Бронзовые сосуды. II тысячелетие до н. э.
которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех областях жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шёлкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства. Столица государства — великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, — в отличие от древнейших поселений имела отчётливый план. Среди других построек выделялся дворец правителя, возведённый на прямоугольной платформе, обложенной морской галькой. Высокая соломенная крыша дворца опиралась на три ряда деревянных колонн, основаниями которых служили бронзовые диски. Многие изделия художественных ремёсел периода Шан-Инь предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы. Подземные захоронения знати представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырёхсот квадратных метров, степы и потолок были расписаны красными, чёрными и белыми красками или инкрустированы, т. е. украшены кусочками камня, металла и т. д. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Узоры, украшавшие статуи, и все предметы, которые клали в захоронение, имели магический смысл и были связаны единой символикой. ПЕРИОДЫ ЧЖОУ И ЧЖАНЬГО В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем чжо'у (XI—III вв. до н. э.). Победители, основавшие династию Чжо'у, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых. Государство Чжоу существовало многие века, однако его процветание было недолгим. На политической арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н. э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н. э. в китайской истории получил наименование Чжаньго' (Борющиеся Царства).
КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ Конфуцианство, стремившееся сохранить порядок и равновесие в государстве, обращалось к традициям прошлого. Основатель учения Конфуций (около 551—479 до н. з.) считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили образцом для подражания, он разработал целую систему правил и норм поведения человека — Ритуал. Согласно Ритуалу, надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенствованию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, утвердил строгие законы в музыке, литературе и живописи. В отличие от конфуцианства даосизм сосредоточивал внимание на основополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занимала теория о Дао — Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчинённого естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал — ян и инь. Основатель учения Лаоцзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире нарушится гармония, наступят хаос и гибель. Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая. Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской цивилизации обширные области. Активно стала развиваться торговля между отдалёнными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Древние китайцы открыли месторождения железа, что позволило им перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги в форме суживающейся лопаты — заступа, меча или раковины. Значительно расширился круг ремёсел, вошедших в обиход.
Города Китая стали центрами не только торговли, но и науки. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное заведение — Академия Цзися. Огромную роль во всей последующей художественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тысячелетия до н. э. два учения — конфуцианство и даосизм. В период Чжаньго появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зеркала, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и считался охранителем от яда и порчи. Обнаруженная в погребениях расписная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, — также служила ритуальным целям. Производство лака, как и шёлкоткачество, в то время было известно только в Китае. Окрашенный в разные цвета натуральный сок лакового дерева многократно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях недалеко от города Чанша (Центральный Китай, провинция Хуань) археологи обнаружили много предметов лаковой утвари. В гибких переплетениях узоров, нанесённых на чаши, блюда, подносы, отразилось стремление уловить и запечатлеть движение Вселенной. ПЕРИОДЫ ЦИНЬ И ХАНЬ В III в. до н. э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (221—207 гг. до н. э.), а затем Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши-хуанди (259—210 до н. э.) был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить централизованную власть. Он уничтожил границы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. По его повелению были проложены
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|