полезности предельной полезности
Если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии падения их цены. Вот почему кривая спроса на продукт оказывается нисходящей. Представление об убывающей предельной полезности позволяет объяснить, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами. Потребитель должен выбрать такой набор товаров и услуг, который принесет ему наибольшую сумму полезности. Для этого он должен так распределить денежный доход, чтобы последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую предельную полезность. Данное правило максимизации полезности характеризует состояние равновесия потребителя. Рассмотрим выбор потребителем набора товаров А и В на основе таблицы. В следующей таблице есть данные, характеризующие предельную полезность каждой единицы товаров А и В. Рассчитаем предельную полезность товара А и В на доллар, если цена А=18, а цена В=28. Таблица 3.3
Если потребитель имеет 10 $ для покупки товаров, то прежде всего он купит первую единицу товара В так как его предельная полезность на доллар выше, чем у первой единицы товара А и вторую единицу товара В, так как они обладают полезностью на доллар большей, чем вторая единица товара А.. На данный объем покупок потребитель уже истратил 5 долларов. Оставшиеся пять он истратит купив третью единицу товара В и вторую единицу товара А, так как они дают равную предельную полезность на доллар. Итак, комбинация товаров, максимизирующая полезность потребителю, представляет собой две единицы товара А и четыре единицы товара В. В алгебраической форме данное правило может быть представлено в следующем виде:
MU товара А MU товара В ---------------------- = ------------------------ цена товара А цена товара В Объяснение характера спроса построено в данном случае на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ. Такой подход получил название кардиналистского. Однако такой подход оказался малоубедительным. В реальной действительности на спрос влияют намерения по закупке наборов товаров с учетом их предпочтительности.
4. График безразличия и бюджетная линия. Проблема выбора оптимального набора Проблема выбора оптимального набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия. Любой акт имеет две стороны - желания и возможности потребителя. Пусть потребитель желает приобрести 10 яблок и 20 конфет. Определим, какие еще наборы яблок и конфет дадут такую же суммарную полезность. Данные в следующей таблице. Таблица 3.4
Представим данные в виде графика.
Рис. 3.15. Кривая Рис. 3.16. График кривых безразличия безразличия Кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации двух товаров, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности. Любая точка (т.К), лежащая выше кривой безразличия будет более предпочтительна для потребителя, чем точки кривой безразличия.
Сформулируем некоторые общие свойства кривых безразличия: 1) через любую точку в графическом построении товаров может быть проведена соответствующая кривая безразличия, то есть, для любой комбинации товаров могут быть найдены другие комбинации, имеющие для потребителя такую же общую полезность; 2) две кривые безразличия не могут пересекаться. Предположим, что кривые i1i1 И i2i2 пересеклись в точке С (рис. 3.16). тогда потребитель безразличен в выборе между С и К и в выборе С и А.. Следовательно, потребитель безразличен в выборе между К и А. Но точка А лежит ниже кривой i1i1, отсюда полезность комбинации А меньше полезности комбинации К. Поэтому пересечение кривых безразличия невозможно. 3) на основании свойств 1 и 2 может быть построена карта кривых безразличия потребителя. Рис. 3.17. Карта кривых безразличия
4) кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как уменьшение количества одного товара должно быть заменено (компенсировано) увеличением количества другого товара для сохранения общей полезности набора товаров. 5) кривые безразличия имеют выпуклый характер. Легко заметить, что при переходе от набора А к набору В, от набора В к набору С и так далее, потребитель всякий раз получает 5 дополнительных конфет, но количество яблок, которое он при этом теряет все время уменьшается от 12 до 1. В этом случае говорят об уменьшающейся предельной норме замены. Предельной нормой замены одного товара другим называется количество яблок, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить одну дополнительную конфету. Предельная норма замены (MPS) при переходе от набора А к набору товаров В будет равна 10/5, где 10 - изменение количества яблок, 5 - изменение количества конфет. При переходе от одного набора к другому предельная норма замены уменьшается. В общем, чем больше количество конфет тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Это значит, что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего количества продуктов А в порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицы продукта В. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, то есть выпуклую по отношению к началу координат.
