Керамические фигуры из гробницы Цинь Ши-хуанди. III в. до н. э. Провинция Шэньси.
ли кони и колесницы, также вылепленные из глины. Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего повелителя. В период длительного четырёхсотлетнего царствования династии Хань, пришедшей к власти после долгой междоусобной войны и падения государства Цинь, начался новый расцвет культуры и искусства. В Китае зародилась историческая наука. Её основоположник учёный Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времён. Китайские учёные приложили огромные усилия, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, которые служили книгами, на шёлковые свитки. Важным открытием стало изобретение в I в. н. э. бумаги. Караванные пути связали Китай с другими странами. Например, но Великому Шёлковому пути китайцы везли на запад шёлк и тончайшие ручные вышивки, которые славились на весь мир. В письменных источниках сохранились сведения об оживлённой торговле Ханьской империи с Индией и далёким Римом, в котором Китай издавна называли Страной Шёлка. Главные центры Ханьской империи Лоян и Чанъань воздвигали по изложенным в древних трактатах правилам — по плану с чётким делением на кварталы. Дворцы правителей находились на главной магистрали города и состояли из жилых, и парадных покоев, садов и парков. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил, обрамлённая статуями зверей. В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи. Например, керамические раскрашенные модели домов; глиняные
расписные кувшины; раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных. Однако главную роль в оформлении погребения играли рельефы. Наиболее богаты по содержанию рельефы в погребениях из Керамические фигуры из гробницы Цинь Ши-хуанди. III в. до н. э. Провинция Шэньси. Книга из бамбуковых пластинок. Рельефы гробницы. I—II вв. Провинция Сычуань. провинций Шаньдун и Сычуань. Например, на рельефах погребения в Сычуани представлены сцены жатвы, охоты на диких уток, мчащиеся лёгкие колесницы, в которые впряжены тонконогие горячие кони. Все изображения очень реалистичны. В древний период, завершившийся падением могущественной Ханьской империи в III в. н. э., сметённой грандиозным восстанием рабов, зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в европейских странах. Она охватила период с конца III в. до середины XIX в. Средневековье — пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. В первых веках новой эры в Китае появилась пейзажная живопись, которая стала главной выразительницей чувств и настроений людей. Средние века прославились в Китае и многими другими открытиями: был изобретён фарфор, книгопечатание, появилась каллиграфия — искусство художественного письма. ПЕРИОД СЕВЕРНАЯ ВЭЙ После крушения Ханьской империи Китай на целых сто пятьдесят лет стал добычей кочевых племён, разорявших города, уничтожавших дворцы, грабивших ценности. Страна вновь оказалась раздробленной на мелкие царства. Начало новому объединению положило создание в Северном Китае государства Северная Вэй (Тоба Вэй; 386—535 гг.), основанного Тоба Гуем — вождём кочевых племён сяньбийцев. Вновь стало налаживаться хозяйство, выросли столицы Пинчэн (Датун), а затем Лоян. Императоры Вэйского царства, выходцы из среды кочевников, оказавшись под могучим влиянием китайской культуры, стремились усвоить китайскую письменность, придерживаться китайских обычаев. Они запрещали племенные обряды, одежду и язык. В этот период в Китае распространилась новая религия — буддизм, проникший в страну из Индии через Центральную Азию (см. статью «Искусство Индии»), Буддизм быстро прижился на китайской почве, так как вобрал в себя местные философские учения, культы и верования. Он обогатил также и китайскую культуру, привнеся в неё множество мифов и легенд, сложившихся в других странах.
В. культурной и политической жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране начали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни — пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Самыми древними скальными монастырями являются: Юньган (Храм Заоблачных Высот), возведённый в IV—VI вв. в провинции Шаньси, Лунмэнь (Ворота Дракона), сооружённый в VI—IX вв. в провинции Хэнань, а также Цяньфодун, который начали строить в IV—V вв. в западной провинции Китая Ганьсу. Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств, рельефы, расписанные красками. Статуи Будды порой достигали пятнадцати метров в высоту и словно срастались со скалой. Тяжеловесные сидящие фигуры жестами своих огромных ладоней как бы поучали людей, несли им защиту и спасение, воплощая в своём облике идею сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворёнными являлись милосердные божества — бодхисаттвы, помощники Будды, призванные быть связующим звеном между небесным и земным мирами и помогать людям в невзгодах. В их хрупких бесплотных фигурах ощутимы веяния, неведомые Древнему Китаю, — стремление выразить такие чувства, как сострадание и милосердие. ПЕРИОДЫ СУН И ТАН Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая проявились в период существования двух могущественных государств: Тан (618—907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятельность. Например, чиновники, жившие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в.
Пути искусства Танского и Сунского периодов тесно связаны с судьбами Китая VII—XIII вв. Мощное государство Тан, активное в своей завоевательной политике, простёрлось далеко на запад и восток, достигнув пределов Средней Азии. Сунская культура сложилась в совершенно иной исторической обстановке. Кочевые племена киданей, тангутов и чжурчжэней завоевали сначала северные земли Сунского государства, а в XIII в. его целиком подчинили себе монголы. Монументальность и праздничность — основные черты архитектуры периода Тан. Большое внимание в VII—X вв. уделялось застройке многолюдных столиц — Лояна и Чанъаня (ныне город Сиань). Эти города представляли собой обнесённые степами крепости, разделённые на торговые, жилые, дворцовые и храмовые кварталы. Для них, как и в древности, был характерен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|