Методические рекомендации по самостоятельной подготовке теоретического материала
Тема
| Основные вопросы по самостоятельной работе
|
1. Основы теории организации
| Теория организации и ее место в системе научных знаний. Эволюция взглядов на организацию. Понятие и сущность организации, черты и свойства организации.
|
2. Формирование научных концепций организации
| Классическая теория организации: научное управление, теория организации, бюрократическая теория. Факторы эффективной организации. Теория административного поведения. Теория Гласиер. Формирование жизнеспособных структур. Теория организационного потенциала. Теория институтов и институциональных изменений. Ресурсная теория организации. Современные направления теоретических разработок.
|
Тема
| Основные вопросы по самостоятельной работе
|
3. Организация как система, как процесс управления
| Открытые и закрытые системы. Системы и подсистемы. Социальная организация. Хозяйственная организация и организационные процессы. Жизненный цикл организации. Роли в организации.
|
4. Разновидности и типы организации, классификация организаций
| Составные части организации. Структурный подход в организации: составляющие структуры. Типология организационных структур управления. Классификация организаций. Типы организаций по взаимодействию: с внешней средой (механический и органический тип организации); подразделений (традиционная, дивизиональная, матричная организация); с человеком (корпоративная, индивидуалистическая организация). Бюрократические системы; их модификация; современный взгляд на бюрократию.
|
5. Факторы формирования организации
| Внешняя среда организации. Миссия организации (понятие и сущность). Философия организации. Система целей деятельности организации. Технология обоснования целей. Деловое и стратегическое развитие организации. Типы и элементы стратегии. Разработка стратегии. Стратегическое поведение организации.
|
6. Организация и управление
| Организация как объект управления. Понятие управления в теории организации. Место и роль организации в управлении. Ресурсы и способности организации.
|
7. Система законов организации
| Основные требования к законам организации. Закон самосохранения организации. Закон развития. Закон синергии. Закон информированности – упорядоченности. Закон единства анализа и синтеза. Закон композиции и пропорциональности (гармонии). Специфические законы социальной организации.
|
8. Принципы проектирования структуры управления организацией
| Понятие и принципы построения организационных структур. Требования к оргструктурам. Модели и схемы построения организационных структур управления. Принципы статических организаций. Принципы динамических организаций. Принципы рационализации.
|
9. Анализ и формирование организационных структур управления
| Значение и задачи организационного проектирования. Условия выбора структуры организации. Методы проектирования структур. Стадии проектирования организации.
|
Тема
| Основные вопросы по самостоятельной работе
|
10. Элементы проектирования организации
| Разделение труда и специализация. Департаментизация и кооперация. Связи между частями и координация. Масштаб управляемости и контроля. Иерархия организации и ее звенность. Распределение прав и ответственности. Централизация и децентрализация, дифференциация и интеграция.
|
11. Современные способы построения организации
| Организация слияния компаний. Реорганизация: этапы и методы. Организации с «внутренними рынками». Сетевые организации. Виртуальные корпорации; горизонтальные организации; многомерные организации; круговые корпорации; интеллектуальные, обучающиеся организации.
|
12. Организация и методы принятия решений
| Содержание и истоки организационных решений. Классификация решений, принимаемых организацией. Модель принятия решений. Этапы и методы принятия решений. Оптимальные, рациональные и иррациональные организационные решения. Власть, влияние и коалиции в принятии организационных решений.
|
13. Координация в организациях
| Виды координационной деятельности. Взаимозависимость подразделений предприятия. Влияние технологии на структуру организации. Особенности управления в разных отраслях (непрерывное, массовое, серийное и индивидуальное). Координация при различных стилях управления.
|
14. Организационные коммуникации
| Коммуникации и их значение в организации. Информационные технологии. Использование коммуникации при реализации новых идей. Противоречия при коммуникациях и управление ими.
|
15. Организационная эффективность
| Подходы к определению эффективности: достижение целей, системный подход, стратегические составляющие, конкурирующие ценности. Методы оценки эффективности организации.
|
16. Управление знаниями
| Значение знаний для развития организации. Функция управления знаниями. Развитие форм организации.
|
17. Основные признаки и функции организационной культуры
| Сущность организационной культуры. Содержание организационной культуры. Механизмы организационной культуры. Формирование, поддержание, изменение.
|
18. Управление организационной культурой
| Влияние организационной культуры на организационную эффективность. Субкультуры. Деловая стратегия. Доверие в организациях. Деловая репутация. Организационное поведение. Человеческий фактор.
|
19. Организационная адаптация
| Виды собственности и организация управления. Формы организации предприятий. Государственное регулирование и поддержка предприятий. Малый бизнес и основные условия его развития. Рисковый бизнес и его особенности.
|
20. Субъекты организационной деятельности
| Тенденции интеграции бизнеса. Корпоративные организации. Финансово-промышленные группы; транснациональные компании. Международные совместные предприятии. Кейрэцу.
|
21. Управление организационными изменениями
| Формы интеграции науки с производством. Перспективы развития наукоемких производств в РФ. Методы организации инновационного процесса. Преодоление сопротивления нововведениям. Эффективность организационных изменений. Перспективные направления развития организаций.
|
Литература [2, 3, 5, 6, 7, 8].
IV. Методические указания
по выполнению курсовой работы
Общие требования
В соответствии с учебным планом каждый студент должен выполнить курсовую работу по дисциплине «Теория организации». Требования к оформлению курсовой работы изложены в учебном пособии Л. Э. Еремеевой, А. С. Большакова, Н. Н. Ботош, И. И. Иваницкой «Дипломное проектирование»[1] и положении о дипломном проектировании: ч. 1. Единые требования к текстовым документам[2], которые есть в библиотеке СЛИ.
Главная цель курсовой работы – научить студента применять на практике теоретические положения данной дисциплины.
В курсовую работу должны быть включены (требования к структуре и объему разделов курсовой работы см. в таблице ниже):
1. Титульный лист, который является первой страницей пояснительной записки и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Пример оформления титульного листа приведен в приложении А учебного пособия «Дипломное проектирование».
2. Содержание (включает последовательно наименование частей курсовой работы).
3. Введение, где даются обоснование темы, цели и задачи курсовой работы.
4. Теоретические вопросы по теме, при написании которых надо показать знание теории и понимание вопросов по литературе (глава 1, включающая 3–5 параграфов).
5. Описание какого-либо конкретного предприятия (организации, учреждения) с раскрытием таких вопросов, как общая характеристика организации; факторы, влияющие на формирование организации; описание структуры организации; особенности функционирования организации и ее организационная культура; основные направления и темпы развития организации (глава 2, включающая 3–5 параграфов).
6. Заключение (выводы по главам и параграфам работы, см. гл. 7 «Основные тезисы, подлежащие включению в заключительную главу» учебного пособия «Дипломное проектирование»).
7. Библиографический список (должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении пояснительной записки курсовой работы, которые приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления).
8. Приложения (оформляются как продолжение курсовой работы на последующих ее листах; каждое приложение следует начинать с новой страницы, оно должно иметь заголовок, раскрывающий его содержание; приложения следует оформлять в соответствии с ГОСТ 6.14).
Воспользуйтесь поиском по сайту: