Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статуи Будды. Аюттхая. Таиланд.




*Террасы—площадки в виде ступеней, искусствен­но созданные на склонах

возник ещё один тип изображения Учителя. Это шагающий Будда, как правило, с поднятой в жесте благо­словения левой рукой и опущенной вдоль тела правой. Изображения шагающего Будды удивительно ди­намичны и грациозны. Голову Буд­ды венчает выступ-ушниша с завер­шением в виде язычка пламени—мотив, часто встречающийся в ис­кусстве Бирмы и Таиланда. Боль­шинство подобных изображений в Таиланде делали из бронзы.

В XIV в. столицей государства стала Аюттхая. В окрестностях это­го важного культурного центра со­хранились руины царской резиден­ции (XIV —XVI вв.). Постройки представляют собой соединение ступы и храма-башни. Вероятно, их формы символизируют царскую власть и гору богов Меру.

КАМПУЧИЯ

Современная Кампучия находится на юго-востоке Индокитая. Древ­нейшим государством на этой территории было царство Фунань (I—VI вв.). Основную часть его насе­ления составляли древние кхмеры.

Фунаньские правители пользовались титулом Царь Горы, видимо с древ­ности отождествляя себя с богами. Вероятно, центром мироздания кхмеры считали гору богов Меру. В этом регионе храм-гора, возводи­мый на искусственном (насыпном) холме, стал священной резиденцией кхмерских правителей.

В IX в. в стране наряду с буддиз­мом распространился индуизм. В IX—XIII вв. кхмеры создали импе­рию Камбуджадеша — крупнейшее в то время государство в Юго-Восточной Азии.

Классический памятник искус­ства кхмеров — комплекс Ангкор Ват (XII в.). В нём воплотились рели­гиозные идеи и лучшие достижения искусства этого народа. На ступен­чатой горе, обнесённой стеной, воз­вышаются пять храмов-башен, а так­же множество дополнительных построек — внутренних двориков, лестниц, галерей. Весь комплекс представляет собой прямоугольник (размерами 1500х1300 м), вокруг него проложен широкий канал. Че­рез эту водную преграду к главному входу ведёт дорога, вдоль неё распо­лагаются статуи львов-охранителей и нагов. Подсчитано, что на по­стройку этого ансамбля израсходо-

Ангкор Ват. ХII в.

Кампучия.

*Наги — в индуистской

и буддийской мифологии змеи, которых иногда изображали в виде кобры с семью головами. По одной из легенд, Будда родился царём нагов.

Ангкор Ват. Реконструкция.

вали столько же камня, сколько тре­бовалось для возведения древнееги­петской пирамиды.

Храм украшен редкими по кра­соте рельефами, сочетающими фи­гурные изображения с раститель­ным и геометрическим орнаментом. В рельефах галереи первого этажа запечатлены в основном сюжеты из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», на рельефах второго этажа пред­стаёт множество грациозных не­бесных танцовщиц. Композиция рельефов построена так, что одна сцена плавно переходит в другую. Ощущение глубины изображения создаётся не за счёт объёмности фигур, а в результате наложения их друг на друга. Первоначально рель­ефы были раскрашены и покрыты позолотой, а потому выглядели зна­чительно более живописными. Про­ходя по галереям, зритель «читает» одно за другим многофигурные изо­бражения. Площадь, занимаемая скульптурными работами в Ангкор Вате, поистине огромна — около двух тысяч квадратных метров.

Пожалуй, не найти в мире друго­го памятника, где при подобном изобилии рельефов и точности де­талей было бы сохранено чувство меры и удивительной гармонии с архитектурой. Поэтому Ангкор Ват по праву считается одним из вели­чайших ансамблей мира.

Рельеф. Ангкор Ват. XII в.

Кампучия.

Скульптура из храма

Байон. XII в.

Ангкор Тхом. Кампучия.

ИНДОНЕЗИЯ

Индонезия — государство на остро­вах Малайского архипелага и в За­падной части острова Новая Гвинея. В первых веках новой эры на Малай­ском архипелаге распространились буддизм и индуизм, вместе с тем уси­лилось и влияние индийской куль­туры. Самые ранние из известных сооружений находятся на Яве, одном из крупнейших островов Индонезии. Эти восемь индуист­ских храмов, возведённых на плато Дьенг (VII—VIII вв.), посвящены бо­гу Шиве. Храмы напоминают ратхи в Махабалипураме. На острове Ява

ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА И ЛАОСА

Древнейшая культура на территории Северного Вьетнама получила название Донгшон. Основные археологические памятники донгшонской культуры отно­сятся к VI—I вв. до н. э. Особую груп­пу находок составляют большие брон­зовые барабаны. По-видимому, они использовались в магических обрядах, связанных с культом плодородия и культом мёртвых. Барабаны покрыты геометрическим орнаментом и сцена­ми с изображениями танцоров и лодок с людьми. Возможно, эти сцены симво­лизировали переход души человека в загробный мир. Донгшонская культура, в которой отразились религиозные представления древнейшего населения Юго-Восточной Азии, позже раствори­лась в местных культурах Индокитая.

Другой центр художественного творчества находился в Центральном Вьетнаме, где в течение почти полуто­ра тысяч лет существовало государст­во Тьямпа (II—XV вв.). Искусство этого региона испытало влияние индийской и китайской культур.

Древнейшие центры тьямского ис­кусства — Мисон и Донгзыонг. Огром­ных комплексов, подобных кхмерским, здесь не возводили. Для тьямского зод­чества было типичным башенное свя­тилище с залом — калан. В плане оно выглядело прямоугольником. Калан обильно украшали скульптурной резь­бой и статуями.

Скульптуру тьямов отличает отто­ченность деталей и мягкость изображе­ния. Такова, например, статуя бога Шивы из Донгзыонга (IX в.), олицетво­ряющая плодотворящие силы природы.

Искусство Лаоса до сих пор мало изучено. Одна из древних построек на крайнем юге Индокитая — кирпичная ступа-тхат Луанг (XVI в.). Лаосская ступа-тхат отличается остроконечной, силь­но расчленённой верхней частью, из-за чего образ традиционной буддийской ступы меняется до неузнаваемости. Ват, буддийский монастырь в Лаосе, также имеет своеобразные черты. В не­го включены павильоны с широкими

крышами, которые ступенями поднима­ются одна над другой. Для украшения таких построек характерны коньки крыш, вздымающиеся подобно язычкам пламени — тхи.

Основным материалом для лаос­ской скульптуры служило дерево. Ши­роко были распространены покрытые позолотой небольшие деревянные ста­туэтки Будды. Причёска и ушниша (вы­ступ на темени) Будды превращались здесь в высокую корону, вытянутые мочки ушей — в длинные серьги. По­верхность скульптуры, сплошь укра­шенная орнаментом, щедро покрыва­лась драгоценными камнями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...