Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование теоретической модели образовательного учреждения К.Н. Вентцеля в практике современных образовательных учреждений




 

Приведенный в предыдущих параграфах анализ содержательной наполненности идеи К.Н. Вентцеля о "Доме Свободного Ребенка" привел нас к выводу о том, что "ДСР" - это место цельной и гармоничной жизни воспитателей и воспитанников, где должно осуществляться ценностно-смысловое равенство воспитателей, родителей и воспитанников как духовно свободных и самоценных личностей; целевая общность жизнедеятельности всех членов педагогической общины; учет педагогической ценности комплексности трудовой игровой и учебной деятельности; ориентация на стимулирование свободного творчества всех членов "Дома…" во всех сферах его жизнедеятельности и стремление к развитию их космического самосознания.

Сравнительный анализ модели идеального воспитательно-образовательного учреждения, предложенной К.Н. Вентцелем с другими концептуальными моделями такого рода заведений, данных приверженцами свободного воспитания, а также с современными концепциями, выявил следующую выигрышную специфику "Дома Свободного Ребенка":

обоснованная целостность, последовательность и логическая связанность педагогического обоснования жизнедеятельности "Дома…";

постулирование положения о многообразии воспитания, предполагающего опору на развитие личности ребенка через расширение его индивидуальной значимости, выделение активного творческого начала как необходимого условия свободного обнаружения индивидуальности, отношение к детям как к самостоятельным искателям высших духовных ценностей жизни;

обязательность гуманистической ориентации педагогов;

глобальность, ориентированность на гармоническую общность каждого воспитанника с Творческим космосом.

Эти важные, значимые и актуальные для современности положения. отличающие теоретическую модель образовательного учреждения К.Н. Вентцеля, необходимо, с нашей точки зрения, раскрыть перед широкой педагогической общественностью, и прежде всего перед будущими педагогами, которым предстоит развивать и совершенствовать гуманистическую педагогическую науку в ХХI веке.

Чтобы внести в свой вклад в решение обоснованной выше задачи мы провели соответствующую опытно-экспериментальную работу.

Она состояла из трех этапов и реализовалась с учащимися выпускного педагогического класса школы № 37 г. Смоленска.

Выделим цели и задачи каждого из этапов:

·   Первый этап - констатирующий.

Цель: определить уровень знаний учащихся о гуманистическом направлении в педагогике.

Задачи:

выявить, насколько учащиеся выпускных классов знакомы с данным направлением в педагогике, в частности со спецификой теорий и концепций виднейших представителей свободного воспитания К.Н. Вентцеля, Ж. - Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, В. Штерна и др.;

выявить специфику собственного отношения учащихся к свободе и гуманизму как важнейшим образовательным категориям;

определить склонность учащихся к конкретному педагогическому стилю общения.

Учащимся было предложено заполнить графы анкеты.

Анализ результатов дал нам возможность выявить такие факты:

1) Свобода и гуманизм в образовании понимаются учащимися утилитарно, с позиции "выгоды" для ученика или преподавателя.84% учащихся на интуитивном уровне верно связывают гуманизм в педагогике с практикой личностно-ориентированного образования;

2) Большинство опрошенных учащихся хоть и склонны теоретически придерживаться демократического стиля общения, но в своей работе легче использовали бы авторитарный;

)   Имя К.Н. Вентцеля и его взгляды учащимся совсем незнакомы, а также 82% из них не смогли верно определить направленности идей Ж.Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, В. Штерна и других представителей гуманистической педагогики и свободного воспитания.

Полученные результаты подтвердились и в ходе групповых и индивидуальных бесед с учениками.

Подобные результаты выявили для нас необходимость организации специальных мероприятий для ознакомления учащихся с гуманистическим направлением в теории и практике педагогики, и в частности, со спецификой взглядов К.Н. Вентцеля на построение идеального воспитательно-образовательного учреждения. Такова была цель следующего этапа нашей экспериментальной работы.

·   Второй этап - формирующий.

