Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и их воздействие на цену и количество




классификация рынков

По мнению ряда экономистов, к причинам возникновения рынка следует отнести:

1. Общественное разделение труда;

2. Экономическую обособленность производителей, выраженную, прежде всего, в частной собственности на средства производства.

Адам Смит считал, что обмен вытекает из естественного, природного свойства человека – склонности обмениваться продуктами своего труда для получения многих других необходимых ему благ. Обмен – это эквивалентно–возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными производителями, связанными разделением труда. Следует отметить, что необходимость обмена одного продукта на другой не возникла бы, если ограниченность ресурсов не вела бы к разделению труда и специализации на выполнение отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. Разделение труда позволяет преодолеть ограниченные производительные возможности любого вида ресурсов, использовать преимущества каждого их них, специфику в способах и технологиях выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества. Рыночная экономика является результатом процесса обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми.

Рассмотрим, что такое рынок, каковы его функции и какие виды рынков существуют.

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Существуют различные определения рынка. Например, Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. В учебнике «Экономикс» Макконнелла мы можем прочитать, что рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков), отдельных товаров и услуг. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. В некоторых случаях контакт между покупателем и продавцом может быть личным (пример, магазин), иногда осуществляется через посредников (пример, фондовая биржа, где о купле-продаже ценных бумаг договариваются агенты клиентов, так называемые брокеры или дилеры).

Роль рынка и его функции в экономике определяются следующими моментами.

Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики.

Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще А. Смит, имея в виду спрос и предложение. Она–то и заставляет предпринимателя, преследующего собственные интересы (получение прибыли), служить интересам общества, т.е. создавать больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.

В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных неконкурентных предприятий.

В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходам и ценам. В тоже время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

В-пятых, рыночные цены выступают носителями информации о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве, издержках их производства, полезности. Это позволяет как покупателям, так и продавцам корректировать свои планы и принимать оптимальные решения.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи. К ним относятся рынок товаров, услуг, информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

Рынок товаров состоит из рынка средств производства (инвестиционные товары) и рынка предметов потребления.

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Это рынки:

1) Топлива и минерального сырья;

2) Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

3) Объектов промышленного строительства;

4) Машин и оборудования;

5) Научно - технических знаний (открытий, изобретений и т.д.).

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

Рынок услуг – это купля–продажа услуг здравоохранения, общественного питания, образования, сферы туризма, бытового обслуживания.

Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составила 80 %.

Рынок капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок ценных бумаг.

По территориальному признаку выделяются местные, национальные и мировые рынки.

По типу конкуренции различают: 1) Рынок свободной (чистой) конкуренции; 2) Чистая монополия. 3) Рынок монополистической конкуренции. 4) Олигополия.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему от выбора точки на графике производственных возможностей зависит будущее состояние экономики. Поясните с помощью графиков производственных возможностей для двух стран А и В (Рис. 1.2 а, б), которые производят товары производственного назначения Y и потребительские товары X.

а) Страна А б) Страна В

Y Y

 

-----------*G

 

---------------------* G

 

 

X X

Рис. 1. Границы производственных возможностей в двух странах А и В

Тесты

1. По таблице определите альтернативную стоимость производства дополнительных единиц тов. Х (видеоигр). Как изменяется альтернативная стоимость и почему:

A B C D E

Y (спорт. товары) 16 15 12 7 0 а) 16 15 12 7 0; б) 1 3 5 7;

X (видеоигры) 0 1 2 3 4 в) 15 6 2,3 0; г) 1 4 9 16.

2. Что не характерно для полной занятости:

а) эффективное использование экономических ресурсов;

б) увеличение одного блага сопровождается уменьшением другого;

в) действует закон возрастания альтернативных затрат;

г) увеличение производства данного блага невозможно.

3. В чем суть проблемы выбора для потребителя, и в каких условиях она возникает:

а) это сложность выбора в условиях избытка товаров;

б) невозможность одновременно увеличить покупку двух желаемых благ;

в) невозможность выбора в условиях дефицита;

г) невозможность увеличить покупки желаемого товара в рамках ограниченного дохода.

4. Какое определение не соответствует понятию эффективного использования ресурсов:

а) достигается полная занятость ресурсов;

б) нет свободных ресурсов, чтобы увеличить производство товаров и услуг;

в) можно увеличить производство одного блага, не сокращая количество другого;

г) невозможно одновременно увеличить производство двух альтернативных благ.

Тема 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПОТРЕБИТЕЛЬ НА РЫНКЕ

Основные понятия: спрос; закон спроса; эффект дохода и эффект замещения; неценовые факторы спроса; предложение; закон предложения; неценовые факторы предложения; рыночное равновесие; излишки и дефициты; государственные минимальные и максимальные цены; изменение равновесия. Полезность блага; общая и предельная полезность; равновесие потребителя на рынке одного товара; равновесие потребителя на рынке двух или нескольких товаров; график безразличия и бюджетная линия; предельная норма замещения; карта кривых безразличия; оптимум потребителя.

 

1. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие

Спрос показывает то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Данная количественная зависимость между ценной и покупным товаром может быть представлена в виде шкалы спроса, т.е. таблицы, в которой выражены параметры покупателя относительно покупки товара в определенный отрезок времени.

Существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.

В основе закона спроса лежит две причины:

1) товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения);

2) при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара (эффект дохода);

Закон спроса не действует в трех случаях:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).

Таблицу индивидуального спроса можно представить в виде восходящей кривой ДД на графике. При этом по закону спроса потребители покупают большее количество продукта, когда цена на него снижается.

