Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

к потреблению и предельной склонности к сбережению




 

Чем выше предельная склонность к потреблению, (напр. 4/5, 9/10 и т. д.), тем меньше изъятия из потока доходов – сбережения. Графически линия потребительских расходов в этом случае имеет более крутой наклон и в большей степени приближается к линии плановых расходов, что обеспечивает больший объем реализации при каждом возможном уровне производства и дохода.

Функцию потребления с учетом первичных (автономных) потребительских расходов и склонности к потреблению можно выразить формулой C= а + b Y,

где С – величина потребительских расходов; а = 50

b – изменение потребительских расходов по мере роста дохода, или МРС, то есть b = DС/DY = МРС = 0,75;

Y – величина дохода.

Таким образом, функция потребления с учетом условных значений имеет вид C=50+0,75Y.

Функция сбережений выражается формулой:

S = -a + (1-b)Y, где

S – величина сбережений;

– отрицательные сбережения при нулевом доходе; -а=-50

1-b – изменение сбережений по мере роста дохода, или

МРS, то есть 1-b = D S/DY = МРS = 0,25

Y – величина дохода.

Таким образом, функция сбережений с учетом условных значений имеет вид S=-50+0,25Y.

Равновесие по первому методу - «совокупные расходы – объем производства» - графически выглядит как точка пересечения линии реальных потребительских расходов с линией 45град. В этой точке потребительские расходы в точности равны стоимости произведенного национального продукта, что означает его полную реализацию.

Равновесие по второму методу «изъятия - инъекции» выглядит как точка пресечения графика сбережений с линией 45 град, где сбережения равны нулю S=0, что также означает полную реализацию произведенного национального продукта.

Итак, движение вдоль графика потребления С1 или графика сбережения S1 (см. рис. 11.3,а, 11.3,б) показывает, как изменяются расходы на потребление и сбережения по мере роста реального дохода. Однако, при каждом данном уровне дохода может произойти изменение, то есть рост или сокращение потребительских расходов и сбережений под влиянием ряда других факторов (изменение благосостояния, ожиданий, налогов и др.). Эти факторы воздействуют на потребление и сбережение в противоположных направлениях. Те из них, которые вызывают рост потребительских расходов, приводят к снижению сбережений и наоборот. На рис. 11.2,а и 11.2,б видно, что рост потребительских расходов и снижение сбережений выглядит как смещение графиков потребления вверх (от С1 к С2) и графика сбережений вниз (от S1 к S2), в результате чего равновесный уровень национального производства возрастает от Q1 до Q2. Напротив, снижение потребительских расходов (С3) и рост сбережений (S3) ведет к снижению равновесного уровня национального производства от Q1 до Q3

Равновесие далеко не всегда означает, что экономика достигла уровня полной занятости (Qf). Возможно ли расширение национального производства до этого уровня? Если в экономике осуществляются расходы только в объеме потребительских расходов С, то предприниматели не смогут предложить значительное увеличение производства, так как сростом дохода возрастают сбережения и возросший объем производства не будет реализован. Поэтому бизнес будет производить больше, расширяться в том случае, если:

а) потребительские расходы С возрастут под влиянием вышеназванных факторов или

б) совокупные расходы не будут сводиться только к потребительским расходам.

Поскольку в экономике часто действуют взаимоисключающие факторы (например, снижение благосостояния потребителей, но ожидание будущих доходов), то потребительские расходы можно рассматривать как постоянные, неизменные. Поэтому расширение производства возможно в том случае, если потребительские расходы будут дополнены другими компонентами совокупных расходов, такими, как плановые инвестиции бизнеса, государственные закупки, чистый экспорт. Национальный продукт в этом случае следует рассматривать как совокупность потребительских и инвестиционных товаров, то есть как чистый национальный продукт (ЧНП).

 

2. Инвестиции и уровень ЧНП. Эффект мультипликатора

Рассмотрим влияние инвестиций на уровень национального производства. Инвестиции как элемент совокупных расходов восполняют изъятия из потока доходов (сбережения) и, таким образом, повышают совокупные расходы, что обеспечивает более высокий равновесный уровень производства. Влияние инвестиций на уровень национального производства можно рассмотреть графически на основе двух моделей, применяемых в кейнсианской теории: модели «объем производства – совокупные расходы» и модели «изъятия – инъекции».

