Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвижник свободного воспитания К.Н. Вентцель




 

Константин Николаевич Вентцель принадлежит к той категории ученых, которые мало известны сегодня среди широкой педагогической общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что с приходом новой власти в 1917 году, он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из активной педагогической деятельности. Но, близкие ему люди, - теоретики и практики педагогики знали, что его творческая жизнь продолжается: он пишет статьи, которые с середины 20-х годов нигде не публикуются, ведет дневник, готовит к публикации автобиографию. Педагогические труды, общественная деятельность и учительская практика К.Н. Вентцеля были значительным событием в истории педагогической науки в России.

Константин Николаевич Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в семье чиновника канцелярии Петербургского военного генерал-губернатора. В 1875 году окончил Виленское реальное училище, поступил в Петербургский технологический институт. Затем учился на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения, который оставил через год. В школьные и студенческие годы увлекался поэзией, сам писал стихи, занимался музыкой, изучал философские труды великих ученых. Эти годы были временем духовного поиска своего призвания для педагога.

Тогда же он сформулировал цель своей жизни: "…главная жизненная задача, - как довести и сохранить до глубокой старости свою способность действовать и жертвовать собой для бедного, несчастного, обездоленного люда".

В это время происходило активное формирование его философских воззрений под влиянием сочинений Ч. Дарвина, А. Смита, Г. Спенсера, Ж.Ж. Руссо и др. В начале 80-х годов XIX века К.Н. Вентцель примкнул к университетской среде революционно-настроенной молодежи, что повлекло за собой его арест в 1885 году. Находясь в тюрьме, К.Н. Вентцель с большим интересом перечитывал сочинения Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, вел переписку И.И. Поповым по вопросам нравственности и нравственного воспитания.

С 1891 г.К.Н. Вентцель работал в Москве редактором журнала "Известия Московской Городской Думы", корректировал журнал "Вестник воспитания", где в 1896 г. Была опубликована его первая педагогическая статья "Основные задачи нравственного воспитания" С 1901 г. Он участвовал в деятельности педагогического и психологического общества при Московском университете, и председательствовал на заседаниях двух комиссий по нравственному воспитанию и по вопросам организации семейных школ, разрабатывал программу по моральному становлению личности ребенка.

В начале XX века, К.Н. Вентцелем была выдвинута идея создания "Дома Свободного Ребенка", что явилось результатом индивидуального педагогического творчества, влияния взглядов Ж.Ж. Руссо, Л.Н. толстого о свободе в воспитании, гуманистических положений передовой педагогической мысли Запада и России конца XIX - начала XX века; о признании прав ребенка на свободное индивидуальное развитие, важности самовоспитания, детского самоуправления, связи воспитания и обучения с трудом и жизнью детей.

К.Н. Вентцель участвовал в забастовках 1905 года, но принимал революцию своеобразно: считал, что главное в ней - это освобождение свободной творческой личности и соблюдение интересов индивидуальности каждого человека. Он пишет статью с обоснованием своей общественно-педагогической позиции "Революция и требование нравственности", но опубликовать ее в то время не смог.

После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния.К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию юношей и девушек. Они направили все свои усилия на преодоление официальной педагогики, постепенно терявшей свои сложившиеся традиции и устоявшиеся принципы. После трагических событий 1905 года в России, К.Н. Вентцель думал об эволюционном развитии страны, в строительстве которой активное участие примут свободные люди. Не случайно в основу теории свободного воспитания был положен принцип гуманности.

Теоретическое осмысление процесса воспитания предшествовало созданию "Дома Свободного Ребенка", где практически осуществлялись идеи свободного формирования личности маленького человека. В октябре 1906 года состоялось открытие "Дома…" Действовал он недолго, - до 1909 года, но его основные цели осуществлялись еще до 1917 года в кружке совместного воспитания и образования детей.

В последующие годы после закрытия "Дома Свободного Ребенка", К.Н. Вентцель работал много и продуктивно. Он публикует следующие книги: "Борьба за свободную школу" (1907 г.), "Как создать свободную школу" (1908 г), "Принцип авторитета и его значение в жизни и семейном воспитании" (1909 г.), "Этика и педагогика творческой личности" (1911-1912 гг.) и другие педагогические труды.

После Февральской и Октябрьской революции К.Н. Вентцель продолжал заниматься научной и педагогической деятельностью. Оставаясь верным идеалу свободы в воспитании человека, К.Н. Вентцель в 1918 году создал Декларацию прав ребенка, впитавшую в себя идеи гуманизма и любви к детям, в которой предлагалось законодательно закрепить сформулированные в русле теории свободного воспитания права подрастающего поколения. Он возлагал большие надежды на практическое осуществление своих идей в послереволюционное время. Но, наступили тяжелые времена и в 1919 году он уезжает в Воронеж, где работает в губернском отделе народного образования, читает лекции на курсах учителей в университете, пишет ряд статей по вопросам воспитания. За это время он пишет следующие работы: "Об осуществлении трудового начала в школе", "К вопросу о детском самоуправлении" (1921 г).

С середины 20-х годов этого столетия, под влиянием идей представителей русского космизма (Ф.Н. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, К.Э. Циолковский и др.), доминантой развития теории К.Н. Вентцеля стала разработка проблем "космического воспитания", которое, возможно, в недалеком будущем приобретет статус одного из наиболее перспективных направлений движения педагогической реальности в гуманистическом направлении. Однако в то время концепция космического воспитания К.Н. Вентцеля не получила отражения в печати, осталась неизвестной педагогической общественности.

Умер К.Н. Вентцель в Доме ветеранов революции в Ивановской области 10 марта 1947 года, до конца своих дней оставаясь верным выбранным идеалам свободы и творчества.

Размышляя о свободном воспитании, К.Н. Вентцель исходил из предположения о совместимости рациональной организации общества и с общественным порядком, с максимально возможным свободным проявлением творческой индивидуальности каждого человека. Он утверждал, что абсолютная власть настоящего поколения над будущим должна быть принципиально отвергнута. На место авторитарного должно придти свободное воспитание, смысл которого состоял бы не в формировании по заданному образцу, но в раскрытии законов развития данной конкретной индивидуальности и способностей ее плодотворной самореализации. В связи с этим, исходной точкой теории К.Н. Вентцеля стала идея о многообразии воспитания: "сколько существует детей, столько существует и систем воспитания", нацеливающая воспитателя на поиск определенного стиля взаимоотношений с каждым конкретным ребенком; главной воспитательной задачей - развитие творческой индивидуальности детей.

Таким образом К.Н. Вентцель считал, что каждый человек призван научиться мыслить самостоятельно, определять свое личное отношение к миру, к людям, к самому себе; что религиозные взгляды воспитателя не должны мешать педагогическому процессу; что об истинном воспитании и образовании можно будет говорить лишь тогда, когда религия и нравственность станут их венцом, а не исходной точкой, когда педагогический процесс будет ориентирован на самостоятельную творческую работу каждой индивидуальной личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...