Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели бюджетно-налоговой политики.




Цели бюджетно-налоговой политики.

Инструменты бюджетно-налоговой политики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально. [6. стр. 355-358]

Виды фискальной политики.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

22. Государственный бюджет. Налоги.

Налоги.

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Функции налогов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка. [7. стр. 261-263]

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция). [15. стр. 137-150]

Виды налогов.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К числу прямых налогов относятся:

Ø Реальные налоги

· подомовой

· промысловый

· на ценные бумаги

· поземельный

Ø Личные налоги

· подоходный налог с населения

· налог на прибыль корпораций

· налог на сверхприбыль

· налог на доходы от добычи нефти

· налог на доходы от денежных капиталов

· налог с наследства и дарений

· поимущественный налог

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. К косвенным налогам относятся:

Ø Акцизы

· индивидуальные:

- на пиво,

- на сахар,

- на бензин

- и т. д.

· универсальный (налог с оборота):

- однократный,

- многократный

· налог на добавленную стоимость

Ø Фискальные монопольные налоги

· на соль

· на табак

· на спички

· на спирт

· и т.д.

Ø Таможенные пошлины

· по происхождению:

- экспортные

- импортные

- транзитные

· по целям:

- фискальные

- протекционные

- сверхпротекционные

- антидемпинговые

- преференциальные

· по ставкам:

- специфические

- адвалорные

- смешанные

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования: взносы наёмного труда, взносы предприятий. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение. [20. стр. 109-115]

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги.

Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

· на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;

· затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике;

· для настоящего времени стало характерным стремление все в большей использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе. [4. стр.178-182]

 

23 сущность цели и виды денежно-кредитной политики

 

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

 

Можно выделить 4 основные звена передаточного механизма кредитно-денежной политики:

 

1. изменение величины реального предложения денег (М/Р)в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;

 

2. изменение ставки процента на денежном рынке;

 

3. реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

 

4. изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

 

С точки зрения проведения экономической политики, основными принципами монетаризма является 1) упорядочение на темп роста объема денежной массы, 2) отрицание использования принципа точной настройки и поддержание денежного правила, 3)большее значение придается издержкам инфляции по сравнению с издержками безработицы. Монетарное правило. Монетаристы делают вывод: руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения. В частности, Фридмэн выступает за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение расширяется ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста ВНП, т.е. денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год.

 

Такое правило считают монетаристы, устраняет главную причину нестабильности экономики – изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики.

 

Сущность денежно-кредитной политики.

 

Под денеж­но-кредитной политикой понимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

 

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процент­ных ставок.

 

Осуществляет денежно-кредитную политику централь­ный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирова­ния можно разделить на два этапа. На первом этапе цент­ральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производ­ства, способствуя достижению конечных целей.

 

 

Инструменты денежно-кредитной политики.

 

Эффек­тивность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направ­лены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на откры­том рынке. Это косвенные методы регулирования.

 

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положени­ем, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный про­цент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет: коммер­ческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регули­руя тем самым предложение денег в стране.

 

При понижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, цент­ральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитова­ния, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешев­ле, что стимулирует развитие производства.

 

При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. "Дорогой" кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства.

 

Считалось, что обязательные резервы коммерческий банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.

 

Изменение норм обязательных резервов позволяет цент­ральному банку регулировать предложение денег. Это свя­зано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерчес­ких банков создавать новые деньги путем кредитования.

 

Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно умень­шить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные ре­зервы, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупа­тели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребова­ны, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.

 

Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созда­нию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

 

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необхо­димо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

 

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходи­мости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населе­ния. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммер­ческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить пред­ложение денег.

 

Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сум­му открывают текущие счета, а коммерческие банки предъ­являют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

 

Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

 

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находя­щиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег.

 

Операции на открытом рынке являются наиболее важ­ным, оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

 

Наряду с косвенными инструментами могут применять­ся и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контрольно-от­дельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредито­ванием приоритетных секторов экономики.

 

К селективным методам денежно-кредитного регулиро­вания относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потре­бительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной по­литики центральный банк использует одновременно сово­купность инструментов.

 

Типы денежно-кредитной политики.

 

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набо­ром инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Централь­ный банк, проводя рестрикционную политику, предприни­мает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обяза­тельных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, цент­ральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

 

В периоды спада производства для стимулирования де­ловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она за­ключается в расширении масштабов кредитования, ослабле­нии контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

 

Центральный банк выбирает тот или иной тип денеж­но-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики не­обходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, де­нежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

Структура и функции банковской системы

 

 

Современные банковские системы имеют сложную структуру. С точки зрения характера оказываемых услуг выделяют три важнейшие группы современных кредитных систем: *

центральный (эмиссионный) банк; *

 

коммерческие банки; *

 

специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные и т. д.).

