Культурная жизнь Бухарского ханства в XVI веке
Реформы в области образования. Шейбаниды проводили реформы и в области образования. Причиной пре ведения этих реформ стала необходимость в повышении образования чиновников. Ханам и султанам были необходимы грамотные и дипломатичные чиновники во всех отраслях. Реформа заключалась в многоступенчатости образования. В каждой махалле была открыта школа, а в некоторых домах ввели домашнее образование. Дети обучались с шести лет. Через два года образования в школе учеников переводили в медресе. В XVI в. были построены и действовали медресе Шейбанихана в Самарканде, Абдуллахана в Бухаре, Барак - хана и Кукельдаш в Ташкенте и другие образовательные учреждения. В медресе была установлена трехступенчатая система образования, каждая ступень равнялась 7 годам. Таким образом, срок обучения составлял 21 год. Учащихся обучали богословским наукам, арифметике, юриспруденции, логике, музыке, поэтике. Но возможность обучаться имели далеко не все. Такой порядок обучения в Мавераннахре в XVI в. оказал положительное влияние на развитие и широкое распространение узбекского языка, а также на развитие литературных связей. Наука. При Шейбанидах значительное развитие получили наука и культура. Свидетельством этому было то, что среди правителей династии были видные деятели науки. Мухаммад Шейбанихан, Кучкунчихан и Убайдуллахан были самыми образованными людьми своего времени. В библиотеках Мухаммада Шейбанихана, Абдулазизхана и Абдуллахана хранились ценные издания. Кроме этого в Мавераннахре появились ученые, продолжающие традиции академии Мирзо Улугбека. К примеру, в медресе Самарканда и Бухары работали такие известные ученые, как мударрис Камалиддин Ибрагим, учитель Абдуллахана Ходжа Мухаммад, астроном Киямуддин Шайдо. Известные медики Мухаммад Мазид, целитель Хаким Шахрисабзи, хирурги Бако, Рафе, Мухаммад Хусейн ибн Ширак Самарканди, написавший в 1541 г. книгу по медицине и фармакологии, известные окулисты Шохали ибн Сулейман, Ходжа Хаким, Абдулхаким ибн Султан Махмуд, получивший звание главы табибов (лекарей). Ходжа Хасан-Нисари в своей книге "Музаккири ахбоб" (Памяти друзей) отмечает особые заслуги в математике и астрономии Кавкаби.
Мухаммад Амин ибн Убайдулла Муминабади написал научный труд по математике "Хисоби амали шабака" (Расчеты по разделу наследства, 1550 г.), муфтий Бобокалон Самарканди — трактаты по арифметике — "Рисола дар илми хисоб", "Вазият бар чахор кием" (Завещания из четырех частей), Турсун Замини — "Тухфаи амир" (Подарок эмиру), астроном Мухаммад Хусейн Бухари — "Маърифат самти кибла"(Способы определения киблы), Мухаммад ибн Ахмад Фаризи — "Рисола дар муаддили камар" (Тракт о сферах полнолуния), Таджус Саиди - "Хошияли шахри ашколи таъсис" (Комментарии к определению основы форм), Сайд Мухаммад Тахир — "Ажойиб ут-табакот" (Чудеса земли: 1545-1550). Ученый-медик Султанали Самарканди в 1526 г. написал "Дастур ал-илож" (Руководство по исцелению), "Мукаддимоти дастур ал-илож" (Первичное руководство по исцелению). Искусный врач и ученый своего времени Убайдулла Каххол ибн Мухаммад Юсуф по заказу ташкентского правителя Дервишхана в 1598 г. написал произведение "Шифо ул-илал" (Исцеление от болезней). Объем произведения составлял 500 страниц, и долгое время служил основным руководством по медицине. До нас дошли несколько копий его списков. Также он написал труд "Умдат ул-кухлия фил-амродул-басария" (Основное руководство по окулистике и болезням глаз). При Шейбанидах развивается и историческая наука, появляется множество исторических книг. По заказу Шейбанихана написали и посвятили ему свои труды Камалиддин Бинаи, Мулла Шоди, Мухаммад Салих, Фазлуллах ибн Рузбехан. Кроме того, Абдулла ибн Мухаммад ибн Али Насрулла написал исторический труд "Зубдат ул-озор", поэт Таныш Бухари "Абдулланаме" ("Шарафномаи шохий"), неизвестный автор "Тавохири гузидайи нусратнома" (Избранные истории из книги побед), в которых отражена социально-политическая обстановка при Шейбанидах. Труды Зайниддина Восифи "Бадое ул-вакое" (Удивительные события), Захириддина Мухаммада Бабура "Бабурнаме" тоже посвящены социальной и культурной жизни этой эпохи.
