Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
Финансы — это система отношений между различными субъектами по поводу формирования, распределения, перераспределения и расходования фондов денежных средств. По субъектам финансовых отношений различают: 1) финансы домохозяйств, представленные бюджетами, или фисками (от лат. fiskus – государственная казна) семей, которые имеют свою доходную и расходную части — источники поступлений и направления использования; 2) финансы фирм, которые фиксируются в бухгалтерских документах (баланс, счет прибылей и убытков и т.д.); 3) финансы некоммерческих организаций (профсоюзов, партий, политических и общественных движений, церкви и др.); 4) государственные финансы – система поступлений, распределения и применения денежных средств госбюджета и различных внебюджетных фондов на разных уровнях власти. Направления кредитно-финансового воздействия государства на деловую активность: 1. Дискретная (прерывистая) фискальная политика. Она заключается в маневрировании налоговым прессом и госрасходами на общественные блага. В фискальной политике применяются два прямо противоположных курса: а) когда в экономике наблюдается спад, обусловленный превышением совокупного предложения над совокупным спросом (кризис перепроизводства), тогда фискальная политика ориентируется на снижение налогового бремени для повышения платежеспособности и стимулирования экономической активности, с одной стороны, и на увеличение госрасходов на производство общественных благ для расширения занятости и емкости рынка за счет госзакупок – с другой (дефицитное стимулирование); б) если в экономике установилось превышение совокупного спроса над совокупным предложением, то фискальная политика сводится к противоположным мерам: к повышению налогов с целью снижения ажиотажного спроса и спекулятивной активности и к уменьшению госрасходов на общественные блага для сокращения совокупного спроса за счет ограничения объемов госзакупок.
Таким образом, прерывная фискальная политика исходит из оценки рыночной конъюнктуры и направлена на ее оздоровление или от перепроизводства, или от инфляции. 2. Дискретная кредитно-денежная политика. Проводится государством через центральный банк страны с целью воздействия на кредитно-денежную массу. Кредитно-денежная политика имеет два прямо противоположных курса в зависимости от состояния рынка: а) в случае кризиса перепроизводства, значительной безработицы и недогрузки мощностей центральный банк должен увеличить денежно-кредитную массу, чтобы за счет нее расширить совокупный спрос; б) если совокупный спрос превышает совокупное предложение и развертывается инфляционная спираль, то центральный банк должен сократить денежно-кредитную массу, чтобы устранить ажиотажный спрос и порожденную им инфляцию. Таким образом, в условиях кризиса перепроизводства центральный банк должен проводить политику «дешевых денег», т.е. увеличивать денежную массу, а при инфляции спроса – политику «дорогих денег», или рестриктивную (ограничительную) кредитно-денежную политику.
Трёхсекторная модель экономики:
Первичный сектор экономики Вторичный сектор экономики Третичный сектор экономики Другие классификации: Реальный сектор экономики Частный сектор экономики Внешний сектор экономики
Важную роль в экономике играет государство. Конкретно о его функциях речь пойдет в следующей теме. Сейчас необходимо только охарактеризовать основные потоки в экономическом кругообороте, которые государство отвлекает на себя (рис. 3). Основным источником государственных доходов являются налоги, собираемые с домашних хозяйств и фирм. Часть этих налогов возвращается семьям и фирмам назад в форме разнообразных пособий, субсидий и т.д. Разницу составляют так называемые чистые налоги, потоки которых зафиксированы на схеме.
10. Теория потребительского поведения. Эффект замещения и эффект дохода. Теория предельной полезности. Маржинализм – экономический анализ с точки зрения отдельного субъекта; индивид руководствуется собственными оценками выгод или потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок объясняются издержки производства, спрос, предложение, цена. Австрийская школа (Менгер, Визер, Бен Баверк): теория предельной полезности благ – цена блага определяется его редкостью, ограниченностью и пользой, которую приносит последний экземпляр блага.
Теория потребительского поведения Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами. Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий совокупность полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом, теория потребительского поведения связана с анализом трёх проблем: совокупной полезности, дохода и цен. Рациональное потребительское поведение предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Предпосылки анализа потребительского поведения - множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ; - ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ; - транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой); - взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида; - убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается. Основные направления теории потребительского поведения Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число). Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число). Кардиналистическая теория потребительского поведения Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»). Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой:, где MU – предельная полезность товаров a, b, c, соответственно; Р – цена товаров, a, b, c. Простые арифметические преобразования приводят нас к тому, что:. Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен. Ординалистическая теория полезности Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ. Кривая безразличия (U) – представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D, E) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения. Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень совокупной полезности. Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность, приносимая набором товаров. Бюджетная линия (BL) – показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах. Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и Y. Бюджетная линия: - сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково; - сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково; - меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально. Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров, соответствующий точке касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе. Равновесное положение потребителя достигается в точке e, в которой бюджетная линия BL касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны комбинации товаров X и Y, лежащие на кривой безразличия U1 (точки a и b), однако, последние соответствуют меньшей совокупной полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3, обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения. ТЕСТЫ 1. Теория потребительского поведения предполагает, что: а) потребитель стремится сэкономить часть дохода; б) бюджет потребителя ограничен; в) потребитель стремится максимизировать совокупную полезность; г) потребитель стремится купить более дешевый товар. 2. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он: а) максимизирует предельную полезность; б) не может извлечь большую полезность, увеличивая или уменьшая покупки одного или другого товара, доступные ему; в) полностью расходует свой доход; г) может извлечь большую полезность, увеличивая или уменьшая покупки одного или другого товара, доступные ему. 3. Теория потребительского поведения предполагает, что: а) потребности потребителя ограничены; б) потребности потребителя безграничны; в) товары взаимозаменяемы; г) товары не обладают взаимозаменяемостью. 4. Согласно кардиналистической теории, рациональный потребитель в точке равновесия: а) всегда полностью расходует свой доход; б) уравнивает соотношение предельной полезности приобретаемых товаров и соотношение этих товаров; в) экономит часть дохода; г) достигает превышения предельной полезности цены. 5. Кривая безразличия характеризует: а) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя разной полезностью; б) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя одинаковой полезностью; в) зависимость количества приобретаемых товаров от их цены; г) совокупность наборов двух товаров, доступных потребителю при его бюджетном ограничении и существующих ценах. 6. На карте кривых безразличия совокупная полезность тем больше, чем кривая безразличия: а) ближе к точке начала координат; б) дальше от точки начала координат; в) круче; г) более полога. 7. Бюджетная линия характеризует: а) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя разной полезностью; б) совокупность наборов двух товаров, доступных потребителю при его бюджетном ограничении и существующих ценах; в) зависимость количества приобретаемых товаров от их цены; г) совокупность наборов двух товаров, обладающих для потребителя одинаковой полезностью. 8. Увеличение дохода при неизменности цен приведет к: а) перемещению бюджетной линии вправо; б) перемещению бюджетной линии влево; в) изменению угла наклона бюджетной линии; г) не изменит положения бюджетной линии. 9. Снижение цены одного товара при неизменности цены другого товара и дохода приведет к: а) перемещению бюджетной линии вправо; б) перемещению бюджетной линии влево; в) изменению угла наклона бюджетной линии; г) не изменит положения бюджетной линии. 10. Рациональный потребитель выберет на бюджетной линии: а) точку пересечения бюджетной линии с кривой безразличия; б) точку, не находящуюся на бюджетной линии, но расположенную на кривой безразличия; в) точку касания бюджетной линией любой кривой безразличия; г) точку касания бюджетной линией наиболее высокой из всех доступных ему кривых безразличия.
Эффект дохода Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ. Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос. Эффект замещения Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|