в коротком периоде в длительном периоде
Увеличению спроса соответствует относительно большее, чем в пределах кратчайшего периода, изменение количества предлагаемой продукции с Q до Qs и относительно меньшее изменение цены с Ро до Рs. Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить свои мощности, новые фирмы могут войти в состав отрасли. Результатом будет небольшое изменение цены с Ро до РL и большое изменение количества предлагаемой продукции - Qо до QL. Если отрасль с растущими издержками, то увеличение спроса вызовет рост цены с Ро до РL. В случае с отраслью с постоянными издержками кривая долгосрочного предложения SL’ совершенно эластична и новая цена - Ро. При анализе эластичности предложения необходимо также учитывать, что кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому, независимо от степени эластичности или не эластичности, цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении. Помимо полной эластичности существует также перекрестная (или взаимная) эластичность спроса по цене. Она изменяет чувствительность потребительского спроса на одну продукцию к изменению цены какой-либо другой продукции. Например, эластичность спроса на масло по отношению к цене маргарина составляет:
Где: Q в- количество масла. Рм - цена маргарина. Здесь объем спроса относится к одному товару, а цена - к другому. Спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать и убывать в зависимости от отношения потребителя к совместному использованию того или иного товара.
В данном примере перекрестная эластичность цены положительна так как это товары-заменители. Некоторые товары являются сопутствующими и используются совместно, поэтому увеличение цен на один снижает потребление другого. Например, масло для двигателя и бензин. Эластичность масла для двигателя в отношении бензина отрицательна. Измеряют также эластичность спроса по доходу. Она представляет собой процентное изменение спрашиваемого количества товара Q в результате однопроцентного роста дохода I. Q / Q EI = --------------- I / I Такие зависимости обычно изучают путем сопоставления спроса в группах потребителей, каждая их которых более или менее однородна по уровню дохода. Рост дохода увеличивает возможность совершения покупок, так что спрос на большинство товаров с увеличением дохода возрастет, и эластичность спроса по доходам оказывается положительной. Но по абсолютной величине эти эластичности могут резко различаться. Эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала, а на предметы роскоши - велика. Кроме того, существуют товары, которые при постоянном высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами - заменителями и спрос на них при дальнейшем увеличении дохода падает. На этом участке эластичность оказывается отрицательной. Такие товары называются “товарами низкого качества”. На графике показаны зависимости спроса Q от дохода I. 1) товары первой необходимости (ЕI<1); 2) предметы роскоши (ЕI>1); 3) товары низкого качества при больших доходах (EI<0) Помимо здравого смысла, которым объясняют закон спроса существует еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса. 1. Действие эффекта дохода и эффекта замены (мы о них говорили раньше). Для нормальных товаров (товары высокого качества) действие эффекта дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение спроса при их повышении.
Рис. 3.12. График зависимости спроса Q от дохода I Для товаров более низкого качества ситуация зависит от степени взаимодействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цены на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина. Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, то картина наблюдается обратная: при увеличении цены растет потребление низшего товара. Например: в конце 90-х гг. средняя семья в России увеличила потребление сахара по сравнению с 1990 г., в то время как цена на шоколадные конфеты по сравнению с сахаром выросла в меньшее число раз. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низкой категории (в данном случае сахара). 2. Второе объяснение основано на том, что в течение короткого промежутка времени потребители могут получить столько товара и услуг, сколько пожелают, с учетом изменения значимости каждой дополнительной единицы блага. Потребность при этом может получить удовлетворение согласно закону убывающей предельной полезности. Под предельной полезностью экономисты понимают добавочную полезность каждой последующей единицы товара.
3. Потребительское поведение. Закон убывающей предельной полезности. Условие равновесия потребителя Закон убывающей предельной полезности -за относительно короткий промежуток времени предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать, так как идет насыщение потребности в товаре. Полезность понятие субъективное, поэтому не поддается точному количественному измерению. Однако, если предположить, что мы умеем измерять полезность, то взаимосвязь между количеством приобретаемой продукции и соответствующей добавочной полезностью, извлекаемой из каждой последующей единицы продукции можно представить в виде следующей таблицы, показывающей полезность яблок. Таблица 3.2
По данным таблицы можно начертить график общей и предельной полезности. Пусть 1 руб. имеет полезность равную 2 единицам полезности. Тогда график общей (TU) и предельной (MU) полезности будет следующими.
3.13. График общей Рис. 3.14. График
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|