Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

D государственных расходов




DВНП=МРG D государственных расходов

МРG по своей модели полностью совпадает с известным Вам мультипликатором инвестиций, поэтому:

МРG = , где

МРS – предельная склонность к сбережению, а МРС – предельная склонность к потреблению.

Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультиплицирующему эффекту. Но в отличие от государственных расходов, которые оказывают прямое воздействие на совокупные расходы, изменение налогов влияет на них косвенно, за счет изменения доходов после уплаты налогов и через это – изменение потребления.


При МРС = 1/2МРG будет равен 2, МРт соответственно 1.

1. DВНП = МРТ D налогов = 1 20 млрд. = 20 млрд. руб.

За счет увеличения налогов произойдет снижение совокупного спроса и соответственно ВНП на 20 млрд. руб.

2. D ВНП = МРG Dгосударственных расходов = 2 20 млрд. = 40 млрд. руб

За счет увеличения государственных расходов произойдет повышение совокупного спроса и соответственно ВНП на 40 млрд. руб. Таким образом, общее увеличение ВНП составит 20 млрд. руб. (40 млрд. – 20 млрд.).

На основе данного примера можем сделать следующий вывод: при равном увеличении государственных расходов и налогов прирост ВНП составит величину, равную приросту государственных расходов, т. е. мультипликатор, называемый мультипликатором сбалансированного бюджета всегда равен единице.

D ВНП = D государственных расходов 1.

Учитывая мультиплицирующий эффект, государство может просчитать на сколько следует изменить налоги или расходы, чтобы преодолеть спад или ликвидировать инфляцию. Предположим, необходимо увеличить совокупный спрос на 100 млрд. руб. Предельная склонность к потреблению (МРС) в рассматриваемой экономике равна 1/2. Соответственно, мультипликатор государственных расходов (МРG) равен 2, мультипликатор налогов (МРТ) равен 1. Следовательно, правительство может увеличить расходы на 50 млрд. руб. (50 млрд. 2 = 100 млрд. руб.). Осталось только решить, какой из этих вариантов предпочтителен.

Ряд экономистов считают, что государственный сектор должен быть расширен, поэтому в период спада необходимо увеличивать государственные расходы, в период же инфляции снижение совокупного спроса достигается за счет повышения налогов. Существует другая точка зрения, согласно которой государственный сектор излишне раздут и неэффективен, следовательно, в период спада необходимо сокращать налоги, при инфляции – уменьшать государственные расходы.

До сих пор мы рассматриваем влияние фискальной политики на совокупный спрос. Но экономисты, в частности сторонники экономики предложения, считают, что фискальная политика – особенно изменение налогов - может изменить совокупное предложение. Так, например, снижение налогов увеличит объемы сбережений, а также величину заработной платы после уплаты налогов. Все это усилит стимулы у рабочих больше трудиться, у предпринимателей расширять производственные мощности, увеличивать объемы производства товаров.

Сторонники экономики предложения не согласны с утверждением кейнсианцев о том, что снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета. Подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налога обеспечит рост налоговых поступлений за счет значительного роста национального выпуска и дохода и, как результат снижение дефицита. Большинство экономистов критически относятся к данным выводам, считая что влияние снижения налогов на стимулы к труду, сбережениям, инвестициям могут быть не так сильны. Кроме того, увеличение предложения имеет долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике быстрее.

Тот тип фискальной политики, который мы рассматривали до сих пор - изменение законов, касающихся государственных расходов, структуры налогообложения с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово- бюджетной политикой. Однако на практике уровень государственных расходов и налогов может измениться даже при отсутствии каких – либо изменений в законах., их регулирующих. Это происходит потому что многие законы составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такая фискальная политика определяется как недискреционная фискальная политика или политика встроенных, автоматических стабилизаторов.

 

К числу наиболее существенных и зримых относятся:

- Автоматические изменения в налоговых отчислениях. Когда доходы сокращаются, рост налоговых отчислений оказывает отрицательное воздействие на совокупный спрос. Значит, в таких условиях необходимо сокращать налоговые отчисления. Как раз такое воздействие и оказывает прогрессивная школа подоходных налогов. В период спада люди зарабатывают меньше и, таким образом, облагаются налогом по более низкой ставке. В период инфляции зарплата растет и люди переходят в другую, более высокую категорию налогообложения. И снова налоговая политика автоматически согласуется с целями фискальной политики, увеличивая налоги при инфляции.

- Совокупность пособий по безработице и социальных выплат. Так, при потере работы человек получает пособие, а когда он получает работу, то выплата пособий прекращается. Налоги, за счет которых платятся пособия, растут в период высокой занятости, т. е. растет резервный фонд. В периоды спада, когда доходы падают, то падают и налоговые отчисления, и за счет резервного фонда через выплату пособий растут доходы населения.

Аналогичным образом действуют многие программы по поддержанию доходов малоимущих слоев населения, субсидий фермерам.

Встроенные стабилизаторы смягчают тяжесть экономических колебаний, однако более действенным инструментом, позволяющим решить проблемы спада и инфляции, остается дискреционная фискальная политика.

Жизнь гораздо сложнее, чем теоретические выкладки. Поэтому необходимо рассмотреть некоторые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики.

1. Успех фискальных методов очень сильно зависит от времени их использования, точности доступной информации и прогнозов относительно экономического развития. Фискальные меры должны применяться точно в нужный момент. Однако временные лаги (лаг – отставание, запаздывание), неизбежно существующие между возникновением проблемы и ее признанием, между признанием и принятием решения, между определенным политическим действием и его результатами, делают манипулирование совокупным спросом менее стабилизирующим на практике, чем в теории. К примеру, спад 1974 -1975 г. в США начался в конце 1973 г. Налоговый законопроект, направленный на борьбу с ним, был принят только в 1975 г., т. е. время было упущено. Достоверная оценка лага становится важнейшей проблемой организации государственного регулирования, ибо правительству необходимо знать не только вероятный результат применения фискальной политики, но и время ее срабатывания.

2. Когда правительство формирует цели экономической политики, применяет те или иные экономические регуляторы, оно, по мимо всего прочего, заботится еще и о том, чтобы склонить на свою сторону избирателей. Сохранить власть правящей партии. Сокращение налогов и прирост государственных расходов очень популярны в политическом плане, в то время как увеличение налогов и сокращение правительственных программ могут оказаться политически рискованными. Поэтому фискальная политика может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной дестабилизации экономики. Кроме тог, ряд социальных программ, вводящихся в период спада, очень трудно отменить во время подъема экономики. Сторонники продолжения этих программ образуют хорошо информированное, сплоченное лобби и, как правило, ни у кого из представителей законодательной власти, не хватает времени, а порой и заинтересованности, чтобы доказать их ненужность.

3. Фискальная политика может оказаться неэффективной в результате непредвиденных событий в мировой экономике. Предположим, в период спада наше правительство снизило налоги, повысило государственные расходы, так, что совокупный спрос увеличился, но инфляция не росла. Теперь предположим, что в экономике стран – импортеров отечественных товаров неожиданно начинается подъем. Чистый экспорт нашей страны увеличивается, растет быстрыми темпами и совокупный спрос, что может привести к инфляции спроса. Если бы это было известно заранее, что не совсем реально, правительство проводило бы менее стимулирующую фискальную политику.

4. И последнее. Монетаристы подвергают острой критике фискальную политику, считая ее абсолютно беспомощной и безрезультативной из – за упомянутого выше «эффекта вытеснения». Сторонники фискальной политики, в общем, не отрицают, что некоторые инвестиции могут вытесняться, но они считают объем вытесненных инвестиций небольшим, поэтому стимулирующий эффект фискальных мер, если и будет ослаблен, то незначительно.

Надо учитывать, что ни один инструмент государственного регулирования в экономике не является на 100 % идеальным. В последнее время экономисты соглашаются, что для стимулирования роста экономики и снижения инфляции необходимо эффективно использовать как фискальную, так и кредитно – денежную политику, речь о которой пойдет в следующих темах.

Вопросы и задания

1. В таблице показаны графики потребления и сбережений. Предположим, что правительство ввело паушальный налог в размере 100 долл. Предположим также, что импорт составляет 5 долл. Определите показатели, отсутствующие в таблице (показатели даны в долларах).

Реальный ЧНП C S Ca Sa Sa+ M+T I+X+ G Ca+I+X+G
               
               
               
               
               
               

(C – потребительские расходы, S – сбережения, Ca и Sa – соответственно, потребительские расходы и сбережения после уплаты налогов, M – импорт, T – налоги, G – государственные расходы, X и Xn – соответственно, экспорт и чистый экспорт).

А) Чему равна предельная склонность к потреблению?

Б) На сколько снизится потребление на всех уровнях реального ЧНП в результате введения налога?

