепари (начало XVI в.) — жемчужина раннеисламской архитектуры, мечеть Ахмад-шаха (начало XV в.). В этих сооружениях гармонично соединялись художественные традиции двух разных культур — мусульманской и индийской. ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизованное государство на всей её территории правитель Акбар (1556— 1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Постепенно исчезли сдержанность и простота форм сооружений, архитектура и её убранство стали более сложными. Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в.), находящийся недалеко от Агры — столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окружённом оградой с большими воротами. Главное здание имеет три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|