По заказу Кучкунчихана труд Шарафуддина Али Язди "3афарнаме" был переведен с персидского на узбекский язык. Талантливый историк Мирза Мухаммад Хайдар (1500-1556) в 1541-1546 гг. написал сочинение "Тарихи Рашиди", посвятив его своему племяннику по матери Абдурашидхану. Мирза Хайдар родился в Ташкенте; его матерью была Хубнигорханум, дочь правителя Ташкента Юсуфхана, приходящегося двоюродным братом Захириддину Мухаммаду Бабуру. Хафиз Кухаки (Султан Мухаммад Хафиз Ташканди) был внуком Али Кушчи, ученика Улугбека. Он был талантливым историком, логиком, юристом и лингвистом эпохи Шейбанидов. События того времени не позволяли ему постоянно жить в Ташкенте. В 1528 г. он отправился к Захириддину Мухаммаду Бабуру в Индию, затем совершил хадж в Мекку, знакомится с султаном Османской Турции, который приглашал Кухаки работать министром. В 1563 г. возвращается в Ташкент и в 1584 г. умирает. Он является автором "Истории Ташкента", "Истории династии Чингизхана", трактата по юриспруденции, логике и лингвистике. Литература. Несмотря на то, что вся жизнь Шейбанихана была связана с войной, он находил время заниматься наукой, поэзией и историей. Известен его диван стихов. Занимался каллиграфией. В настоящее время в библиотеке Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук Узбекистана хранится список труда Камалиддина Бинаи "Шайбанинаме", переписанный Шейбаниханом. Убайдуллахан также являлся образованным и просвещенным правителем. Он хорошо разбирался в персидской и турецкой поэзии. В то же время занимался творчеством и сочинял стихи под псевдонимом "Убайди" на узбекском, фарси, арабском языках. Три его дивана стихов собраны в одной книге. Диван Убайди написан на узбекском языке.
Архитектура. Шейбанидские правители старались благоустроить Бухару и ее окрестности: было построено медресе Мир Араб годах мечеть Калян, Абдулазизхан построил ханака, реконструировал мечеть Магоки Аттори, торговые купола Токи Заргарон, Токи Саврофон, Токи Китобфурушон, медресе Мадарихана и Ойпашша-айим, в Бухаре медресе Гаукушан, медресе Фатхулла Кушбеги, ханака Файзабад, медресе Дустума, медресе Абдуллахана, Тим, Чорсу, ханака Хазрата Касымшайха в городе Кармана. Начатое Шейбаниханом Медресе Шейбанихана и Абдурахима Садра построено в Самарканде медресе Баракхана в Ташкенте Близ города Кармана был построен мост через реку Зарафшан. Английский посол Антони Дженкинсон, приехавший в Бухару, писал: "Бухара - огромный город, в нем множество кирпичных зданий и грандиозных строений. Бани построены так искусно, что нет аналогов в мире". Высоко оценивались историками старания Абдуллахана по благоустройству края. При нем благодаря усилению центральной власти велись крупные строительные работы. При Абдуллахане построено более 1000 рабат и сардоб (зданий), множество медресе, мечетей, мостов, водохранилищ. В Бухаре был создан обширный центр торговли. ГЛАВА II. БУХАРСКОЕ ХАНСТВО В ПЕРИОД АШТАРХАНИДОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|