Становление каракалпакского народа и политическая жизнь
Из истории развития каракалпакского народа. В исторических источниках отмечено, что на территории нынешнего Каракалпакстана люди проживали еще в период неолита. В древнем историческом памятнике Бехистунской надписи (VI-V вв. до н. э.) население, проживавшее в Приаралье и низовьях Сырдарьи, называлось «сака тиграхауда» (остроконечная войлочная шапка). Во II-III веках в Приаральские степи переселился и обосновался ряд тюркских племен. В результате ассимиляции местного населения с перекочевавшими племенами в Приаралье сформировались печенеги и огузы. В VIII-Х веках печенежские племена легли в основу формирования каракалпакского народа. В начале X века часть печенегов была вынуждена переселиться за Волгу, в южные русские степи. Их вытеснили огузы и кипчаки. В русских летописях XII века есть сведения о племенах под названием «черные клобуки», в монгольских источниках - о племенах «черные малахаи», а в восточных источниках - о племенах «в черных бурках». Все эти термины относятся к названию одного народа - каракалпакам. Слово «каракалпак» восходит к слову «в черных колпаках». С ослаблением Золотой Орды от нее стал отделяться ряд независимых государств. Одним из таких государств было Ногайское (мангытское) ханство, образовавшееся в конце XIV века. Его границы простирались от Волги до Иртыша, от берегов Каспийского и Аральского морей до реки Кама. Территории, куда переселились и обосновались каракалпаки, в XV-ХVI веках входили в территорию Ногайского ханства. Ногайский и каракалпакский народы жили в политическом партнерстве, совместном объединении. Состав, фонетика и грамматический строй ногайского языка близки к каракалпакскому. Таким образом, к XVI веку завершился процесс становления каракалпакского народа, состоящего из нескольких родов. Этот народ был сформирован на основе шести племен (китайского, кипчакского, кенагасского, мангытского, кунгратского и майтепского).
Образование Каракалпакского ханства. Каракалпакская государственность начинается с Ногайского ханства, образованного в конце XIV века под руководством Идигу (Эдыгея), предводителя ногайцев (мангытов). После гибели Идигу в 1419 году усиливается борьба за трон, ханство теряет силу. Во второй половине XVI века Ногайское ханство делится на три части — Орда шести улусов, Малая орда и Большая орда. В начале XVII века ногайцы были разбиты калмыками, захватившими районы Волги и Яика. Ногайцы были вынуждены переселиться в Крым. А каракалпаки, вошедшие в состав Орды шести улусов, ушли в Приаралье, на берега Сырдарьи и обосновались там. В общественной жизни каракалпаков важная роль отводилась бекам и батырам (военачальникам). Беки были руководителями каракалпакских родов, они решали проблемы, связанные с правом, хозяйством. Веки также в отношениях с соседними народами выступали в качестве представителей своего рода или племени. В ХVI-XVII веках каракалпаки были подчинены или бухарскому хану, или казахским ханам. К началу XVIII века каракалпаки, живущие на берегах Сырдарьи, стремились к объединению. Центром был такой древний город, как Сыгнак. Важную роль в объединении каракалпаков играли Кучукхан, султан Табурчак, султан Гаиб. В результате присырдарьинские каракалпаки под предводительством Эшмухаммада (Эшимхана) объединились в Каракалпакское ханство. Границы этого государства проходили по верхнему течению Сырдарьи. Государство соседствовало также с калмыками Поволжья, ханствами Башкирский улус и казахским Малым джузом. В 1723 году, когда калмыки захватили среднюю часть Сырдарьи, каракалпаки вновь были вынуждены бежать. Бежавшие каракалпаки разделились на две группы. Первая группа ушла к верхнему течению Сырдарьи, в сторону Ташкента, вторая группа обосновалась по нижнему течению Сырдарьи.