На основе первой модели (рис. 11.4,а) равновесный уровень достигается в точке пересечения совокупных расходов С + In (потребительских расходов и расходов на чистые инвестиции) с линией 45 град. Графически линия потребительских расходов (C) перемещается параллельно вверх на величину запланированных инвестиций (In), в результате чего повышаются совокупные расходы и устанавливается более высокий равновесный уровень производства, при котором совокупные расходы достаточны для реализации большего объема национального производства. Многократное увеличение инвестиций обеспечивает рост совокупных расходов и продвижение экономики к уровню полной занятости(Qf).

Рис.11.4. равновесный ЧНП по методу «совокупные расходы – объем производства» (а) и методу «изъятии - инъекции» (б)

 

По методу «изъятия – инъекции» (рис. 11.4,б) инвестиции рассматриваются как инъекции в поток «доходы – расходы» (или как потенциальное возмещение изъятий на сбережения). В точке равновесия домохозяйства намерены сберегать столько же, сколько предприниматели хотят инвестировать.

Кейнсианская теория особо подчеркивает тот факт, что объем инвестиций и объем сбережений во многом определяются разными обстоятельствами и осуществляются разными субъектами. Сбережения – это функция от дохода, которым располагают домохозяйства, тогда как инвестиции автономны, независимы от уровня дохода. На величину плановых инвестиций влияют два основных фактора – ожидаемая норма прибыли и реальная ставка процента. В реальной действительности растущий уровень национального производства и дохода приводит к повышению инвестиций, но этот фактор не является основным. Поэтому плановые чистые инвестиции In графически выглядят как горизонтальная линия, то есть одинаковы при любом уровне национального производства (рис. 11.4,б) Равновесие достигается при таком уровне производства, когда величина изъятий полностью возмещается инвестициями, т. е. существует равенство сбережений (изъятий) и инвестиций (инъекций) I = S.

Поскольку равенство сбережений и инвестиций I= S как условие равновесия устанавливается случайно и не является гарантированным, то полная занятость может быть не достигнута при данном равновесном уровне. Ее достижение предполагает возрастание инвестиций или сокращение сбережений.

Изменение инвестиций происходит под воздействием налогов, технических новшеств, наличного основного капитала, субъективных настроений предпринимателей и др. Графически это выглядит как смещение графика инвестиций вверх или вниз, в результате чего равновесный уровень возрастает или снижается. Проиллюстрируйте это утверждение самостоятельно на графике.

Влияние изменения инвестиций на уровень национального производства связано с определенным эффектом, так называемым эффектом мультипликатора. Суть эффекта мультипликатора состоит в том, что увеличение расходов (инвестиций) приводит к увеличению национального производства, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. В теории Кейнса мультипликатор определяется как числовой коэффициент (М), который можно определить как отношение изменения в реальном ЧНП к первоначальному изменению в расходах, то есть

D ЧНП

М = -----------

D I

Явление мультипликатора основано на двух фактах. Во-первых, для экономики характерны непрерывные потоки расходов и доходов, где расходы одного субъекта превращаются в доходы другого и т.д. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения в потреблении и сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при сохранении пропорции деления дохода на потребляемую и сберегаемую часть, то есть при сохранении предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению неизменными. Из этих двух фактов следует, что исходное изменение величины расходов порождает цепную реакцию, которая затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.

Чем больше склонность к потреблению и меньше склонность к сбережению, тем больше мультипликативный эффект, так как именно склонность к потреблению способствует многократному изменению расходов, и, соответственно, уровня национального производства и дохода. Если склонность к сбережению МРS=0, то увеличение национального производства может быть бесконечным, т.е. мультипликатор М=¥. Если склонность к потреблению МРС = 0, то увеличение ЧНП произойдет только на величину первичных инвестиций, следовательно, мультипликатор будет равен 1, т.е. М= 1.

Таким образом, коэффициент мультипликатора можно определить, как величину, обратную предельной склонности к сбережению, то есть

1 1

М = -------- = --------

1 - МРС МPS.

Прирост национального производства (DЧНП) можно определить как величину прироста инвестиций (DI) умноженную на коэффициент мультипликатора (М), то есть DЧНП=DI´M.

