Социально-экономические функции государства
Государство выполняет огромное множество функций, которые укрупненно можно свести к следующим: 1) формирование правовой базы. Рыночное хозяйство предполагает правовое регулирование экономических процессов. Хозяйственное право разветвлено, им регламентируются все стороны экономической деятельности: формы собственности и распоряжения; условия учреждения и функционирования фирм, основанных на различных формах владения; порядок заключения и расторжения хозяйственных договоров; антимонопольные требования и правила банковской деятельности; порядок подписания коллективных договоров и разрешения трудовых споров; минимальный размер заработной платы и максимальная длительность рабочей недели (рабочего дня); условия социального страхования и медицинского обеспечения; условия труда и техники безопасности; формы социальной защиты малоимущих и безработных; режим природопользования и экологической безопасности и т.д. Юридические законы могут быть несовершенными, поэтому законодательные органы государств призваны постоянно совершенствовать их, доводить в части хозяйственного права до соответствия требованиям объективных экономических законов 2) ограничение монополизма (защита конкуренции). Для ограничения власти естественных монополий (возникают там, где технические, организационные и экономические условия делают нерациональным параллельное функционирование множества конкурирующих фирм – ж/д и городской транспорт, связь общего пользования, электро-, водо- и теплоснабжение и т.д.) государство использует два основных способа: а) создание государственных структур по контролю над естественными монополиями в вопросах соблюдения установленных стандартов на их продукцию и предотвращения завышения цен и тарифов на нее;
б) учреждение вместо частных фирм в указанных сферах предприятий, принадлежащих центральным или местным органам государственной власти. В тех отраслях, где объективно нет условий для возникновения естественных монополий, для защиты конкуренции используется антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство в разных странах формировалось по модели антитрестовского законодательства в США (первое антимонопольное законодательство). Суть первого федерального антитрестовского закона США (акта Шермана) заключалась в том, что: · ограничения торговли вследствие контрактов, объединений или сговора, а также монополизации или попытки монополизации признавались противозаконными и соответственно наказывались как преступления; · широкие полномочия предоставлялись государственным и служебным органам, проводящим антитрестовскую политику; · заинтересованность в возбуждении антитрестовских дел поощрялась необходимостью возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения антитрестовского законодательств. · ценовая дискриминация; · заключение связывающих контрактов, когда покупателю запрещалось заключать сделки с другими продавцами, т.е. ограничивалась конкуренция продавцов; · определенные корпоративные слияния, результатом которых могло стать значительное снижение конкуренции или тенденция к созданию монополии; · переплетающийся директорат конкурирующих компаний; · определенные сделки с транспортными компаниями. В Украине антимонопольные законы были приняты в 1992 году. 3) государственное участие в перераспределении доходов. Рыночный механизм порождает чрезмерное неравенство в распределении доходов. Участие государства в перераспределении доходов с целью сокращения неравенства реализуется тремя основными способами:
а) трансфертные (от лат. – переношу, перемещаю) платежи. Посредством их часть доходов государства, формирующихся в основном путем налогообложения, передается в виде пособий и субсидий неполным семьям, многодетным семьям, сиротам, престарелым, безработным, инвалидам и другим категориям лиц. Источником трансфертов по социальным программам являются налоги и обязательные страховые взносы (в пенсионный фонд, в фонд занятости). б) государственное воздействие на цены и тарифы, устанавливаемые рынком. Рыночные цены могут оказаться слишком обременительными (высокими или низкими) для определенных категорий граждан. В связи с этим государство вмешивается в ценообразование, устанавливая минимальные ставки заработной платы, влияет на тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связи и транспорта общего пользования, воздействует на ценообразование на сельхозпродукцию. в) прогрессивный характер индивидуального налогообложения. г) вмешательство государства в распределение ресурсов. Дифференциация ставок подоходного налога и налога на личное имущество создает эффект «Робин Гуда», т.е. изымает чрезмерную часть доходов богатых в пользу бедных. В экономике влияние государства на перераспределение доходов иллюстрируется графически построением двух кривых Лоренца. Можно выделить два направления хозяйственной деятельности, по которым рынок сам по себе допускает неэффективное распределение ресурсов: · создание общественных благ; · производство и потребление таких продуктов, которые предполагают побочные эффекты (переливы). К общественным благам относятся те социальные блага, которые обычно неделимы и поэтому не могут быть проданы частному потребителю. На них не распространяется принцип исключения, который гласит: продукт получают только те, кто в состоянии уплатить за него рыночную цену. К ним относятся системы сигнализации (маяки, локаторы), системы противодействия стихийным бедствиям, система национальной обороны и безопасности, фундаментальные исследования. Рыночная система вообще не производит эти блага, производятся они только госпредприятиями, или по заказам государства в негосударственном секторе.
Побочные эффекты возникают тогда, когда некоторые выгоды или издержки (ущерб), связанные с производством или потреблением некоторых продуктов, перемещаются к лицам, не являющимся непосредственно продавцами или покупателями данных продуктов. Побочные эффекты в экономике называют переливами. Выделяют два их противоположных вида. 1. Издержки перелива – отрицательные побочные эффекты. Они возникают тогда, когда производство или потребление определенного продукта порождает некомпенсируемый ущерб в отношении лиц, которые не участвуют ни в производстве, ни в потреблении данного блага (загрязнение окружающей среды отходами производства). Издержки перелива свидетельствуют о нерациональном использовании ресурсов. Для частичной оптимизации распределения ресурсов государство: а) законодательно запрещает или ограничивает загрязнения путем введения и повышения предельно допустимых норм концентрации вредных веществ; б) устанавливает специальные налоги на реализацию продуктов, производство и потребление которых создают отрицательные побочные эффекты (например, акцизы). 2. Выгоды перелива – положительные побочные эффекты. Они возникают тогда, когда определенная деятельность приносит пользу не только продавцу и покупателю ее продукта, но и другим лицам и обществу в целом (медицина, образование, внедрение результатов НИОКР и т.д). Для оптимизации ресурсов с точки зрения достаточного их выделения в сфере с выгодами перелива, государство: а) увеличивает спрос путем обеспечения потребителей платежными средствами, которые используются только на приобретение конкретных продуктов с выгодами перелива (продовольственные талоны в США, стипендии и т.д.); б) увеличение предложения соответствующих продуктов посредством субсидирования их производителей (дотации фермерам, учреждениям здравоохранения, образования, городского транспорта); в) в случаях, когда выгоды перелива от определенных продуктов очень велики, государство само создает предприятия и учреждения для их производства, которые по заниженным тарифам или бесплатно предоставляет населению услуги образования, здравоохранения, транспорта, связи и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|