Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 15 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие в модели AS




Совокупный спрос - это потребность в товарах и услугах, представленная на рынке в денежной форме со стороны населения, предприятий, государства и зарубежных потребителей.

Кривая совокупного спроса.

Кривая совокупного спроса - это модель, которая показывает различный уровень реального объема производства товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

·

·

· Она показывает, что при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема производства будет покупаться. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта будет выкуплен четырьмя секторами экономики (см. рис. 4.1). Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства является обратной или отрицательной.

· Обратная или отрицательная зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства объясняется действием трех факторов: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реальных кассовых остатков; 3) эффектом импорта.

· Эффект процентной ставки. Когда уровень цен повышается, то при неизменном объеме денежной массы возникает прессинг со стороны денежного спроса и ставка процента возрастает.

· Эффект реальных кассовых остатков. При более высоком уровне цен (инфляции) покупательная способность накопленных финансовых активов (таких как, срочные счета, облигации) уменьшается. В таком случае население реально становится беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.

· Эффект импорта. Если уровень цен внутри страны повышается по сравнению с ценами за рубежом, отечественные покупатели будут приобретать больше импортных товаров, а иностранцы будут покупать меньше наших отечественных товаров, что приведет к сокращению экспорта и росту импорта.

· Неценовые факторы совокупного спроса.

· На рисунке 4.2. показано, что увеличение совокупного спроса смещает кривую вправо от АD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при одном и том же уровне цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево от AD1 к AD3.

· Существует четыре сектора экономики, которые осуществляют расходы и выкупают совокупный объем производства, они и влияют на изменения в его объеме.

· 1. Потребительские расходы. К факторам, изменяющим характер потребительских расходов относятся: 1) благосостояние потребителя; 2) ожидания потребителя; 3) задолженность потребителя; 4) налоги.

· 2. Инвестиции. Неценовые факторы, изменяющие характер инвестиционных расходов:

· 1) процентная ставка; 2) ожидаемые прибыли от инвестиций; 3) налоги с предприятий; 3) технология; 4) избыточные мощности.

· 3. Государственные расходы. Увеличение государственных расходов (например, на военные нужды или на строительство общественных объектов) при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса.

· 4. Чистый экспорт.Неценовыми факторами являются национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

· Совокупное предложение

· Совокупное предложение определяется количеством материальных благ и услуг, которое предприниматели предлагают на рынке.

· Кривая совокупного предложения

· Кривая совокупного предложения - это модель, которая показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Высокие уровни цен стимулируют производство товаров, более низкие – его сокращение. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта является прямой, или положительной.

· Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде состоит из трех отрезков: 1) кейнсианского (горизонтального), 2) промежуточного (отклоняющегося вверх), и 3) классического (вертикального) отрезков.

· Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. Уровень производства Q’ на рисунке 4.3. обозначает потенциальный ВВП при полной занятости и естественном уровне безработицы. Горизонтальный же отрезок означает значительно меньший объем внутреннего производства. Следовательно, он свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, недоиспользованных производственных мощностей и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие, не оказывая воздействия на уровень цен.

·

· Классический (вертикальный) отрезок. Экономика, находясь в точке Q’ своих производственных возможностей, за короткий срок не может достичь дальнейшего увеличения производства. При полной занятости одна фирма может за счет других попытаться расширить свое производство путем увеличения зарплаты и назначения более высокой цены за ресурсы. При этом другая фирма потеряет рабочих и сократит объем производства. В результате в экономике цены на товары увеличатся, а реальный объем производства останется неизменным.

· Промежуточный (восходящий) отрезок. На промежуточном отрезке между Q и Q’ увеличение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен. Одна из причин заключается в том, что полная занятость возникает неравномерно и не одновременно во всех отраслях экономики.

· Неценовые факторы совокупного предложения.

· Действие неценовых факторов приводят к смещению кривой совокупного предложения (см. рис.4.4.). Действие ценовых факторов связано с изменением издержек на единицу продукции. В свою очередь, на издержки предприятий влияют следующие факторы:цены на ресурсы, производительность труда; государственное регулирование деятельности предприятий.

·

·

·

· Макроэкономическое равновесие.

· Макроэкономическое равновесие определяется пересечением кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Механизм его установления зависит от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения находится экономика. На рисунке 4.5. пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем производства. Если кривые пересекаются на промежуточном отрезке, то равновесный уровень цен будет в т. Ре, а равновесный объем производства - в т. Qе.

 

 

Вопрос 16 Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

 

 

Спрос показывает кол-во продукта, которое потребит. желают и в состовянии купить по каждой возможной цене в данный период времени.

 

Закон спроса.

При прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию спроса, а повышение цены ведет к снижению величины спроса.

Существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, эта обратная зависимость – закон спроса.

Факторы, влияющие на спрос (не ценовые факторы спроса).

1 вкусы и предпочтения потребит.

2 Число потребит. на рынке

3 Доходы потребителей

4 Цены на сопряженные товары

5 Потребительские ожидания

 

1 Реклама, изменение моды могут повлиять на вкусы потребит. Также технлогич. Изменения в виде появления нового продукта.

2 Увелич. числа потребителей на рынке ведет к увелич. спроса и наоборот.

3 В зависим. от того, как меняется спрос выделяют товар высшей категории и низшей категории. Товары, спрос на которые возраст. в прямой зависимости от изменения дохода назыв. товарами высшей категории.

Товары, спрос на котор. изменяется в обратной зависимости от изменения дохода, назыв. товарами низшей категории или товарами Гиффена (хлеб, фрукты, картошка)

4 Цены на сопряженные товары: Если снижается цена на один товар, и растет спрос на другой товар – взаимодополняемые. Если повыш. цена на один товар и повышается спрос на другой товар, то они – взаимозаменяемые.

5 Ожидания потребителей способны изменить сегодня потребит. Спрос.

Пример: Ожидание повыш. дохода, может уже сегодня увеличить српос.

Эти не ценовые факторы сдвигают кривую спроса, в ту сторону в зависим. от того в какую сторону действ..факторы.

Если речь идет об изменении величины спроса – это означает что действ. только фактор цены.

Если действ. неценовой фактор – то говорят об изменении спроса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...