Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статуя Будды. XII в. Паган. Бирма.




ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Народы Юго-Восточной Азии — полуострова Индокитай и лежащего к югу от него Малайского архипелага — с давних пор поддерживали связи друг с другом. Для культуры Юго-Восточной Азии решающее значение имели вли­яния художественных традиций Индии, Шри-Ланки и Китая.

Особенно значительным было индийское влияние. В Индокитае широко распространились главные религии Индии — буддизм и индуизм. Хорошо известен был на полуострове индийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».

В основе архитектуры Юго-Восточной Азии лежали индуистские пред­ставления о центре Вселенной, который отождествлялся с легендарной го­рой Меру — местом обитания богов. Та же идея оказала большое влияние и на понимание сущности царской власти. Царь выступал здесь как намест­ник Бога на земле или как воплощение бога с горы Меру в образе челове­ка. А потому не только храмы, но и царские резиденции строились в соот­ветствии с этой древней религиозной концепцией. Тип архитектурных построек, в которых воплотились индуистские представления об устройст­ве мира, получил название храма-горы.

БИРМА

Бирма (Мьянма) — государство в се­веро-западной части полуострова Индокитай. В первые века новой эры здесь обосновались племена монов и пью. О раннем периоде ис­тории Бирмы известно немного. Предания повествуют о буддийском посольстве, посланном сюда царём Ашокой из Индии. Буддизм и сейчас остаётся в Бирме господствующей религией. Название стране дали пле­мена бирманцев, создавшие здесь государство в XI в.

Эпоха расцвета бирманского зод­чества связана со столицей средне­векового государства — Паганом. Этот город считается жемчужиной мировой архитектуры. Знамениты своими формами и отделкой ступы Пагатта.

Величественна и нарядна пагода Швезандо (XI в.), возвышающаяся на пяти террасах. К ней ведут большие торжественные лестницы, располо­женные по четырём сторонам света. Буддийская ступа в Бирме, образцом которой является Швезандо, состо­ит из кирпичной полусферы и стоящей на ней огороженной над­стройки кубической формы, где на­ходится камера для даров и святынь. На ней расположены сужающиеся кверху концентрические круги. Вся конструкция обычно завершается конусообразным шпилем с элемен­том тхи, который напоминает язы­чок пламени. Это украшение отли­чает бирманскую архитектуру.

Идея храма-горы, характерная для искусства Юго-Восточной Азии, воплощена в знаменитом храме Ананды в Нагане (XII в.). Эта по­стройка напоминает индийский храм с невысокой пирамидальной башней. Храм завершается шестиступенчатой кровлей, которая украшена миниатюрными ступами, башенками, а также фигурами сто­рожевых львов. В центре кровли величественно возвышается позоло­ченная ребристая башня с навершием в виде язычка пламени.

По сравнению с архитектурой другие виды искусства в Бирме были развиты незначительно. Скульптура и живопись служили в основном для украшения зданий. Скульптура была представлена прежде всего статуями Будды.

*Пагода — в буддийской архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии многоярусная башня-реликварий — вместилище для хранения реликвий. Имеет нечётное (счастливое) число ярусов.

Ступа. Паган. Бирма.

Пагода Шведагон. XIX в.

Рангун. Бирма.

Характерны для бирманского изобразительного искусства расти­тельный орнамент и украшения в виде язычков пламени — тхи. Рас­пространены также орнаменты с изображениями зверей (львов, обезьян, газелей, лебедей), небесных танцоров, карликов, макар. В облике мифологического морского чудо­вища макары часто соединялись черты крокодила и рыбы или слона и рыбы. Этот мотив часто использо­вался в убранстве храмов. Макар считали хранителями учения Будды, они были персонажами индуист­ских притч и легенд.

ТАИЛАНД

Таиланд — государство, располо­женное в юго-западной части по­луострова Индокитай и северной части полуострова Малакка. Своё название страна получила по имени населяющих её племён таи. Древняя история Таиланда изучена мало.

Статуя Будды. XII в. Паган. Бирма.

Известно, что начиная с VII в. на территории Таиланда возводились большие ступы на террасах. В гот период таиландское искусство ис­пытывало влияние культур кхме­ров (населявших Кампучию) и бир­манцев.

В XIII в. тайские племена образо­вали первое крупное государство на территории Таиланда, одним из культурных центров которого стал город Сукотай. Образцом архитекту­ры этого периода служит храм Ват Махатхат в Сукотае, построенный в XIV в. В этом типе постройки со­единились храм-башня и ступа. Храм отличают простые и строгие формы. Его центральная часть и окружающие её небольшие ступы возведены на массивной террасе. Центральная башня, четырёхуголь­ная в плане, сужаясь кверху, ста­новится круглой. Башню венчает шпиль. Снаружи Ват Махатхат укра­шают гипсовые рельефы.

Тайское искусство испытало вли­яние культуры Шри-Ланки, худо­жественные традиции которой про­слеживаются в монументальной скульптуре Таиланда. Статуя сидяще­го Будды из храма Ват Махатхат в Саванкхалоке (XIII в.), сделанная из кирпича, близка изображениям Буд­ды из Полопнарувы. Но в то же вре­мя искусство Сукотая имеет и само­бытные черты. Именно в Таиланде

Храм в Аюттхае. Таиланд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...