Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурная жизнь Бухарского ханства в XVI веке




Реформы в области образования. Шейбаниды проводили реформы и в области образования. Причиной пре­ ведения этих реформ стала необходимость в повышении образования чиновников. Ханам и султанам были необходимы грамотные и дипломатичные чиновники во всех отраслях. Реформа заключалась в многоступенчатости образования. В каждой махалле была открыта школа, а в некоторых домах ввели домашнее образование. Дети обучались с шести лет. Через два года образования в школе учеников переводили в медресе.

В XVI в. были построены и действовали медресе Шейбанихана в Самарканде, Абдуллахана в Бухаре, Барак - хана и Кукельдаш в Ташкенте и другие образовательные учреждения. В медресе была установлена трехступенчатая система образования, каждая ступень равнялась 7 годам. Таким образом, срок обучения составлял 21 год. Учащихся обучали богословским наукам, арифметике, юриспруденции, логике, музыке, поэтике. Но возможность обучаться имели далеко не все. Такой порядок обучения в Мавераннахре в XVI в. оказал положительное влияние на развитие и широ­кое распространение узбекского языка, а также на развитие литературных связей.

Наука. При Шейбанидах значительное развитие получили наука и культура. Свидетельством этому было то, что среди правителей династии были видные деятели науки.

Мухаммад Шейбанихан, Кучкунчихан и Убайдуллахан были самыми образованными людьми своего времени.

В библиотеках Мухаммада Шейбанихана, Абдулазизхана и Абдуллахана хранились ценные издания. Кроме этого в Мавераннахре появились ученые, продолжающие традиции академии Мирзо Улугбека. К примеру, в медресе Самарканда и Бухары работали такие известные ученые, как мударрис Камалиддин Ибрагим, учитель Абдуллахана Ходжа Мухаммад, астроном Киямуддин Шайдо. Извест­ные медики Мухаммад Мазид, целитель Хаким Шахрисабзи, хирурги Бако, Рафе, Мухаммад Хусейн ибн Ширак Самарканди, написавший в 1541 г. книгу по медицине и фармакологии, известные окулисты Шохали ибн Сулейман, Ходжа Хаким, Абдулхаким ибн Султан Махмуд, получив­ший звание главы табибов (лекарей). Ходжа Хасан-Нисари в своей книге "Музаккири ахбоб" (Памяти друзей) отмечает особые заслуги в математике и астрономии Кавкаби.

Мухаммад Амин ибн Убайдулла Муминабади написал научный труд по математике "Хисоби амали шабака" (Рас­четы по разделу наследства, 1550 г.), муфтий Бобокалон Самарканди — трактаты по арифметике — "Рисола дар илми хисоб", "Вазият бар чахор кием" (Завещания из четырех частей), Турсун Замини — "Тухфаи амир" (Пода­рок эмиру), астроном Мухаммад Хусейн Бухари — "Маърифат самти кибла"(Способы определения киблы), Мухам­мад ибн Ахмад Фаризи — "Рисола дар муаддили камар" (Тракт о сферах полнолуния), Таджус Саиди - "Хошияли шахри ашколи таъсис" (Комментарии к определению осно­вы форм), Сайд Мухаммад Тахир — "Ажойиб ут-табакот" (Чудеса земли: 1545-1550).

Ученый-медик Султанали Самарканди в 1526 г. написал "Дастур ал-илож" (Руководство по исцелению), "Мукаддимоти дастур ал-илож" (Первичное руководство по исцелению).

Искусный врач и ученый своего времени Убайдулла Каххол ибн Мухаммад Юсуф по заказу ташкентского правителя Дервишхана в 1598 г. написал произведение "Шифо ул-илал" (Исцеление от болезней). Объем произведения составлял 500 страниц, и долгое время служил основным руководством по медицине. До нас дошли несколько копий его списков. Также он написал труд "Умдат ул-кухлия фил-амродул-басария" (Основное руководство по окулистике и болезням глаз).