Если склонность к потреблению растет, то склонность к сбережению уменьшается и мультипликатор растет. Наоборот, если склонность к потреблению снижается, то склонность к сбережению растет, а мультипликатор уменьшается. Например, если МРС =3/4, то МРS =1/4, М = 4; если МРС = 9/10, М = 10.

Мультипликатор действует как в направлении расширения, так и сжатия национального производства, в зависимости от расширения или сокращения инвестиций в долгосрочном периоде дает толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом объем национального производства и дохода. Однако инвестиции – чрезвычайно изменчивый и трудно предсказуемый элемент совокупных расходов, поскольку зависит от множества факторов, в том числе субъективных. Поэтому для достижения определенного уровня производства совокупные расходы необходимо дополнить более управляемыми, государственными расходами, которые утверждаются как часть бюджета государственными законодательными органами и приобретают силу закона.

Графически рост государственных расходов по методу «Объем производства – совокупные расходы» приводит к смещению графика совокупных расходов (C + In + G) вверх и увеличению равновесного уровня национального производства (рис. 11.4,а). По методу «изъятия – инъекции» государственные расходы (G) - это элемент инъекций в экономику, наряду с инвестициями (In +G), они возмещают изъятия из потока доходов и обеспечивают рост уровня производства и дохода (рис. 11.4,б).

Совокупные расходы могут быть также дополнены расходами на чистый экспорт. Положительная величина чистого экспорта увеличивает совокупные расходы и равновесный уровень производства, отрицательная – ведет к снижению. На графике (рис. 11.4,а) влияние чистого экспорта смещает линию совокупных расходов (С+In + G+ Xn) вверх или вниз в зависимости от того, положительный или отрицательный чистый экспорт. На графике «изъятия – инъекции» (рис. 11.4,б) влияние чистого экспорта на уровень национального производства показано на соотношение экспорта и импорта. Экспорт, то есть расходы иностранных субъектов на национальном рынке увеличивают инъекции в экономику (на рис. 11.4,б - это смещение линии инъекций вверх) и обеспечивают рост производства. Импорт, то есть закупки на иностранном рынке, увеличивает изъятия из экономики (на рис. 11.4,б это выглядит как увеличение изъятий, то есть смещение графика изъятий вверх), что ведет к сокращению производства. Положительная разница между возрастанием инъекций и изъятий ведет к росту национальной экономики, отрицательная – к снижению равновесного уровня национального производства.

Согласно кейнсианской теории все элементы совокупных расходов вызывают мультипликативный эффект, который зависит как от величины первоначальных расходов, так и от склонности к потреблению и сбережению. Даже небольшие изменения в совокупных расходах могут привести к значительным колебаниям уровня национального продукта. В том случае, если экономика находится близко к состоянию полной занятости, то изменение, например, инвестиций, усиленное действием мультипликатора, может привести либо к экономическому спаду, либо вызвать инфляционный рост. Поскольку экономическая система, с кейнсианской точки зрения, не обладает автоматическим механизмом саморегулирования, то депрессия или инфляция могут длиться годами. Поэтому значительная роль в кейнсианской теории отводится государству, которое, учитывая эффект мультипликатора, может управлять совокупными расходами и, таким образом, способно обеспечивать экономическую стабильность.

Кейнсианскую теорию макроэкономического равновесия можно представить с помощью модели общего равновесия, разработанной Дж. Хиксом (1937) и Эл. Хансеном (1944г.), (модель Хикса - Хансена). В основе этой модели - равенство сбережений и инвестиций, как условие как условие равновесия на товарном рынке (рис. 11.5,а,б,в).

Рис. 11.5. Функция сбережений (а) и функция инвестиций (б).

Модель равновесия на товарном рынке IS (в)

 

Сбережения являются функцией дохода S = S(Y), инвестиции представляют обратную зависимость от нормы процента I= I(r) ( рис. 11.5,а, 11.5,б). Объединив эти два графика, получим модель равновесия на товарном рынке IS.