Теперь рассмотрим возможности потребителя. Для этого используют бюджетную линию. Доступные потребителю комбинации товаров X и Y на сумму денег. Можно представить в виде равенства: М = Px * X + Py * Y где X и Y - количество товаров, приобретенных потребителем; Px и Py - цена товаров X и Y; М - доход потребителя. Данное выражение может быть преобразовано в линейное уравнение Py * Y = М - Px * X или Y = М / Py- (Px/Py) * X Графическим изображением этой связи является прямая линия с отрицательным наклоном. Любая комбинация товаров, которая удовлетворяет нашему уравнению представлена точкой на бюджетной линии. Рис. 3.18. Бюджетная линия Теперь проведем совместный анализ желаний и возможностей потребителя. Для этого соединим карту безразличия с бюджетной линией. Рис. 3.19. Равновесное положение потребителя Потребитель остановится на комбинации Е - в точке касания бюджетной линии и одной их кривых безразличия. Точка Е - точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия. Данный подход к определению равновесия называется ординалистским. Если кардиналистский подход основан на количественном измерении полезности, то подход с позиции теории кривых безразличия предполагает лишь определение потребителем того дает ли данная комбинация товаров большую или меньшую по сравнению с предыдущей полезность. Если сопоставить условия равновесия, полученные с помощью двух рассмотренных подходов, то окажется, что 1) согласно теории кривых безразличия MPS должна ранятся Px/Py; однако 2) согласно теории предельной полезности, отношение предельных полезностей MUx/MUy должно равняться Pх/Py. Отсюда, MRS при подходе с позиции теории предельной полезности эквивалентна отношению предельных полезностей двух товаров, т.е. MRS=MUx/MUy=Px/Py. Иными словами, два подхода к определению потребительского поведения, кардиналистский и порядковый, взаимосвязаны. Вопросы и задания 1. Эластичность спроса на товар В по цене составляет 0,3, а по доходу 0,9. Как изменится спрос на данный товар, если его цена уменьшится на 10%, а доходы населения увеличатся на 20%. Приведите возможные примеры таких товаров. К какой категории относится данный товар: продукты питания, предметы роскоши, престижные товары, товары низкокачественные?
2. Функция спроса на данный товар имеет вид Qd = 80 – 5P. Функция предложения данного товара Qs = 30 + 5P. Правительство установило налог, уплачиваемый продавцом, в размере 2у.е. за единицу товара. Определите равновесную цену (с налогом и без налога) и равновесный объем продаж. Постройте график. Определите, как распределяется налоговое бремя между продавцами и покупателями. 3. Сколько компакт-дисков купит потребитель, если функция предельной полезности имеет вид MUQ = 64-4 Q, и цена за один диск Р = 50руб? 60руб? 40руб? Что такое выигрыш потребителя и чему он равен в данном случае? Заполните таблицу. Проиллюстрируйте графически. Объясните взаимосвязь предельной полезности блага и графика спроса.
4. Заполните таблицу и дайте ответы на указанные ниже вопросы. Известно, что цена 1кг яблок равна Рябл. = 2дол, цена апельсинов Рап. = 1дол. Доход потребителя равен 8 дол. 1. Какое количество яблок и апельсинов приобретет рациональный потребитель? 3. Объясните, почему только в условиях равновесия потребитель достигает максимизации полезности.
5. На основе данных таблицы постройте график безразличия.
