Экономическая и культурная жизнь Хивинского ханства
Города. В Хивинском ханстве были такие крупные города, как Хива, Кухна (Куня) Ургенч, Янги Ургенч, Вазир. Самый древний из них - Хива - в 1997 году отмечалось ее 2500-летие. Решение об этом было принято ЮНЕСКО в 1995 году. Этот факт стал признанием особого места Хивы в развитии мировой культуры. Сегодняшнее поколение может по праву гордиться культурным наследием своих предков. Город Хива возник в V веке до нашей эры, и его история неразрывно связана с историей всего Хорезма. Известность Хивы объясняется тем, что еще во времена строительства торговый путь, связывающий Восток с Западом, проходил именно здесь. Начиная с начала XVII века и до февраля 1920 года Хива была столицей Хивинского ханства. Кухна Ургенч. Еще один город ханства - Кухна Ургенч (Гургенч). Этот город в прошлом находился на территории нынешнего Туркменистана (Ташгаузская область). Городу исполнилось более 2000 лет. Он развивался быстро, так как располагался на перекрестке важных караванных дорог. В Х-ХI веках Кухна Ургенч был столицей Хорезмского государства. Этот город в трудах арабских географов упоминался как «Джорджания». Во второй половине X века был создан независимый эмират со столицей в городе Ургенче. В 995 году эмир Гургенча Маъмун ибн Мухаммад разгромил другое государство со столицей Кат и назвал себя Хорезмшахом. Таким образом, Гургенч превратился в единую столицу Хорезмского государства. В XI-ХII веках в городе развивалась наука и культура. Город был окружен крепкой стеной. Вспомните, какова была судьба Кухна Ургенча в результате нападения Чингизхана в 1221 году. В 1646 году Абулгазихан основал нынешний город Ургенч. Этому способствовало то, что Амударья изменила свое русло и начала течь в Аральское море, в результате чего Гургенч (Кухна Ургенч) остался без воды. После этого название Гургенча стало Кухна Ургенч (слово «кухна» означает «старый»).
Город Вазир. Вазир был одним из городов-крепостей Хорезма. Как отмечено в исторических источниках, он основан в середине XV века Мустафаханом из Шейбанидов. В XVI веке войны между Шейбанидами привели к разрушениям. Приехавший в 1558 году в Хиву Антони Дженкинсон так писал об этом: «Город Вазир за последние 7 лет из-за войн был четыре раза разрушен. Поэтому здесь очень мало купцов, и те, кто есть - бедные». А в 1598-99 годах, во время военных походов Абдуллахана II, город опять разрушался. Когда Абдулгазихан основал Янги Ургенч (Новый Ургенч), все оставшееся население Вазира было переселено сюда. Таким образом, город потерял свое значение. Ремесленничество. В исторических источниках Хивинского ханства отмечены 27 видов ремесленничества. На практике же их было еще больше. Пока ремесленник становился искусным мастером, он очень долго выполнял тяжелый труд. Обычно мастер учил своей профессии старшего сына. Иногда, если в работе требовалась помощь других людей, привлекались и ученики со стороны. Условия и сроки обучения ученика ремеслу оформлялись в письменном договоре. После прохождения курса ученик должен был получить благословение мастера, показав свои умения перед людьми, только затем мог открыть собственную мастерскую. Прошедший таким образом экзамен получал разрешение на самостоятельную деятельность. Ремесленники имели свои союзы-ассоциации, которые упорядочивали деятельность мастеров. Таким путем и защищали их интересы. Председатель ассоциации считался также и лицом, которое проводило бюджетную политику хана. Очень малая часть хивинских мастеров имела частные лавки. Ремесленник мог открывать мастерскую и в своем доме. Но многие работали, сняв в аренду мастерские хана или других богатых людей. Некоторые ремесленники работали на заказ.
