Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опосредованность наблюдения познавательными целями




В зависимости от цели наблюдатель будет стремиться к целостному восприятию изучаемого явления или селективному отбору в восприятии только тех внешних проявлений психологической

реальности, которые наиболее существенны с точки зрения предмета изучения. Развитие наблюдательности как способности подмечать в явлениях их не только характерные, но и особенные черты, является существенным подспорьем при проведении любых видов психологического наблюдения. Для демонстрации того, как связаны селективность наблюдения и цели исследования, приведем один пример.

Исследовательская цель была достаточно конкретной — зафиксировать феномен "расщепления эмоций" в ситуации невесомости, при так называемом кратковременном гравитационном стрессе. Этот пример показывает, как цель задает выбор тех основных аспектов поведения, которые следует сопоставлять для описания изучаемого феномена. "Расщеплением эмоций" называют случай рассогласования характера движений человека, когда одни движения (например, хватательные реакции рук в невесомости) свидетельствуют о чувстве страха, опасности, а другие выразительные движения (мимика) — о переживаниях веселья [29 ].

Двигательная активность и эмоциональные состояния — вот те два аспекта, которые должен фиксировать наблюдатель в целостной реакции человека на кратковременную невесомость. Из наблюдений в ситуации гравитационного стресса за летчиком-испытателем Г.Н. Захаровым: "С начала момента свободного парения возникают частые хватательные движения полусогнутыми руками перед лицом. Они продолжались около пяти секунд, после чего Г.Н. Захаров схватился одной рукой за поручень. На протяжении всего состояния невесомости улыбался". Из самоотчета Г.Н. Захарова: "После наступления невесомости ничего особенного не почувствовал и без раздумий шагнул в салон. И тут началось что-то невообразимое. На меня поплыл потолок. Я попытался удержаться за него, но вместо этого мои руки стали сами собой размахивать в воздухе. Мне стало смешно. Так продолжалось секунд 15, потом я увидел перед собой поручень и ухватился за него. Стало спокойно" [цит. по: 29. С. 85]. Как показывает сопоставление данных самоотчета и данных внешнего наблюдателя, метод наблюдения не может являться единственным методом идентификации эмоционального состояния наблюдаемого человека. Но дает. а указанном случае объективные основания для фиксации отмеченного размахивания руками и отнесения их к конкретному классу движений, имеющих определенную нагрузку — хватательное движение, свидетельствующее о чувстве опасности.

Таким образом, познавательные цели ведут к селекции предметного содержания — что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задают требования к способам наблюдения и требования к отчету наблюдателя.

Поделиться:





Читайте также:

III. ПРОГРАММЫ ПОАСПЕКТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ
III. Способы и виды статистического наблюдения.
Q Использует ли нейропсихолог в обследовании больного метод наблюдения?
Активность наблюдения и понимание предмета наблюдения
Бланк формализованного наблюдения за оказанием акушерского пособия при переднем виде затылочного предлежания.
Бланк формализованного наблюдения за определением белка в моче (с применением уксусной кислоты).
Бланк формализованного наблюдения за осмотром последа.
Бланк формализованного наблюдения за проведением влагалищного исследования в родах.
Бланк формализованного наблюдения за проведением манипуляции первый и второй этап обработки пуповины у здорового доношенного новорожденного
Бланк формализованного наблюдения проведением бимануального исследования.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...