1. Каковы основные свойства графика безразличия? 2. При каком наборе достигается равновесие, если доход потребителя У = 36дол, а цены товаров Рх = 2дол, Ру = 3дол. 3. Чему равна MRSxy в условиях равновесия и почему? 4. Составьте таблицу для бюджетной линии и постройте график потребительского равновесия. Тесты 1.Что из перечисленного характеризует закон спроса: а) рост спроса ведет к росту предложения; б) снижение цены ведет к росту величины спроса; в) рост спроса ведет к росту цен; г) рост дохода ведет к росту спроса. 2. С каким утверждением вы согласны:
а) рост цены ведет к росту выручки при эластичном спросе; б) снижение цены ведет к снижению выручки при эластичном спросе; в) снижение цены ведет к росту выручки при неэластичном спросе; г) рост цены ведет к росту выручки при неэластичном спросе. 3. Что характерно для эластичного спроса: а) рост цены ведет к снижению величины спроса; б) рост цены ведет к росту общей выручки; в) снижение цены ведет к росту общей выручки; г) снижение цены ведет к росту величины спроса. 4. Как взаимосвязаны общая и предельная полезность блага: а) общая полезность снижается, когда предельная полезность снижается; б) общая полезность растет, когда предельная полезность снижается; в) общая полезность растет, когда предельная полезность растет; г) общая полезность максимальна, когда предельная полезность максимальна. 5. Что характерно для предельной полезности блага: а) убывает при увеличении количества блага; б) возрастает при увеличении количества блага; в) определяется качеством данного товара; г) зависит от уровня цен. 6. Цена товара А - 2дол. Цена товара В – 5дол. Потребитель оценивает предельную полезность товара В в условиях равновесия в 50 единиц. Как потребитель оценит предельную полезность товара А: а) 50; б) 20; в) 10; г) 2. 7. Предельная норма замещения MRSXY: а) определяется соотношением цен тов. Х и тов.Y; б) определяется соотношением предельных полезностей т. Х и т. Y; в) характеризует наклон бюджетной линии; г) остается постоянной при переходе от одного набора к другому. 8. Какое утверждение неверно? При перемещении по графику безразличия: а) изменяется количество товаров в наборе; б) изменяется стоимость наборов; в) изменяется предельная полезность товаров в наборах; г) изменяется общая полезность наборов. 9. Оптимум потребителя достигается в точке касания бюджетной линии и графика безразличия, так как: а) это наиболее предпочтительный набор из желаемых для потребителя; б) это самый предпочтительный набор из доступных для потребителя; в) это самый дешевый набор из доступных для потребителя; г) это единственный доступный для потребителя набор. Тема 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ Основные понятия: экономические (вмененные) издержки; внешние и внутренние издержки; нормальная и экономическая прибыль; краткосрочный и долговременный период; закон убывающей предельной отдачи; общая, средняя и предельная производительность; постоянные, переменные издержки; средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки; предельные издержки; положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
В последние десятилетия все больше людей во многих странах занимаются предпринимательством, которое является одним из факторов экономического и социального развития. Большинство экономистов возрастание роли которого связывают с научно-техническим прогрессом, научно-технической революцией. В современном обществе создано большое количество высокопроизводительной техники, которую могут использовать в своей деятельности предприниматели. В обыденном смысле предпринимателем называют любого, кто занимается бизнесом. В действительности, предприниматель – новатор, использующий новую технологию, новые идеи, создает новые товары, осваивает рынки сбыта, т.е. открывает новые возможности для удовлетворения потребностей человека. Предприниматель - это творческая натура, осуществляет свою деятельность на свой страх и риск, организует процесс, объединяя факторы производства, сталкиваясь с неопределенностью, нестабильностью. Предприниматель принимает на себя как моральную, так и материальную ответственность, быстро реагирует на изменение в обществе. Крупные фирмы часто используют предпринимательские нововведения, стараются развивать творческую энергию в своих коллективах, в управлении фирмой. Предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы, выбор которой зависит от многих факторов, в том числе от личных качеств, сферы деятельности, наличия ресурсов, законов в стране и т.д. Предпринимательство может быть индивидуальным или коллективным. Мировая практика свидетельствует о наличии общих форм деловой активности: общество с ограниченной и неограниченной ответственностью, акционерные, коммандитные общества и другие. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размеры предприятия. Формирование рыночных отношений в нашей стране связано с созданием условий для предпринимательской деятельности. Приватизация направлена на развитие различных форм собственности, конкуренции, экономической свободы. В Гражданском Кодексе Российской Федерации вводятся новые положения, расширяющие возможности заниматься предпринимательской деятельностью. В статье 2 отмечается... предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке. Кодекс устанавливает правила, касающиеся коммерческих и некоммерческих организаций, которые могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ (полных товариществ, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ), производственных кооперативов, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий. Не коммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям.
