Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовно-просветительская, культурная жизнь




В период правления Аштарханидов усилившиеся внут­ренние противоречия, постоянные войны и политическая разрозненность оказали отрицательное влияние на духовно-просветительскую, культурную жизнь. Однако даже такая сложная социально-политическая ситуация не могла остановить развитие науки, образования и культуры.

Школьное образование и медресе. В XVII-XVIII веках в городах и кишлаках функционировало много школ. Девочки и мальчики учились в отдельных школах. Мужские школы располагались в мечетях, медресе, при предприятиях или в частных домах учителей, а учителями были имамы, образованные люди, окончившие медресе. Их звали «домла». Женские школы открывались в частных домах, где девочек учили женщины-учительницы: отинойи, отинбиби, бибихалифа или бибиотин.

Затраты школ и заработная плата учителей компенсировалась за счет средств, поступающих от вакфа и оплаты родителями за учебу. Сироты обучались бесплатно. Дети принимались в школу с 6-7 лет и учились 5-8 лет. Вначале они обучались грамоте - чтению и письму, затем зани­мались по книге «Хафтяк» (одна седьмая часть Корана). На уроках математики проходили счет, математические действия. Изучали произведения Навои, Фузули, Бедила, Машраба, Хафиза Ширази и Суфи Аллаяра, а также книгу «Чоркитоб». В женских школах, кроме обучения, больше времени отводилось домоводству, гигиене, кулинарии, нравст­венному воспитанию.

Дети переходили к письму только после того, когда полностью научились читать. Письменные работы про­водились по таким видам, как списывание, составление разных справок и бумаг, сочинения. В школах не было экзаменов, выпускные аттестаты не выдавались. Свидетельством тому, что ребенок окончил школу, было то, что он умел читать, писать и считать.

Медресе считалось средним и высшим учебным заве­дением. Сюда принимались окончившие школу. Обучение в медресе продолжалось 7-12 лет, в зависимости от подго­товки отдельного ученика. В городах Бухарского ханства было более 150 медресе. В них обучались по книгам на арабском языке и языке фарси. Мударрисы коммен­тировали их на тюркском. Сначала учились по пособию «Аввали илм». Затем - по грамматике арабского языка. Курс правоведения («фикх») был обязательным.

В медресе из общеобразовательных дисциплин изучали астрономию, геометрию, медицину, химию, историю, географию, литературу, стихотворный размер «аруз», основы архитектуры, чистописание, музыку, этику, ораторское искус­ство. От студентов медресе требовалось знать работы Имама аль-Бухари, Абу Мансура Матуриди, Бурханитдина Маргинани.

Наука. Религиозный экстремизм, требование неукоснительного соблюдения религиозных обычаев оказали отрицатель­ное влияние на развитие науки. Но, несмотря на это, научная деятельность ученых не прекращалась. Известный ученый XVII века, мударрис медресе Мир Араб Мухаммад Шариф Бухари (1609-1697) оставил более 20 трудов по ислам­скому праву, языкознанию, астрономии. Его произведение «Книга о периодичности» посвящено раскрытию законов пространства и времени. «Полезные советы правителю», состоящие из 25 глав и 32 параграфов, содержат правила шариата, сведения по общественной жизни и этические проблемы, интересные поучительные рассказы из деятель­ности правителей.

До нас дошли труды Муллы Турсуна Фаризи по математике, геометрии, химии и астрономии, Муллы Юсуфа Карабоги по философии и логике. Бобоходжа ибн Ходжа Ориф Самарканди в 1678 году написал книгу по астрономии. В сборнике Махмуда ибн Вали «Бахр уль-асрор» («Море тайн») даются сведения о 20 самар­кандских и бухарских ученых.

В период правления Субханкулихана развивалась меди­цинская наука. По его инициативе в Бухаре была построена больница «Дор-уш-шифо» (место лечения). Также пост­роено медресе, готовящее специалистов-медиков. У Суб­ханкулихана была уникальная библиотека, состоящая из медицинской литературы. Сам он написал книги по аст­рологии «Лечение по методу Субханкулихана», «Сущность положения Луны в определении счастливого часа».

История. В XVII - первой половине XVIII века был создан ряд трудов по истории Бухары. В книге историка и географа Махмуда ибн Вали «Море тайн» рассказывается о героизме великих людей, собраны ценные сведения по истории Мавераннахра и Хорасана, о государс­твах, городах, океанах и морях, о животном мире. Он автор большого сборника в 50 тысяч строк, а также произ­ведений «Мухаббатнома» («О любви»), «Ахлок хушлари» (О нормах поведения»).

В искусстве летописи важное значение имеют книги: «Тарихи Мукимхони» Мухаммада Юсуфа Мунши, «Убайдулланаме» Мухаммада Амина Бухари, «Мухит ут-таворих» Мухаммада ибн Мухаммада Замена Бухари, «Абулфайзхан тарихи» («История Кипчакхана») Ходжамкулихана Балхи.