Таким образом, каракалпаки разделились на «верхних» и нижних» каракалпаков. Нижние каракалпаки обосновались на свободных землях между Сырдарьей и Амударьей и занимались здесь земледелием, орошая их водами из Кувандарьи. Отношения Каракалпакии и России. Каракалпаки стремились установить отношения с Россией. Причиной для сближения был ряд факторов. Во-первых, каракалпаки были заинтересованы в установлении с Россией торгово-коммерческих отношений. Во-вторых, было необходимо защищаться от набегов калмыков. В 1726 году казахский хан Абулхайрхан отправляет в Петербург своих послов. В их составе были и представители каракалпаков. В ответ на это в 1731 году Россия отправляет к Абулхайрхану своего посла М. Тевкелева. В результате переговоров Малый джуз и "нижние" каракалпаки становятся российскими подданными. В то же время было признано, что каракалпаки будут платить дань ханству Малого джуза, а не России. Принятие каракалпаков в подданство Российской империи спасло их от нападения правителя Ирана Надиршаха. Отношения Каракалпакии и Хивы. В тяжелые и беспокойные годы основная часть каракалпаков уехала в свободные земли между Амударьей и Сырдарьей, на берега Янгидарьи и Кувандарьи. Эти земли граничили с Хивинским ханством. Эти новые земли были освоены благодаря кропотливому труду каракалпакского народа. Ученые историки дают высокую оценку оросительным системам, созданным на Янгидарье, и считают их памятником героического труда каракалпакского народа. Постепенно началось сближение каракалпаков с приаральскими узбеками (кунгратами). Аральские узбеки были в оппозиции к центральной власти Хивинского ханства. Центральная власть хорошо понимала, что не подчинив себе каракалпаков, она не сможет подчинить себе и аральских узбеков. Хивинское ханство не раз пыталось подчинить себе узбеков Арала и живущих с ними в соседстве каракалпаков. Так, в 1715 году попытался их подчинить Шергазихан. Однако этого ему не удалось. Только в 1735 году, в период правления Элбарсхана, узбеки Приаралья и каракалпаки признали власть хивинского хана.
Во время правления Мухаммада Амина отдельные каракалпакские племена стали добровольно переходить в гражданство Хивинского ханства. Тому причиной было стремление предводителей племен сохранить, таким образом личную власть. В 1809 году при Мухаммада Рахимхане I каракалпаки, живущие в прибрежных районах Амударьи, Кувандарьи и Аральского моря, подчинились ханству. В 1810-1811 годах Мухаммад Рахимханом I были подчинены также и каракалпаки, живущие в прибрежных районах Янгидарьи. Таким образом, завершилось подчинение каракалпаков Хивинскому ханству. Одновременно закончился процесс обустройства каракалпаков на свободных землях Хорезмской области. § 29. Общественно-экономическая жизнь каракалпаков Социальное положение. В общественной жизни каракалпаков родоплеменные отношения, деление населения на слои были очень сильны. Каждый род или племя возглавлял бек. Воинские части управлялись батырами. Среди населения важную роль играли духовенство, шейхи, ходжи. Аул являлся начальным административным звеном, все руководство в нем осуществлял совет аксакалов. Также у каракалпаков были такие административные должности, как сотник, мираб, казий, раис (председатель). Мираб считался распределителем воды. Если раньше бек избирался на собрании рода, то после присоединения каракалпаков к Хивинскому ханству он назначался ханом. Беку, назначенному ханом, подчинялись остальные беки. Кунграт, стоящий на левом берегу Амударьи, и прибрежный Чимбай стали главными административными центрами каракалпаков. Среди населения усилилось имущественное расслоение. Постепенно сошло на нет общественное землепользование, появилась прослойка крупных землевладельцев. В животноводстве сформировалась прослойка, которая владела тысячами голов крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов. Верхушка завладела и водным бассейном, где вылавливалось много рыбы. В результате увеличилось число бедных, которые не имели своей земли и скота. Они, чтобы прокормить себя и свои семьи, были вынуждены брать у богатых в аренду земли и пасти их скот.