При Шейбанидах развивается и историческая наука, появляется множество исторических книг. По заказу Шейбанихана написали и посвятили ему свои труды Камалиддин Бинаи, Мулла Шоди, Мухаммад Салих, Фазлуллах ибн Рузбехан. Кроме того, Абдулла ибн Мухаммад ибн Али Насрулла написал исторический труд "Зубдат ул-озор", поэт Таныш Бухари "Абдулланаме" ("Шарафномаи шохий"), неизвестный автор "Тавохири гузидайи нусратнома" (Изб­ранные истории из книги побед), в которых отражена соци­ально-политическая обстановка при Шейбанидах. Труды Зайниддина Восифи "Бадое ул-вакое" (Удивительные собы­тия), Захириддина Мухаммада Бабура "Бабурнаме" тоже посвящены социальной и культурной жизни этой эпохи.

По заказу Кучкунчихана труд Шарафуддина Али Язди "3афарнаме" был переведен с персидского на узбекский язык. Талантливый историк Мирза Мухаммад Хайдар (1500-1556) в 1541-1546 гг. написал сочинение "Тарихи Рашиди", посвятив его своему племяннику по матери Абдурашидхану. Мирза Хайдар родился в Ташкенте; его ма­терью была Хубнигорханум, дочь правителя Ташкента Юсуфхана, приходящегося двоюродным братом Захириддину Мухаммаду Бабуру.

Хафиз Кухаки (Султан Мухаммад Хафиз Ташканди) был внуком Али Кушчи, ученика Улугбека. Он был талант­ливым историком, логиком, юристом и лингвистом эпохи Шейбанидов. События того времени не позволяли ему постоянно жить в Ташкенте. В 1528 г. он отправился к Захириддину Мухаммаду Бабуру в Индию, затем совершил хадж в Мекку, знакомится с султаном Османской Турции, который приглашал Кухаки работать министром. В 1563 г. возвращается в Ташкент и в 1584 г. умирает. Он является автором "Истории Ташкента", "Истории династии Чингизхана", трактата по юриспруденции, логике и лингвистике.

Литература. Несмотря на то, что вся жизнь Шейбанихана была связана с войной, он находил время заниматься наукой, поэзией и историей. Известен его диван стихов. Занимался калли­графией. В настоящее время в библиотеке Института восто­коведения имени Абу Райхана Беруни Академии наук Узбекистана хранится список труда Камалиддина Бинаи "Шайбанинаме", переписанный Шейбаниханом.

Убайдуллахан также являлся образованным и прос­вещенным правителем. Он хорошо разбирался в персидской и турецкой поэзии. В то же время занимался творчеством и сочинял стихи под псевдонимом "Убайди" на узбекском, фарси, арабском языках. Три его дивана стихов собраны в одной книге. Диван Убайди написан на узбекском языке.

Архитектура. Шейбанидские правители старались благоустроить Бухару и ее окрестности:

было построено медресе Мир Араб

годах мечеть Калян,

Абдулазизхан построил ханака, реконструировал мечеть Магоки Аттори,

торговые купола Токи Заргарон, Токи Саврофон, Токи Китобфурушон,

медресе Мадарихана и Ойпашша-айим, в Бухаре

медресе Гаукушан,

медресе Фатхулла Кушбеги,

ханака Файзабад, медресе Дустума,

медресе Абдуллахана, Тим, Чорсу,

ханака Хазрата Касымшайха в городе Кармана.

Начатое Шейбаниханом Медресе Шейбанихана и Абдурахима Садра построено в Самарканде

медресе Баракхана в Ташкенте

Близ города Кар­мана был построен мост через реку Зарафшан. Английский посол Антони Дженкинсон, приехавший в Бухару, писал: "Бухара - огромный город, в нем множество кирпичных зданий и грандиозных строений. Бани построены так искусно, что нет аналогов в мире".

Высоко оценивались историками старания Абдулла­хана по благоустройству края. При нем благодаря усилению центральной власти велись крупные строительные работы. При Абдуллахане построено более 1000 рабат и сардоб (зданий), множество медресе, мечетей, мостов, водо­хранилищ. В Бухаре был создан обширный центр торговли.

ГЛАВА II. БУХАРСКОЕ ХАНСТВО В ПЕРИОД АШТАРХАНИДОВ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...