В) Чему равна предельная склонность к сбережениям?

Г) На сколько снизится сбережения на всех уровнях реального ЧНП в результате введения налога?

Д) Чему равны сбережения при ЧНП = 2000?

Е) Рассчитайте (после уплаты налога) сбережения + импорт + налоги при каждом значении реального ЧНП и заполните соответствующую колонку таблицы.

Ж) Предположим, что запланированные чистые инвестиции составляют 150 долл., экспорт 5 долл., а правительственные закупки товаров и услуг составляют 200 долл. Рассчитайте инвестиции + экспорт + правительственные закупки в соответствующей колонке.

З) Рассчитайте (после уплаты налогов) потребление + инвестиции + чистый экспорт + правительственные закупки в соответствующей колонке.

И) Если налоги остаются равными 100 долл., а правительственные закупки возросли на 10 долл., то, как изменится равновесный реальный ЧНП?

К) Если правительственные закупки остаются равными 200 долл., а паушальный налог возрастет на 10 долл., то, как изменится равновесный реальный ЧНП?

Л) Если правительственные закупки увеличатся на 10 долл. и налоги увеличатся на 10 долл., то, как изменится реальный ЧНП?

2. Модель экономики характеризуется следующими данными:

Cd = 1000 + 0.9 Yd; G = 600; Id = 390; T = 400;

Yd = GNP – T; B = T – G; X – M = 0, где

Cd - планируемые потребительские расходы; G - государственные расходы; Id - планируемые инвестиции; T – налоги; B - дефицит или излишки госбюджета; Yd - располагаемый доход; X – экспорт; M – импорт; GNP - валовой национальный продукт.

А) Рассчитайте равновесный GNP

Б) Рассчитайте мультипликатор государственных расходов.

В) Рассчитайте влияние на величину GNP прироста налогов на 1 доллар.

Г) Рассчитайте объем сбережений при равновесном GNP.

Д) Рассчитайте инфляционный разрыв, если GNP при полной занятости равен 15000.

Е) Рассчитайте объем сбережений при полной занятости.

 

Тесты

1. К числу основных целей фискальной политики относится:

А) создание условий для успешного ведения бизнеса;

Б) антициклическое регулирование экономики;

В) повышение благосостояния граждан;

Г) перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения.

2. К числу инструментов фискальной политики относится:

А) увеличение нормы обязательных резервов;

Б) покупка Центральным банком ценных государственных бумаг на открытом рынке;

В) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

Г) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям государственного бюджета;

Д) все перечисленные ответы неверны.

3. Фискальная политика является стимулирующей в случае:

А) уменьшение налогооблагаемого дохода граждан на сумму затрат по строительству жилья;

Б) введения акцизных марок на алкогольную продукцию;

В) увеличение трансфертных платежей;

Г) уменьшение государственных расходов на оборону страны;

Д) во всех указанных случаях фискальная политика является экспансионистской.

4. Фискальная политика является дискреционной, если изменяются следующие параметры:

А) увеличиваются ставки налогообложения;

Б) уменьшаются ставки налогообложения;

В) увеличивается величина собираемых налогов при применении неизменной прогрессивной шкалы налогообложения;

Г) в законодательном порядке увеличивается продолжительность выплат пособий по безработице;

Д) верны ответы А), Б), Г).

5. Фискальная политика является рестрикционной в случае:

А) снижения ставки на прибыль;

Б) снижения ставки подоходного налога;

В) увеличения объема государственных закупок товаров и услуг;

Г) уменьшения объема государственных закупок товаров и услуг;

Д) все перечисленные ответы неверны.

6. Циклический дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

А) текущими государственными расходами и доходами;

Б) фактическим и структурным дефицитом;

В) текущим дефицитом и суммой выплат по государственному долгу;

Г) текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости;

Д) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости.

7. Государственный долг – это:

А) Задолжность населения, фирм, банков и зарубежных государств перед правительством данной страны;

Б) Задолжность правительства перед населением страны;

В) Задолжность правительства данной страны перед иностранными государствами;

Г) Задолжность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами, как данной страны, так и зарубежных стран.

8. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равно весный ВНП, если государство увеличивает свои закупки на 2 млрд. долл., не изменяя налоговые поступления? Известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75, а предельная склонность к импорту равна 0.

А) уменьшится на 4 млрд. долл.; Б) увеличится на 2 млрд. долл.;

В) увеличится на 6 млрд. долл.; Г) увеличится на 8 млрд. долл.;

Д) увеличится на 4 млрд. долл.