В XVII - первой половине XVIII века литература и высокое развитие получила литература. В литературной среде важное место занимает имя Бедила (Мирза Абдулкадыр - 1644-1721). Он из Кеша (Шахрисабза), пред­ставитель тюркского племени барлас, много раз бывал в Индии, умер в Дели. Бедил выразил свои философские взгляды о свободе человека и его мышлении в стихот­ворных и прозаических произведениях. Он оставил более 120 тысяч строк своих сочинений. Его крупное произве­дение «Торт унсур» написано в прозе, в нем нашли отра­жение мысли о сущности воздуха, воды, земли и огня, а также о происхождении человека, растений и животных. В поэме «Ирфон» Бедил раскрыл разные вопросы философии, истории и теологии. По его мнению, мир вечен и изменчив, находится в постоянном движении. В своих стихах осуждает несправедливость, насилие в обществе. Большинство произведений Бедила вошли в его 16-томный сборник «Куллият» (Бомбей, 1882). В Туркестане он известен под именем «Абдулмаъони» («Отец смысла»).

Сайидо Насафи (настоящее имя Мирабид - 1637-1710) сам занимался ткачеством, но писал и стихи. В его стихотво­рениях выразилось недоволь­ство неравенством в общест­ве. Он писал о представителях 212 профессий и возвеличи­вал труд, ремесло. В аллего­рическом произведении «Бахорият» («Хайвонотнома»), в газелях речь идет об общест­венно-политической жизни того времени.

Турди (XVII век) - поэт, известный своими сатиричес­кими стихами. Его наследие состоит из 18 стихотворений, 12 из них - в жанре газели, 5 - в жанре мухаммаса (пятистишие). Всего 434 строки, и 165 из них составляет сатира о Субханкулихане («Субханкулихан тугрисида хажвия», 1691). Его стихи, пронизанные учением суфизма, прекрасны в художественном смысле и имеют глубокое философское содержание. Обращаясь к правящим бекам, призывает их быть справедливыми.

Суфи Аллаяр (1644-1724) — ученый-теолог и поэт. Он поднялся до титула шейха, получил звание «вали-уллох» (предсказатель). Создал произведения «Такводорлар маслаги», «Орифлар муроди» на языке фарси, «Ожизлар саботи» и «Нажод тантанаси» на тюркском языке. Его книга «Так­водорлар маслаги» («Маслак ул-муттакин») состоит из 12 тысяч бейтов, 135 глав, является прекрасным образцом узбекской философской литературы, где религиозное прос­вещение раскрыто в художественном стиле. Эта книга изучалась в школах и медресе в качестве учебника.

Литературу Бухарского ханства обогатили своими про­изведениями и такие яркие ее представители, как Машраб (Бабарахим Мулла Вали оглы), Ходжа Самандар Термези, Мутриби, Малехо Самарканда, Мулла Садык Самарканда.

Искусство каллиграфии, миниатюры, живописи, дизайн книг продолжало развиваться. Книга Шарафиддина Али Язди «Зафарнома», переписанная в 1624 году в Самарканде является великолепным образцом книжного искусства того времени.

Народное творчество проявилось в песнях, сказках, выступлениях маскарабозов-кизикчи и аскиячи. В музы альтом искусстве исполнители на разных народных инст­рументах веселили людей мелодиями и песнями.

Архитектура. На территории Бухарского ханства развивалась и архитектура. Было построено много мечетей и медресе, базары, кара­ван-сараи, бани, сардобы.

В XVII веке был сформирован нынешний облик Самаркандского Регистана. Хаким Самарканда Ялангтуш Бахадыр в 1619-35 годах на месте разрушенного Регистана строит на свои средства медресе Шердор напротив медресе Улугбека, и рядом - медресе Тиллякори в 1649-59 годах. Ансамбль Регистан в Самарканде со своим неповторимым орнаментом, величественными куполами является уни­кальным историческим памятником архитектуры Средней Азии и до сегодняшних дней привлекает внимание туристов со всего мира

В Бухаре был сооружен крупный архитектурный ком­плекс Ляби Хауз. Один из богатейших жителей Бухары Надирдевонбеги в 1620 году построил в центре базарной площади бассейн длиной в 45, шириной в 36 и глубиной в 5 метров, укрепил его гравием и мрамором. Рядом появ­ляются медресе и ханака Надирдевонбеги, медресе Кукелъдаш и Эрназар-элъчи.

Еще одним уникальным образцом архитектуры того времени является медресе, построенное в 1652 году в Буха­ре Абдулазизханом, отличающееся своей крепостью и красо­той орнамента. Имамкулихан строит Чорбог в городе Ме­дине, деревянную лестницу с перилами из золота и серебра для входа в одни из ворот Каабы в Мекке.

В начале XVIII века строятся медресе Шермухаммадбия и Ходжи Курбанбия в городе Карши, а также кемпинги на торговых путях.

Одним словом, в XVII - первой половине XVIII века, несмотря на тяжелую политическую ситуацию, народ сумел проявить свой творческий потенциал, созидательный труд.

© Аруз (арабск.) - учение о стихотворных размерах.

© Доруш шифо — лечебница.

© Маснавий (арабск.) - двустишие. И маленькие, и большие поэтические произведения могли писаться в стихотворной форме: «а-а, б-б, в-в».

© Регистан (фарси) — центральная площадь города, которая покрывалась мелким гравием.

© Мухаммас - пятистишие. Это распространенная в восточной поэзии стихотворная форма.

ГЛАВА III.БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...