График «инвестиции – сбережения» IS представляет собой геометрическое место точек равновесия сбережений и инвестиций при любых значениях нормы процента и дохода. Заметим, что эта кривая не пересекает линию r = r1, так как норма процента не может быть ниже этого значения (рис. 11.5,в). Модель IS показывает, что высокий уровень сбережений наблюдается при высоком уровне национального производства и дохода. Этому уровню производства соответствует величина инвестиций, которая может быть достигнута при низком уровне процента. Напротив, низкий уровень производства связан с незначительными инвестициями, на которые влияет высокая норма процента. Объем инвестиций в этом случае соответствует низкой величине сбережений при данном уровне производства и дохода. Модель IS может применяться для анализа экономической политики государства. Поскольку рыночный механизм не обеспечивает устойчивого равновесия сбережений и инвестиций, то государственная политика должна быть направлена на то, чтобы уравновесить инвестиционный спрос и предложение сбережений. Модель IS является элементом общей модели макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынке (которую рассмотрим в теме 14) и применяется для анализа равновесия с учетом закономерностей, которые происходят на денежном рынке.

 

Вопросы и задания

Задание 1. Об экономике страны имеется следующая информация: объем ВНП при полной занятости равен 100 млрд. долл.; потребительские расходы, соответствующие этому ВНП, равны 80 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению равна 0,8; сумма плановых инвестиций, независимо от величины ВНП, составляет 10 млрд. долл. Составьте функцию потребления и функцию сбережений. Определите: 1. Объем равновесного ВНП. 2. Объем дополнительных инвестиций, необходимых для того, чтобы равновесный ВНП увеличился до 100 млрд. долл.

Задание 3. Функция потребления задана формулой C = 100+ 0.8Y.

а) постройте график потребления; б) график сбережений; в) определите равновесный объем Y; г)величину мультипликатора расходов. Какой разрыв – дефляционный или инфляционный будет наблюдаться в экономике, если объем Yf при полной занятости составляет 600ден. ед. Насколько должны возрасти расходы, чтобы достичь уровня полной занятости?

Тесты

1. Если при данном объеме производства график потребления проходит ниже линии 45град, то это значит, что:

а) будут существовать положительные сбережения;

б) весь объем произведенной продукции будет реализован;

в) возрастут товарные запасы нереализованной продукции;

г) объем национального производства начнет сокращаться;

2. Если сбережения равны S = – 40 + 0.2Y и планируемые инвестиции составляют I = 60, то прирост ЧНП и величина мультипликатора автономных расходов составляют соответственно:

а) 480 и 8; б) 240 и 4; в) 300 и 5; г) 120 и 2.

3. Какое условие не соответствует равновесному уровню ЧНП:

а) S =0; б) S = In; в) C = S; г) C = Y.

4. Что из перечисленного включается в понятие «инъекции»?

а) инвестиции; б) сбережения; в) налоги; г) импорт.

5. Если совокупные расходы меньше, чем объем производства, то:

а) сумма потребления и инвестиций равна сбережениям;

б) сбережения равны инвестициям;

в) сбережения превышают запланированные инвестиции;

г) сбережения меньше, чем запланированные инвестиции.

6. Какое условие соответствует равновесному уровню ЧНП:

а) C + In = Y; б) C + S = Y в) C = In; г) C + S = In; д) C = 0.

7. Предельная склонность к потреблению – это:

а) отношение совокупного потребления к совокупному доходу;

б) изменение в потребительских расходах, вызванное изменением дохода;

в) величину потребительских расходов при данном уровне дохода;

г) отношение величины потребительских расходов к величине сбережений.

 

 

ТЕМА 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Основные понятия: фискальная политика и ее компоненты - государственный бюджет и налоговая система; дискреционная фискальная политика; дефицит бюджета; способы финансирования дефицита бюджета; эффект вытеснения; государственный долг; кривая Лаффера; мультипликатор расходов и налогов; мультипликатор сбалансированного бюджета; стимулирующая и сдерживающая фискальная политика; автоматические стабилизаторы; фактический бюджет и бюджет при полной занятости; циклический и структурный дефициты.

 

1. Фискальная политика. Государственный бюджет. дефицит бюджета. Государственный долг

Фискальная политика – это сознательное манипулирование государственным бюджетом, направленное на стабилизацию экономического развития. Механизм действия фискальной политики включает две части: 1) дискреционную фискальную политику, осуществляемую через преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (государственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей; 2) недискреционную фискальную политику или политику встроенных стабилизаторов, основанную на зависимости изменений налоговых поступлений и государственных трансфертов от цикла деловой активности.