9. Какой из ответов к тесту 2.2.8. верен, если сумма государственных за купок не изменилась, а величина подоходного налога уменьшилась на 2 млрд. долл.?

10. Какой из перечисленных налогов является прямым?

А) индивидуальный подоходный налог; Б) акцизы;

В) таможенные пошлины; Г) налог с продаж.

 

 

 

 

ТЕМА 13. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Основные понятия: безработица; полная занятость; фрикционная, структурная, циклическая безработица; естественный уровень безработицы; закон Оукена; государственная политика занятости; биржа труда; инфляция, инфляция спроса; инфляция издержек; индекс цен; темп инфляции; правило «70»; кривая Филипса; долгосрочный график Филлипса; антиинфляционная политика – стратегия и тактика.

 

1. Безработица

Экономика не развивается равномерно. Периоды экономического роста и процветания сменяются периодами спада и депрессии. Достигнутое равновесие не является стабильным и неизменным. В рыночной экономике существует экономическая нестабильность, которая проявляется в конъюнктурных колебаниях, безработице и инфляции. Проблемам безработицы и инфляции посвящена данная тема. Начнем с анализа безработицы.

Все формы безработицы можно объединить в две группы: естественная и вынужденная.

К естественной безработице относятся те ее формы, которые неустранимы и сопутствуют долговременному равновесию на рынке рабочей силы.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

К естественной безработице относятся:

а) фрикционная безработица, которая обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность;

б) институциональная безработица, которая порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение:

1) чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда и увеличивают уровень безработицы;

2) гарантированный минимум зарплаты. Например, человек готов трудится за более низкую плату, но работодатель не вправе нарушать законы и устанавливать оплату ниже минимума;

3) несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. В результате ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы;

в) добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать. Такая безработица имеет признаки естественной.

К вынужденной безработице относятся те ее формы, которые существуют помимо естественной и повышают общий уровень безработицы.

К вынужденной безработице относятся:

а) технологическая безработица. Она особенно распространена в тех странах, где НТП сочетается с высоким уровнем заработной платой. Такое сочетание делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращая его в постоянное явление;

б) структурная безработица возникает, когда под влиянием НТП происходят масштабные преобразования в отраслях экономики. В одних отраслях растет инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других – свертывается производство и сокращаются рабочие места. Избежать структурной безработицы невозможно;

в) региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики;

г) циклическая безработица – эта безработица, вызванная спадом в экономике. В этот период совокупные расходы уменьшаются, производство и занятость сокращаются, а безработица возрастает.

д) скрытая безработица характерна, в основном, для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности труда, в результате работу одного человека выполняют двое.

Для рыночной экономики свойственны, в большей мере, структурная, фрикционная и циклическая безработица. Сумма структурной и фрикционной безработицы составляет естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т. е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы не является постоянным. Под влиянием многих факторов (например, демографических) уровень естественной безработицы повышается.

Занятость населения при естественном уровне безработицы называется полной занятостью населения.

Безработица измеряется двумя основными показателями:

1. Уровень безработицы – доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, т. е. людей, живущих на доходы от своего труда:

Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным; работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.

2. Продолжительность безработицы.

Последствия безработицы подразделяются на экономические и социальные:

а) экономические издержки безработицы проявляются:

1) в отставании объема ВНП. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто может и хочет работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

Математически отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП выражает закон Оукена:

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5 %.

2) неодинаковом распределении издержек безработицы. Это может выражаться в более высоком уровне безработицы среди «синих воротничков», молодежи, женщин и т. п.

б) социальные издержки безработицы:

- потеря квалификации работниками;

- потеря самоуважения;

- упадок моральных устоев;

- распад семьи;

- общественные и политические беспорядки.

2.1. Инфляция

Теперь обратимся к проблемам инфляции. Инфляция – это повышение в течение определенного периода времени общего уровня цен. Большинство экономистов согласно, что инфляция связана с избыточным ростом денежной массы. Проникая в экономику, денежная масса концентрируется на стороне спроса. Если это происходит регулярно, то возникает устойчивый разрыв между совокупным спросом и совокупным предложением, инфляционное неравновесие рынков.