Функция спроса от цены характеризует изменение величины спроса от цены товара Qd = f (Р).

Рис. 3.1. График изменения величины спроса

Мы рассматривали проблему с позиции одного потребителя. Но существование конкуренции обязывает рассмотреть проблему, когда на рынке много покупателей.

Шкала рыночного спроса может быть легко преодолена путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при равных возможных ценах. Общий рыночный спрос может быть определен также путем умножения величин спроса на количество покупателей.

До сих пор предполагалось также, что “прочие условия” при анализе спроса оставались неизменными. Поэтому движение вследствие изменения цены и объема продаж шло вдоль кривой спроса, а ее положение оставалось неизменным. Что же следует понимать под изменением спроса?

Ответ: изменение спроса - это движение всей кривой спроса ДД, означающее изменение продаж не зависимо от цены. При возросшем спросе и той же цене количество продаж товара возрастает; при снижении спроса количество продаж сокращается. Хотя цены остаются теми же. На графике рост спроса - кривая Д1Д1 (а); снижение спроса - кривая Д2Д2 (б).

Рис. 3.2. Графики изменения спроса

На изменение спроса влияют следующие неценовые факторы: потребительские вкусы, изменение которых вызывается рекламой или изменениями моды, появлением нового продукта;

1) число покупателей, вызванное ростом рождаемости, продолжительности жизни и т.д.;

2) изменение дохода в сторону увеличения может вызвать рост спроса на высококачественные товары и снижение спроса на товары низкого качества;

3) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Например: повышение цены на сливочное масло увеличивает спрос на маргарин, как заменитель. Цена на бензин выросла, и снизился пробег вашего автомобиля;

4) ожидания изменения цен или дохода в будущем.

 

Предложение показывает разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие качества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам при условии, что все прочие факторы остаются неизменными.

Шкала предложения показывает положительную или прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Закон предложения: с повышением цен возрастает величина предложения и наоборот. Препятствие в виде высокой цены означает что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта.

В основе закона предложения лежит две причины:

1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные и быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения;

2) в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.

Как и в отношении спроса полезно представить предложение в графическом виде.

Функция предложения от цены характеризует зависимость величины предложения товара от его цены Qs = f(Р).

Кривая предложения строится на предположении, что главным фактором, влияющим на величину предложения является цена. Кривая рыночного предложения строится на основе величины предложения одного производителя, умноженной на число продавцов.

 

Рис.3.3. График изменения величины предложения

 

Однако на изменение предложения влияют другие факторы:

1) цены на ресурсы. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо;

2) технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов;

3) налоги и дотации. Повышение налогов снижает предложение;

4) цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может побудить производителя выпускать данный вид продукции в большем объеме;

5) ожидания изменения цены могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время;

6) число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число продавцов, тем больше рыночное предложение.

Таким образом, влияние одного из названных факторов приводит к изменению в предложении, что находит выражение в смещении кривой предложения вправо или влево. Напротив, изменение величины предложения означает продвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения.

Теперь, имея некоторое представление о спросе и предложении, мы можем перейти к анализу их взаимодействия. Линия ДД является графическим изображением функции спроса от цены, линия SS - функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена Ре и равновесный объем Qe.

 

Рис.3.4. График равновесной цены и равновесного количества

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. Если рыночная цена выше равновесной, то величина спроса выше величины предложения и производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в данном объеме.

3.5. График изменения спроса и предложения

и их воздействие на цену и количество

Если величина спроса на товар превысит величину предложения, товар станет дефицитным. Избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену.

В процессе взаимодействия спроса и предложения действуют следующие законы рыночного ценообразования:

1) цена стремится к такому уровню, при котором объем спроса равен объему предложения;

2) если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращении предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если наоборот, при неизменном спросе увеличится предложение - цена понизится.

В условиях свободной конкуренции цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. Государство может поддерживать цены выше уровня равновесия (цены пола) или ниже (цены потолка). Занижение цены обычно устанавливается в результате политики государства направленной на замораживание цен. Возникшую при этом нехватку товаров устраняют путем введения карточной системы распределения. Необходимость вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования является объектом споров экономистов.

Перейдем теперь к анализу устойчивости равновесия. Такой анализ требует построения модели, в которой учтен фактор времени (динамическая модель рынка). Рассмотрим в качестве примера одну из простейших динамических моделей - так называемую паутинообразную модель (рис. 3.6).

3.6. График устойчивого равновесия

(паутинообразная модель)

 

Предположим, что производители ожидают в будущем периоде сохранение фактически установившихся в настоящем периоде цен. Приняв решение об определенном объеме предложения, производители не корректируют решение, а так же не имеют запасов. На графике линия SS характеризует зависимость объема предложения от фактической цены этого товара в предыдущем периоде.

Линия ДД характеризует зависимость объема спроса на товар от цены товара в данном периоде. Пусть цена в некоторый начальный период времени t=0 была равна Ро и по ней было куплено Qо единиц товара. Тогда в следующем периоде t=1 производители выбросят на рынок Q1 единиц товара. Этот объем предложения будет, в свою очередь, реализован по цене Р1 и т.д. Данная система стремится к положению равновесия в точке с координатами P’Q’ т.е. равновесие является устойчивым. Однако всегда ли будет так? В данном случае линия предложения SS круче линии спроса ДД. Рассмотрим теперь случай, когда линия спроса круче линии предложения и когда углы наклона линии спроса и предложения равны.

3.7. График Рис. 3.8. График неустойчивого равновесия регулярных колебаний

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...