Цель фискальной политики – обеспечение неинфляционного производства в условиях полной занятости и стимулирование экономического роста.

Прежде чем мы перейдем к анализу сущности фискальной политики, остановимся на основных ее компонентах: государственном бюджете и налоговой системе.

Государственный бюджет – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, как правило на год, утвержденная в законодательном порядке.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

1. Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единобразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов.

4. Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках дохода.

5. Принцип обязательности – раз бюджет принят, надо его исполнять.

Баланс бюджета предполагает равенство доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит. Превышение же доходов над расходами означает бюджетный излишек.

Обычно под государственным бюджетом понимают не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно- территориальных властей. С бюджетами тесно связаны внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и создаваемые за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Примером могут быть Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений.

Расходная часть обычно включает:

1. Финансирование социальной сферы;

2. Содержание вооруженных сил;

3. Финансирование народного хозяйства;

4. Содержание государственного аппарата управления;

5. Обслуживание государственного долга;

Соотношение между статьями расходов зависит от многих факторов: положения страны в мировом хозяйстве, уровня развития, роли государств и роли государственного сектора в экономике, политической ситуации, национальных особенностей и т. д. Но в целом тенденция такова: структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28 %, а социальные – 47,3 %. В других странах социальная сфера порой поглощает свыше 50 % бюджетных расходов.

Финансирование народного хозяйства обычно включает: а) капвложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на различные государственные программы. Удельный вес этих расходов варьируется в пределах 10 – 20 %, все зависит от масштабов государственного сектора.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Идеальное исполнение бюджета – это полное покрытие расходов доходами, но, как правило, такая ситуация бывает крайне редко. Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга.

Дефицит бюджета, как уже было отмечено – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это дефицит федерального бюджета при естественном уровне безработицы, равном 6 %. Разность между реальным и структурным дефицитом определяется как циклический дефицит.

Изменения структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. К примеру, в период подъема деловой активности сокращается циклический дефицит за счет снижений выплат пособий по безработице, больших налоговых поступлений в бюджет. В то же время может нарастать структурный дефицит, в частности, по причине увеличения расходов на оборону или на проведение различных социальных программ.

К причинам бюджетного дефицита можно отнести следующие:

- спад общественного производства;

- неоправданно раздутые социальные программы;

- возросшие затраты на финансирование ВПК;

- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

- практика финансирования государством убыточных, малорентабельных предприятий;

- несовершенство налоговой системы, позволяющее отдельным производителям получать необоснованные налоговые льготы, укрывать свои доходы от налогообложения;

- чрезмерные расходы на содержание аппарата управления.

Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Существует несколько вариантов его покрытия. Можно финансировать дефицит бюджета за счет выпуска новых денег. Последствия такой меры общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. Чтобы этого избежать, большинство стран в своих конституциях закрепили независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти, который не обязан финансировать правительство.

Другой вариант покрытия – это государственные займы как внутренние так и внешние. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, (например, у пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков. Последняя форма финансирования бюджетного дефицита в развитых станах обычно практикуется местными властями. Правительство же может рассчитывать на кредит у Центробанка только в исключительных, специально оговоренных законом случаях, так как регулярное его кредитование может привести к инфляционным процессам.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Размещая ценные бумаги на денежном рынке, государство забирает финансовые средства, которые могли бы стать инвестициями. Кроме того, если государство расширяет предложение своих облигаций, то снижается их курс, и повышаются процентные ставки. Инвестиционные же расходы обратно пропорциональны ставке процента. Следовательно, государственное заимствование будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов, сдерживая, таким образом, развитие экономики. В экономической науке данное явление получило название «эффекта вытеснения».

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма, накопленная в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг подразделяется на внутренний (т.е. долг своему населению), внешний (т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам), а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. По поводу первой опасности можно отметить следующее: частные фирмы могут обанкротиться, государство не может, так как правительство, в отличие от фирм, обладает широкими возможностями выполнять свои финансовые обязательства. Каким образом? 1) Через рефинансирование- государство продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций; 2) путем взимания новых налогов, которые идут на выплаты процентов и общей суммы государственного долга; 3) с помощью создания новых денег. Что касается второй опасности, то специфика внутреннего долга, который составляет большую часть государственного долга, такова, что мы как бы должны сами себе. В то время как государственный долг представляет собой сумму обязательств перед гражданами страны как перед налогоплательщиками, большая часть того же самого долга одновременно является активами граждан как держателей облигаций. Поэтому можно сказать, что будущие поколения, наследуя государственные долги, одновременно становятся наследниками правительственных облигаций на эту же сумму.