Инфляция в принципе неустранима. Она существует по следующим причинам:

а) неправильная денежная политика центрального банка;

б) наличие дефицита государственного бюджета, необходимость его покрытия;

в) милитаризация экономики, увеличивающая расходы государственного бюджета, отвлекающая ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) из гражданского сектора;

г) монополизация рынков. Для сохранения доминирующего положения на рынке монополии стараются не только установить и удержать высокие цены, но и сократить размеры производства и предложения товаров. Это увеличивает разрыв между совокупным спросом и совокупным предложением;

д) внешнеэкономические факторы (имеется в виду перенос инфляции по каналам мировой торговли, когда рост цен на сырье или энергоносители дает новый толчек механизму инфляции затрат).

 

Инфляция может быть нескольких видов:

1. Открытая инфляция – если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянном повышении цен. Открытая инфляция не разрушает механизмы рынка: одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается их снижение на других рынках.

Виды открытой инфляции:

а) инфляция, инспирированная спросом. Она возникает в экономике, если совокупный денежный спрос повышается, в то время, как общее предложение товаров остается неизменным, или увеличивается в меньшей степени, чем денежный спрос. Предпосылкой общего увеличения денежного спроса является эмиссия денег;

б) инфляция, инспирированная ростом издержек производства. Здесь имеются в виду следующие издержки:

- расходы по заработной плате. Если заработная плата повышается быстрее, чем производительность труда, то при прочих равных условиях увеличивается доля заработной платы в выпускаемой продукции, что и вызывает рост цен;

- рост расходов на сырье или резкие нарушения («шоки») предложения. Под резким нарушением («шоком») предложения понимают некое событие, независящее от изменения в совокупном спросе, которое повышает ожидаемый фирмами средний уровень цен на привлекаемые факторы производства. Например, резкий рост цен на нефть в 70-х годах;

в) инфляционные ожидания. Если инфляция длится несколько лет, то хозяйствующие субъекты ожидают и дальнейшего развития инфляционных процессов. Они уже осуществили корректировку своих планов, чтобы, насколько это возможно, справиться с последствиями инфляции. В этих условиях сдерживание совокупного спроса не остановит развитие инфляции;

г) инфляция, сопряженная со спадом. Она имеет место при замедлении или прекращении роста совокупного спроса, когда начинает уменьшаться реальный объем производства, а безработица возрастает. Но, если инфляционные ожидания производителей уже сформировались, то они по-прежнему будут ориентироваться на высокие цены. В результате в экономике будут наблюдаться инфляция, растущая безработица, и сокращающийся реальный объем производства. Эту ситуацию называют так же инфляционной рецессией.

2. Подавленная инфляция – если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным неравновесием рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия.

Виды подавленной инфляции:

а) административный контроль цен. Ему неизбежно сопутствуют деформации рыночных механизмов, глубина и продолжительность которых зависят от форм регулирования. Если практикуется всеобщее централизованное планирование цен, то это уже не деформирует, а разрушает рыночную систему;

б) инфляция предложения – явление, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения;

в) инфляционные ожидания дефицита. Постоянно сталкиваясь с дефицитом необходимых товаров, человек следовал рациональному поведению: брал в запас товары, причем любые, поскольку завтра их могло не быть вообще;

г) инфляционные ожидания заемщиков. Они обусловлены необоснованной кредитной и бюджетной экспансией, регулярными списаниями банковской задолженности. Поскольку банк отдавал несостоятельным заемщикам чьи-то депозиты, то списание задолженности равнозначно закачиванию в экономику избыточной, инфляционной денежной массы;

д) инфляционные ожидания в связи с неустойчивостью денежной системы. Они возникают в связи с потерей доверия к деньгам. Независимо от динамики цен, обладатели доходов стремятся избавиться от денег, наращивают спрос на товары и, тем самым, увеличивают инфляционное неравновесие рынков.

Для рыночной экономики характерны виды открытой инфляции. Подавленная инфляция является типичной для командной экономики.

Для измерения инфляции используют три показателя:

 

цена рыночной корзины в данном году

а)Индексцен = х 100%

цена аналогичной рыночной корзины

в базовом году

индекс цен – индекс цен

этого года прошедшего года

б) Темп инфляции = ---------------------------------------------------- х 100%

индекс цен прошедшего года

 

в) «Правило величины 70» – позволяет определить количество лет, необходимых для удвоение уровня цен.

 

Приблизительное количество 70

необходимых для удвоения = темп ежегодного

темпов инфляции увеличения уровня цен(%)

 

В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

2. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудно управляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными цифрами.

3. Гиперинфляция – если ежемесячный (в течение 3-4-х месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Ее особенность – она практически неуправляема, обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. Печатается много денег, развивается спекуляция, производство дезорганизуется.