Земледелие, животноводство, рыболовство. Каракалпаки издревле занимались земледелием и животноводством. В поэме «Кирк киз» («Сорок девушек») есть сведения о том, как каракалпаки осваивали земли, строили водные сооружения, обрабатывали землю и растили хлеб, создавали сады. Каракалпаки занимались земледелием на землях Приаралья и на землях между реками Амударьи и Сырдарьи. Они собирали богатый урожай пшеницы, ячменя, проса и др. Канал, построенный каракалпаками в бассейнах Янгидарьи и Кувандарьи, и оросительные сооружения свидетельствуют о том, что земледелие занимало ведущее место в их хозяйстве. В конце XVIII века в низовьях Амударьи появились земледельческие области Калликул и Кегейли, а в середине XIX века — Чимбай и Кунграт. В земледелии использовались такие орудия труда, как плуг, кетмень, лопата, серп и т. д. В экономической жизни каракалпаков также важное место занимало и животноводство. Содержались стада крупнорогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов. Животноводы в течение года на повозках, запряженных волами и верблюдами, вместе с отарами и табунами кочевали по пастбищам. Для зимовки заготавливалось сено. В экономической жизни каракалпаков также было развито рыболовство. Большие возможности для развития рыболовства созданы были бассейнами рек и Приаралья. Рыболовство и охота считались дополнительными источниками пропитания для населения. Ремесленничество и торговли. У каракалпаков были развиты такие ремесла, как прядильное, ткацкое, красильное, кузнечное, столярное, плотницкое, ювелирное, войлочное и др. Ремесленники изготовляли предметы домашнего обихода, посуду, ткани, одежду. Из дерева изготовлялись юрты, крыша, стороны которой крылись войлоком, а также плуги, повозки, корабли и лодки. Хорошо было развито ковроткачество. Для лошадей, бывших основным транспортным средством, изготовлялись седла, уздечки, сбруя. Из переработанной шерсти и кожи готовилась различная одежда и другие изделия. Было развито прикладное искусство. Каракалпаки готовили резные двери, ювелирные изделия, вышивали. Развивалась и торговля. В городах были построены лавки и караван-сараи. Земледельцы и животноводы торговали в городах зерном, скотом, рыбой. У ремесленников покупали домашнюю утварь, одежду, ковры, ювелирные изделия. Города Ходжейли, Кунграт, Мангыт, Чимбай становятся крупными центрами торговли. Каракалпакский торговый люд на рынках торгует с купцами из стран Востока и Запада. Среди купцов, следующих с Востока на Запад, большим спросом пользовались соленые рыбные изделия, приготовленные каракалпаками.
Налога и повинности. С земледельцев взимался земельный налог (салгут), с животноводов - закят, с населения - налог для духовенства - ушур. Размеры налога определяли наместники хана. Земельным налогом облагалось сразу все племя или род. В результате большая часть налога ложилась на плечи бедняков. Этим порядком пользовались богатые. Беки и власть, имущие для покрытия своих расходов собирали с народа дополнительные налоги. При военной угрозе с народа собирали хозяйственный налог («казан»), юношей призывали на военную службу. Кроме налогов, бедняки привлекались на рытье каналов и арыков, очистку оросительных сооружений и другие обязательные работы. Восстание под предводительством Ойдустбия. В 1827 году каракалпаки восстали против гнета Хивинского ханства. Восстание возглавил каракалпакский бек Ойдустбий. Хивинский хан Аллакулихан для разгрома восставших 25 июля 1827 года собирает войско и назначает командующим Мухаммада Назарбия и отправляет его в город Ходжейли. Войска располагаются вокруг города. Ойдустбий собирает каракалпакских беков и держит с ними совет. По совету собравшихся в каракалпакские аулы отправляются гонцы с таким приказом: «Все со своими детьми собираются на восстание. Кто откажется - тот будет считаться врагом». Каракалпаки собираются, роют окопы, строят баррикады из повозок и веток. 29 июля Ойдустбий отправляет своих сыновей Риза и Туру вместе с 300 воинами в Кунграт. Правитель Кунграта Мухаммад Якуб организует оборону города. Битва продолжается до полудня. Часть воинов Ойдустбия гибнет во время битвы, другие бегут в сторону моря. Хотя и Риза, и Тура использовали все свои возможности, они потерпели поражение. Ойдустбий, узнав, что его люди в Кунграте потерпели поражение, собирает своих близких людей и держит путь в сторону Кагана. Узнав об этом, Мухаммад Назар отправляет следом за Ойдустбием отборные войска. Они за два дня нагоняют Ойдустбия и окружают его войско. Войска хана переходят в наступление и разбивают восставших, отрубают голову Ойдустбию и отвозят ее к хивинскому хану. Активные участники этих событий получают награду хана. Хивинский историк и поэт Мунис гибели Ойдустбия посвящает свое произведение. В 50-х годах XIX века в Кунграте два раза поднимались восстания. Хотя они и были подавлены, народная ненависть против гнета усилилась.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|