 

Центральный банк (банк банков). Его отличительной особенностью является то, что он не занимается проведением операций с предприятиями или населением. В качестве клиентуры выступают коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Кроме того, центральные банки очень часто занимаются предоставлением услуг различным правительственным учреждениям.

 

Главная функция центральных банков – проведение эффективной кредитно-денежной политики, регулирующей как финансовую систему, так и экономику всей страны в целом.

 

Коммерческие банки. Так называются многофункциональные учреждения, осуществляющие свою деятельность на рынке ссудного капитала. Весь комплекс финансовых услуг, таких, как предоставление кредитов, прием депозитов, различные расчеты и т. д., осуществляется, как правило, коммерческими банками. Наряду с этим существуют и специализированные финансовые учреждения, которые выполняют ограниченный набор услуг. В современных условиях коммерческие банки во всем мире являются решающим элементом кредитной системы.

 

Специализированные финансовые учреждения. Сюда входят организации, осуществляющие свою деятельность в отдельных сегментах рынка ссудного капитала, требующих наличия специфических знаний, а также особых технических приемов. Особенно активно такие организации развиваются в сфере привлечения мелких сбережений, ипотечного кредита, потребительского кредита, кредита сельскохозяйственным производителям, операций по финансированию и расчетам во внешней торговле, инвестированию капитала и размещению ценных бумаг промышленных предприятий.

 

Банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов. Однако существует более широкое толкование, исходя из принципа универсальности. При этом небанковские учреждения, у которых нет банковской лицензии, не имеют права на прием депозитов, проведение платежей и расчетов, выдачу гарантий и т.

 

д.

В России банковская система начала зарождаться не так давно. Большинство коммерческих банков возникло на базе крупных государственных банков благодаря политике приватизации. Не было соответствующей нормативной и законодательной базы для развития финансовых учреждений. В результате банковская система России испытала и испытывает многие трудности и потрясения. Но в последнее время наблюдаются положительные тенденции. Изменилась политика ЦБРФ и правительства России по вопросам регулирования банковской деятельности, да и сами коммерческие банки стали менять свою спекулятивную политику на политику реальных денег, зарабатывать которые возможно только при осознании того, что без развития промышленности и производства невозможно развитие финансового сектора страны.

 

Банковская система США и финансовая система этой страны в целом в настоящее время являются одной из наиболее совершенных в мире. Они приковывают внимание тысячи ученых, финансовых экспертов, политиков и представителей других слоев во всем мире. Финансовая система США фактически сформировалась, и банковская система страны развивается в условиях жесткой конкуренции между кредитными организациями за сферы влияния.

 

Коммерческие банки США являются одними из самых старых и больших финансовых посредников. По величине активов они занимают первое место среди всех финансовых институтов. Величина активов американских банков на 50% больше, чем частных пенсионных фондов, которые являются вторыми (после банков) крупными финансовыми посредниками, она в два раза больше величины активов частных страховых компаний. Банки США являются также владельцами более 30% всех комбинированных активов крупнейших финансовых посредников в США. Кроме того, некоторые из основных услуг коммерческих банков США – вклады до востребования и текущие счета – насчитывают до 2/3 всего денежного предложения страны. Очень интересно и финансовое законодательство США: каждый штат регулирует финансовую деятельность по своим собственным законам, что находит свое отражение в финансовом законодательстве в целом по стране.

 

экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми тенденциями экономической активности в течение нескольких лет.

 

Отдельные экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но все они имеют одни и те же фазы: кризис (спад), депрессия (стагнация, нижняя точка спада), оживление (подъем, экспансия), пик (бум, вершина цикла).

 

Экономический цикл

 

 

Главные фазы цикла – это кризис и подъем и соответствующие им точки – максимальный спад как низшая точка и пик – вершина подъема.

 

Кризис характеризуется резким сокращением деловой активности – возникает избыток товаров по сравнению со спросом на них со стороны потребителей, что ведет к снижению цен. Поскольку созданные товары не находят сбыта, товаропроизводители сворачивают производство, резко возрастает количество безработных, доходы населения уменьшаются, что вызывает дальнейшее сокращение спроса. В результате множество предпринимателей оказываются неплатежеспособными и терпят крах. Кризис усиливается потерей доверия субъектов рыночного хозяйства друг к другу, потрясениями кредитной системы.

Циклы Китчина (циклы запасов). Джозеф Китчин сосредоточил свое внимание на исследовании коротких волн длиной от 2 до 4 лет на основе изучения финансовых счетов и продажных цен при дви­жении товарных запасов.