Последствия открытой инфляции можно рассматривать с точки зрения потребителей и производителей.

Социальные последствия инфляции для потребителей:

а) падение реальной ценности личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег на банковских счетах;

б) снижение текущих реальных доходов потребителей. Это связано с тем, что индексация фиксированных доходов и выплата противоинфляционных компенсаций не успевает за ростом цен;

в) эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Получая денежные компенсации, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами, соответственно он уплачивает больше налогов, в результате, после уплаты налогов, человек может получить меньший доход, чем до получения компенсаций.

г) социальное расслоение, углубление имущественного неравенства.

Социальные последствия инфляции для производителей:

а) тормозит освоение новых технологий, отрицательно влияет на техническое состояние производства. Это вызвано тем, что цены на приобретение оборудования растут быстрее, чем издержки на зарплату. По этому выгоднее сохранить устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, чем менять его на новое и сравнительно дорогое;

б) наблюдается общее замедление экономического роста. Предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости;

в) возникают отраслевые и региональные диспропорции. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвестициям. Диспропорции неизбежны;

г) инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных методов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.

Последствия подавленной инфляции:

а) тотальная нехватка товаров и услуг;

б) возникновение разрыва между административно установленными ценами и более высокими рыночными, которые выравнивают предложение с инфляционным спросом;

в) перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Хронический товарный дефицит в государственном секторе сопровождается процветанием теневой экономики;

г) по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда;

д) товарный дефицит обуславливает имущественное неравенство, в лучшем положении оказываются те лица, которые имеют возможность приобретать товары по государственным ценам.

 

Кейнсианский анализ был полностью сосредоточен на проблемах безработицы, а цены в общем и целом предполагались стабильными. Однако в течение длительного послевоенного периода высокой конъюнктуры в экономике многих стран была достигнута полная занятость, но одновременно начали расти цены. Эмпирические исследования показали, что существует достаточно очевидная связь между инфляцией и безработицей. При высокой безработице инфляция была низкой, и наоборот. Эта взаимосвязь в обобщенном виде могла быть выражена в

так называемых «кривых Филипса» (по имени английского экономиста Филипса, который в 1958 году впервые представил графики подобного вида).

Кривая Филипса показывает взаимное изменение уровня безработицы и инфляции экономики. Такая форма кривой означает, что инфляция высока при низкой безработице и низка – при высокой безработице.

Однако на протяжении 70-х годов многие страны столкнулись со стагфляцией, т.е. в ней одновременно присутствовали и большая безработица (стагнация) и высокая инфляция. Подобная ситуация не описывается классической кривой Филипса.

Сегодня большинство экономистов сходятся в понимании того, что политика экспансии, стимулирующая спрос, не только приводит к повышению инфляции, но и не в состоянии уменьшить безработицу в долгосрочной перспективе. С критикой выводов анализа кривой Филипса еще в 60-е годы выступил М. Фридман. Он считал, что на больших отрезках времени не существует такой зависимости между инфляцией и безработицей. Причина в том, что наемные работники со временем формулируют свои требования к заработной плате. Их интересует покупательная способность заработной платы, а не ее номинальное количество. Политика экспансии, вызывающая рост инфляции, дает лишь временное улучшение ситуации с занятостью. Когда наемные работники впоследствии осознают, что повышение их заработной платы включает инфляционный прирост, они, естественно, станут повышать требования к зарплате, что бы компенсировать снижение ее покупательной способности, а предприятия, когда они осознают, что повышение спроса – это всего лишь инфляция, а не реальный рост покупательной способности, будут сокращать производство и спрос на рабочую силу.

Согласно данному анализу политика экспансии инициирует процесс самовозрастания инфляции вследствие ожиданий инфляции в будущем и постепенного возращения безработицы на более высокий уровень. В длительном периоде времени кривая Филипса имеет вид вертикальной прямой соответствующей естественному уровню безработицы, при этом уровень инфляции может быть любым.

Если безработица превышает, естественный уровень, что свидетельствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательство государства, деятельность которого развивается по двум основным направлениям.

1. Регулирование уровня и продолжительности безработицы. Задача государства – снизить безработицу до естественного уровня. Главное условие такого регулирования – использовать такие методы воздействия, которые являются нейтральными по отношению к инфляции или вызывают минимальные инфляционные последствия.

К таким методам относятся:

а) организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах; сокращая время поиска ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...