Сельское хозяйство. Население ханства в основном занималось сельским хозяйством. Двумя направлениями были земледелие и связанное с ним животноводство. В земледелии ведущее место занимало выращивание зерна, хлопка и бахчевых. Больше половины площадей были засеяны пшеницей. В основном выращивались осенние сорта пшеницы. В источниках сохранились слова, высказанные одним из европейских путешественников, приезжавших в Хиву: «Я не видел таких умельцев, работающих в полях Хивы, даже в самой Германии». Второе место среди выращиваемых здесь зерновых после пшеницы занимала кукуруза. А рис сеяли в многоводных местах. На 1/5 земель рос хлопчатник. В экономике ханства определенное значение имело и шелководство, а среди бахчевых широкую известность получили хорезмские дыни. Кроме того, одной из развитых отраслей сельского хозяйства было садоводство. Внутренняя и внешняя торговля. Внутренняя и внешняя доставляла в ханскую казну немалые торговля доходы. Во внутренней торговле особое значение имел крытый базар Хивы. По двум сторонам дороги на базар строились мастерские и лавки. На пользование торговыми местами с продавцов взимался налог «тагжой». Отсюда в Иран, Индию, Китай и Турцию экспортировались в основном каракуль, ковры и п родукция ремесленничества. Начиная с конца XVI века, налаживались торговые связи и с Россией. Хивинские купцы везли туда ткани и вязаные вещи. Так, из исторических источников известно, что посол Хивы в 1620 году в Казани продал 670 метров ткани. В Россию везли также каракуль, сушеные фрукты, ковры и краски, изготовленные на растительной основе. Послам России, отправленным в Хивинское ханство, поручалось также покупать здешнюю продукцию. Хивинские купцы стали активно участвовать в ярмарках Нижнего Новгорода. Наука. В XVI - первой половине XVIII века в Хивинском ханстве развитие науки не приостановилось. В этот период отдельное место занимает история. Так, хивинский хан Абулгазихан основал школу хивинского историковедения (историография). Сам Абулгазихан оставил неизгладимый след в истории науки и культуры двумя важными произведениями: «Шажараи турк» и «Шажараи тарокима».
9-я глава «Шажараи турк» посвящена непосредственно социально-политической обстановке Хорезма в 1512-1663 годах. В ней, кроме конкретных исторических фактов, освещены традиции тюркских народов, процесс развития отношений Хива - Бухара. Даны сведения о денежном обращении. Еще одной важной заслугой Абулгазихана является то, что свои произведения он писал для простого читателя на тюркском языке. Поэтому некоторые ученые считают его труды письменными памятниками нового узбекского языка. Известный востоковед Венгрии А. Вамбери писал: «За книгу «Шажараи турк» Абулгази весь мир доволен им». Это книга в течение нескольких веков переводится на многие языки. По заказу Абулгазихана была написана книга «Дастурия-амал». К сожалению, автор данной книги не установлен. В этом произведении даны комментарии жизни Тимуридов, начиная с Сахибкирана Амира Темура и до Захириддина Мухаммада Бабура. Каждому правителю в рукописи посвящен раздел. Искусство книжной рукописи. В XVI веке в дворцовых библиотеках хивинского хана формировалась школа рукописей, каллиграфического искусства. Известный каллиграф Хамадони в 1556 году переписал Эшмухаммадхану «Шахнаме», оставив места для миниатюр. В XVII-ХVIII веках в Хиве жили и трудились такие мастера каллиграфии, как Мухаммад Юсуф Раджи, Бабаджан Санои, Мухаммад Риза Охунд и другие. Они переписывали стихотворные произведения, переводные книги и труды по истории. В оформлении каждой книги участвовали мастера нескольких направлений. Это резчик бумаги, каллиграф-секретарь, музаххиб, лаввох. художники, рисующие миниатюры и иллюстрации, саххофы. © Лаввах - каллиграф, который писал заголовки. © Музаххиб - мастер, украшавший рукописные книги золотым орнаментом. © Саффах - верстальщик. ГЛАВА V. ХИВИНСКОЕ ХАНСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|