1. Внешние и внутренние издержки Решение человека заняться предпринимательской деятельностью не связывают только с возможностью получения максимальной прибыли. Дело в том, что у этих людей меняется образ жизни, мышление. Хотя получение большей прибыли создает больше возможностей преуспеть в конкурентной борьбе, “выжить” фирме. Большая роль отводится издержкам в процессе производства и реализации продукции фирмой. Под издержками подразумевают все расходы или затраты, связанные с производством и реализацией продукции. К определению издержек и прибыли существует экономический и бухгалтерский подход. Сущность экономического подхода выражена в концепции “издержки упущенных возможностей” (альтернативные издержки). Отправные позиции этой концепции следующие: а) запасы ресурсов ограничены; б) имеется несколько возможностей применения для всех ресурсов. Следовательно, потребление какого-либо ресурса в производстве того или иного вида товара является результатом выбора между несколькими альтернативными вариантами использования данного ресурса. Величина “издержек упущенных возможностей” - это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов. Однако, эта величина не всегда совпадает с денежными расходами на приобретение ресурсов. Экономические издержки учитывают цены свободного рынка, включают как внутренние так внешние издержки. Внешние издержки - это затраты на ресурсы, приобретаемые на стороне (затраты на материалы, оборудование, рабочую силу и т.д.), их часто определяют как “явные” издержки, еще называют бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщиками ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Внутренние издержки - это затраты собственных ресурсов. Часто их определяют как “неявные” издержки (стоимость затраченных ресурсов, являющихся собственностью фирмы). Сюда можно отнести труд предпринимателя - собственника, использование здания, принадлежащее фирме и т.д. Эти издержки существуют, но они недополученные, не предусмотренные контрактами. К внутренним издержкам относится нормальная прибыль. Нормальная прибыль - это минимальная плата (доход), которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы фирма осталась в этой отрасли. Экономисты считают издержками все платежи: внешние, внутренние, включая нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль определяется как разница между общей выручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками. Общая выручка определяется, как произведение TR=P * Q где: P - цена товара; Q - количество товара Экономическая прибыль определяется, как разница между общей выручкой и экономическими издержками (внешними, внутренние и нормальная прибыль) Для расчета издержек и оценки производственной деятельности предприятиями применяются разные методы. В нашей стране использовался метод, опирающийся на категорию себестоимости, включающую общие затраты на производство и реализацию продукции. Для калькулирования используются прямые, непосредственно влияющие на создание единицы продукции и косвенные, необходимые для производства в целом. Различают краткосрочный и долгосрочный периоды. Краткосрочный период - это короткий период времени, в течении которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. но может изменить интенсивность использования ресурсов. Объем производства можно изменить используя различное количество живого труда, сырья, топлива, энергии и т.д. Долгосрочный период - это период времени, достаточный для изменения всех ресурсов и производственной мощности фирмы (площадь производственных мощностей. Количество оборудования может быть изменено в течении нескольких лет). Рассматривая краткосрочный период, издержки можно классифицировать как постоянные и переменные с точки зрения зависимости их от изменения объема производства.
2. Постоянные, переменные и валовые издержки Постоянные издержки - FC (Fixed cost) - это издержки, которые не зависят от изменений объема выпускаемой продукции, они существуют и тогда, когда не производится никакой продукции, или, как говорят, имеются и при нулевом объеме производства. К постоянным издержкам относятся затраты на эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, арендная плата, расходы на охрану, административно-управленческие расходы, проценты по займам, кредиты и другие. Переменные издержки - VC (Variable cost) - зависят от изменения объема производимой продукции. К переменным издержкам относятся затраты на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию и т.д. Если производство прекратиться то переменные издержки сократятся почти до нуля, а постоянные издержки останутся на том же уровне. С расширением производства переменные издержки будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, материалов и т.д. Но эта зависимость имеет различный характер при разных количествах продукции. Сначало издержки растут, более низкими темпами, при дальнейшем увеличении объема производства вступает закон убывающей отдачи. Общие издержки на производство объема продукции TC (Totai Cost), еще их называют валовыми. Они представляют сумму постоянных и переменных, существуют всегда и увеличиваются одновременно с ростом переменных издержек. TC = TFC + TVC Где: TC - общие издержки при производстве; TFC - общие постоянные издержки; TVC - общие переменные издержки при производстве Q единиц товара; Q - объем единиц товара. Традиционно принимаемый вид функции общих издержек следующий:
Рис. 4.1. Постоянные, переменные, валовые издержки
Деление издержек на постоянные и переменные, имеет важное значение для анализа деятельности фирмы. Фирма, получающая прибыль, может функционировать, а терпящая убытки (хотя и временные), должна решить, продолжать свою деятельности или выйти из отрасли. Но принятие решения зависит, от того в каком периоде находится фирма – в краткосрочном или долгосрочном периоде. Если у фирмы остается хотя бы одно из постоянных обязательств, то она находится в краткосрочном периоде и прекратить деятельность не может, а только объявить себя банкротом или продолжать производство, минимизируя убытки. Банкротство ведет за собой опись имущества, его продажу, оплату долга и т.д. Когда же погашены все долги по постоянным издержкам, краткосрочный период превращается в долгосрочный и предприниматель принимает решение: продолжать деятельность или прекращать. Общее правило объявления банкротства: - фирма объявляет себя банкротом, если предполагаемый доход от реализации продукции будет меньше переменных издержек фирмы; - продолжает деятельность, если этот доход превышает переменные издержки. Производителя товаров часто интересует величина не общих издержек, а средняя величина. Средние издержки это частное от деления общих издержек на объем выпуска продукции. TC AC = ------------- Q AC (Average cost) - средние общие издержки при производстве Q единиц продукции. AFC - средние постоянные издержки TFC AFC = --------- Q AVC - средние переменные издержки TVC AVC = --------- Q TC AC = ----------- Q TC = TFS + TVC AC=AVC+AFC Воспользуемся числовым примером. Дана зависимость общих издержек фирмы «А» от количества производимой продукции. Таблица 4.1
Определяем издержки, используя приведенные формулы и сводим расчеты в таблицу. Таблица 4.2 Издержки производства фирмы «А»
Фирму интересует не только издержки, но и их динамика. На поведение средних общих издержек оказывает влияние средние постоянные и переменные издержки и их поведение с увеличением выпуска продукции. Поскольку изменение средних общих издержек неравномерно, то возникает необходимость измерения предельных изменений. MC (Mardinal cost) предельные издержки - это дополнительные издержки на производство добавочной единицы продукции. Они представляют собой приращение затрат или расходов, которое необходимо для получения следующей дополнительной единицы продукции. Поэтому MC можно определить: TC TVC МС = -----------, MC = ----------. Q Q MC - предельные издержки - приращение издержек, вызванное увеличением объема производства на одну единицу. На основе расчетов приведенных в таблице 2 построим график изменения средних, постоянных, переменных, предельных издержек в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции. Рис.4.2. Семейство кривых издержек фирмы в краткосрочном периоде Мы видим, что средние постоянные издержки снижаются при увеличении объема производства и их величина стремится к нулю. Если производится малое количество продукции, то издержки в большей степени зависят от постоянных издержек (их величины). Необходимо обратить внимание на минимальные значения средних переменных и общих издержек. Как правило, средние общие издержки AC принимают свое минимальное значение при большем объеме выпуска, чем средние переменные издержки AVC (точки 1 и 2). Кривая предельных издержек пересекает кривые средних переменных (AVC) и средних общих (AC) издержек в точках минимумов рис.2. Многие экономисты считают предельный анализ или маржинализм, сутью экономического мышления. Дело в том, что при принятии экономических решений всегда сравниваются определенное количество товаров одного вида с другим. Предположим, что Вы покупаете продукты (хлеб, молоко). Их соотношение зависит от заработной платы и рациона (сколько того или другого), поэтому производитель часто руководствуется ценой издержек на получении дополнительного количества продукта, а не всей продукции в целом. Традиционный вид AVC напоминает вид AC издержек общих и выводит из так называемого “закона убывающей отдачи”. Предполагается, что если есть хотя бы один постоянный ресурс, количество которого не может быть изменено (размер земельного участка, уровень технологии и т.д.), то при увеличении переменных издержек на прочие ресурсы средняя производительность возрастает, а затем снижается. Таблица 4.3 Издержки и выпуск продукции при одном виде переменных ресурсов
Предельный физический продукт - прирост выпуска продукции, произведенной каждой дополнительной единицей переменных затрат при неизменности всех других. Средняя производительность - это объем производства в расчете на одного рабочего. Используя данные табл.4.3, изобразим на рис. 4,а и 4,б зависимость объема выпуска, предельного продукта и средней производительности от затрат труда. Мы видим на рис. 4.3,а,б, что при увеличении труда (все остальные ресурсы постоянны) сначала объем производства растет более быстрыми темпами, затем замедляется. Предельный продукт MP начинает сокращаться при приеме 5-го рабочего, а предельные издержки начинают возрастать.
Рис. 4.3,а. Динамика выпуска продукции Рис. 4.3,б. Предельный продукт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|