 

Циклы Жюглараа названы в его честь за большой вклад в изучение природы промышленных колебаний во Франции, Великобритании и США на основе фундаментально­го анализа колебаний ставок процента и цен. Как оказалось, эти колебания совпали с циклами инвестиций, которые, в свою оче­редь, инициировали изменения ВНП, инфляции и занятости. К примеру,

Йозеф Шумпетер в 1939 г. выделил 11 циклов Жюглара за период с 1787 по 1932 г.

 

Циклы КузнецаСаймон Кузнец путем сравнительного анализа в области экономического роста (работа "Национальный доход") пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование про­изводственного назначения, а также в здания и сооружения обна­руживают взаимосвязанные 20-летние колебания. При этом он от­метил, что в строительстве эти колебания обладают самой боль­шой относительной амплитудой. После выхода в свет работы

С. Кузнеца термин ''строительный цикл" практически перестал употребляться, уступив место термину "длин­ные колебания" взамен термину "длинные волны" Н. Конд­ратьева. В 1955 г. в качестве признания заслуг американ­ского исследователя было решено "строительный цикл" именовать "циклом Кузнеца".

 

Циклы Кондратьева. Исследования, касающиеся динамики индексов товарных цен, процентных ставок, ренты, за­работной платы, производства важнейших видов продукции и т. д. для ряда развитых стран с 1770 по 1926 г.

 

Начало "большого" подъема Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением новых стран в мировое хозяйство, с изменениями объемов добычи золота. При этом общая картина подъема описывалась следующим образом: внедрение технических нововведений идет параллельно с расширением инвестиционного процесса, который, в свою оче­редь, стимулирует производство и спрос, способствующие росту цен. В этот период безработица уменьшается, заработная плата и производительность труда растут. Эти процессы затрагивают всю экономику, изменяют стиль жизни людей. В начальный период до­полнительные импульсы экономическому росту могут дать локальные войны. По мере развития циклического подъема войны становятся все более разрушительными. Многие крупные социальные потрясения приходятся на конец "большого" подъема, а также на нижнюю точку цикла.

 

Свидетельством того, что экономика приближается к верхней точке большого цикла, являются начинающиеся на фоне изобилия нехватка отдельных товаров, сдвиги в структуре распределения до­ходов, рост издержек производства, замедление роста прибылей и т. д. Возникает ситуация, известная теперь как стагфляция.

 

Существуют различные объяснения причин исчерпания энергии подъема. Одни видят их в заметном увеличении нормы потребления, другие – в изменении покупательной способности денег, третьи достижение "пика" связывают с жизненным циклом продуктов и отраслей, создание которых явилось следствием крупных нововведений прошлых лет.

 

За каждым «большим» подъемом следует довольно короткий период, когда экономика как бы готовится к предстоящему длительному спаду, но в то же время сохраняется видимость процветания: люди по-прежнему полны надежд, легко берут в долг. Поскольку реальная ситуация уже не та, происходит нагромождение задолженности, которая в любой момент грозит крахом. Это с неизбежностью и происходит, причем импульс может исходить от незначительного события. Накопившиеся ранее противоречия вы­ходят наружу: обнаруживается избыток производственных мощнос­тей, происходят массовые ликвидации предприятий, растет безра­ботица, цены падают. Кондратьев особенно подчеркивал депрессив­ное состояние сельского хозяйства как одно из главных препятствий длительного спада.

 

Подъем первого большого цикла Кондратьев связывал с про­мышленной революцией в Англии, второго – с развитием желез­нодорожного транспорта, третьего – с внедрением электроэнер­гии, телефона и радио, четвертого – с автомобилестроением. Пятый цикл современные исследователи связывают с развитием электроники, генной инженерии, микропроцессоров.

 

С точки зрения структуры экономики различают также аграрные и другие отраслевые кризисы. Они охватывают не всю эконо­мическую систему, а лишь отдельные отрасли: сельское хозяйство, энергетику, тяжелую промышленность и т. п.; структурные кризисы могут проявляться как в виде относительного недопроизводства, так и относительного перепроизводства, сопровождать общий про­мышленный цикл или не совпадать с ним. Классификация экономических циклов представлена на рис. 6.2.

 

Рис. 6.2. Классификация экономических цикловв

 

Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием при­родных факторов, упущениями в организации труда, технической отсталостью, несовершенными системами землепользования и зем­левладения и т. п. Они отличаются продолжительностью и антицикличностью.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

 

Организационная структура - взаиморасположение и связь составных частей, строение, совокупность элементов системы или организации и связи между ними.

 

Организационная структура- система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

 

Организационная схема отражает пять основных элементов организационной структуры. К ним относятся:

&nb

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...