Тем не менее, рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

1. Выплата процента по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах. Деньги от менее обеспеченных переходят к более обеспеченным, которые, как правило, и являются держателями облигаций;

2. Повышение ставок налогов для финансирования государственного долга может подорвать действия экономических стимулов, уменьшить инвестиции в производство, усилить социальную напряженность в обществе, и т. д.;

3. Внешний долг предполагает передачи части созданного внутри страны продукта за рубеж;

4. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны. Так, если платежи по внешнему долгу составляют 20 – 30 % поступлений от внешнеэкономической деятельности, страны, то привлекать новые займы из – за рубежа становится трудно, страна может попасть в положение безнадежных должников;

5. Если государство, «выталкивая» частные инвестиции, расходует взятые в долг денежные средства на строительство мостов, автострад, портов и т. д., или вкладывает инвестиции в «человеческий капитал» в системе здравоохранения и образования, то тем самым укрепляется будущий потенциал страны. Но, если прирост правительственных расходов происходит за счет увеличения расходов потребительского характера, то будущее поколение может унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и иметь соответственно более низкий уровень жизни.

Рост государственного долга наблюдается сегодня практически во всех странах.

 

Пути преодоления дефицита госбюджета

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита и, соответственно, государственного долга, может решаться двумя путями: увеличением доходов и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т. е. суммы доходов, с которой идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8 %. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличение производства и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете, вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Следует признать, что в принципе, антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложится на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований – сложный процесс, недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета, так как это может привести к обратному эффекту. Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета являются необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с выплатой пособий по безработице, переобучением, трудоустройством людей, лишившихся работы. С другой - станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий, уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что, в конечном счете, дефицит увеличится.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшение бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения. Расходы необходимо сокращать и в сфере финансирования содержания управленцев государственного уровня (их в России больше, чем в бывшем СССР).

Существуют различные концептуальные подходы к проблеме регулирования бюджета. Одни экономисты (и политики) считают, что бюджет должен ежегодно быть сбалансирован. Другие поддерживают концепцию циклически балансируемого бюджета, доказывая, что бюджет выступает инструментом антициклической политики. Поэтому достаточно, чтобы он балансировался в ходе экономического цикла: дефицит, возникающий в период спада, в ходе подъема в результате жесткой фискальной политики может быть ликвидирован. Третий подход к регулированию бюджета связан с концепцией функциональных финансов, в соответствии с которой проблема сбалансирования бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается политика стабилизации экономики.

 

Налоговая система и налоговая политика

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, производимый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых в законодательных актах.

Основными элементами налоговой системы являются:

- виды налогов и принципы их начисления;

- налоговые ставки;

- налогооблагаемая база;

- налоговые льготы;

Рассмотрим их по порядку. Налоги бывают двух видов: прямые и косвенные. Прямые устанавливаются непосредственно с доходов или имущества физических или юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на недвижимость, и т.д.). Косвенные налоги – это налоги, заложенные как надбавка к цене, и поэтому оплачиваются потребителем. В данном случае налоги концентрируются у владельца (продавца) товаров и услуг, а затем передаются государству. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Объект обложения – это то, что облагается налогом (доход, имущество, сделка).

Существует несколько методов взимания налогов с объектов обложения:

1. безналичный – изъятие налога до получения дохода владельцем. (Например, при выплате зарплаты налог удерживается бухгалтерией предприятия);

2. по декларации – взимание налога после получения дохода владельцем. (например, при работе налогоплательщика в нескольких учреждениях);

3. по кадастру – взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности. (Например, налог на землю).

Налоговая ставка – установленный государством размер налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади и т. д.). Налоговые ставки могут быть твердыми и долевыми. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти). Долевые ставки выражаются в долях объекта обложения (если в сотых долях, то они называются процентными). Долевые в свою очередь могут выступать как предельные и средние налоговые ставки. Предельные на

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...