Цель: Изучение идей К.Н. Вентцеля о "Доме Свободного ребенка", сравнение их с подобными идеями других педагогов-гуманистов прошлого и современности.

Задачи:

раскрыть сущность понятая гуманного подхода в образовании;

познакомить учащихся с идеями теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля;

заинтересовать учащихся идеями К.Н. Вентцеля;

формировать собственный взгляд школьников на образовательное учреждение XXI века с позиций педагогики свободы, ненасилия и гуманизма.

Для решения цели и задач этого этапа нами были подготовлено и проведено творческое занятие на тему "Педагогические идеи К.Н. Вентцеля".В результате, мы познакомились с содержанием понятия личностно-ориентированное образование, формами его проявления в практической деятельности, совместными усилиями обозначили актуальность ценного направления на сегодняшний день и выработку ряда гуманных личностных качеств. Интересным представляется то, что хотя учащиеся не были готовы по разбираемым вопросам, но активно участвовали в обсуждении, выдвижении своих не всегда адекватных идей, творческом их преобразовании.

В ходе занятия мы смогли убедиться, что взгляды теоретика свободного воспитания находят свое отражение в сегодняшней, практической и воображаемой действительности учеников, об этом свидетельствуют творческие работы детей. Показалось интересным то, что при обсуждении педагогических взглядов К.Н. Вентцеля возникало много споров, дискуссий между учениками.

Завершающим нашу экспериментальную работу был третий этап - контрольный.

Цель: обобщить и закрепить полученные знания о творческом наследии приверженцев свободного воспитания и гуманистической педагогики, о сходстве и различии их идей с педагогической концепцией К.Н. Вентцеля.

На данном этапе работы мы постарались обозначить уровень достижений учащихся по теме с помощью следующих методов:

проведение мини-диспута по некоторым спорным идеям К.Н. Вентцеля о построении идеального воспитательно-образовательного учреждения;

написание творческого мини-сочинения на тему: "Школа нового тысячелетия";

использование проективных графических методик (рисование визуального или ассоциативного образа "Школы будущего")

Для диспута были предложены следующие идеи К.Н. Вентцеля:

)   "Дети будут привязаны с ранних лет к активному участию в строительстве семейной жизни, им будет предоставлена возможность сознательного творческого вмешательства во все и важныеи мелкие события жизни в семье"

2) Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.

)   "Свободы, больше свободы детям! дайте дорогу детям! Встаньте, поторопитесь,. вмешайтесь в их ряды, разбив жезл власти, и пойдите вместе с ними руна об руку в направлении к тем новым странам и землям, которые они жаждут открыть и откроют, когда вы перестанете мешать им отыскивать эти страны и земли. "

Наибольший интерес вызвали такие спорные идеи как:

"Сколько существует детей, столько существует и систем воспитания; и эта система воспитания как проблема стоит перед конкретным учителем, она должна быть им найдена и применена именно к данному определенному ребенку, к данной конкретной индивидуальности".

"Ребенок должен видеть и чувствовать своего воспитателя, находиться в состоянии гармонии и единства с ним, ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию. С поступка и недостатками ребенок должен бороться при помощи соответствующих воспитательных учреждений, путем просвещения и лечения его, а не наказаниями и мерами репрессивного характера".

Обоснование своих позиций по отношению к указанным идеям К.Н. Вентцеля учащиеся проводили с использованием полученных в ходе работы мастерских знаний о современном уровне развития гуманной педагогики.

Решение предложенного кроссворда проходило в обстановке заинтересованного сотрудничества и взаимопомощи, при этом затруднений учащиеся не испытывали.

Практически во всех сочинениях было указано на значимость выбора педагогом "Школы будущего" гуманистической педагогической позиции, и что именно эту позицию хотели бы занять авторы, сочинений. Почти во всех работах учащиеся выделяли внешний вид школы, которая представляется им как красивое, яркое здание, которое бы притягивало и манило к себе с огромными светлыми окнами, обилием цветов картин, светильников, гирлянд и др.

Татьяна Ш. отозвалась о содержании образования так: хотелось бы, чтобы в новой школе помимо занятий проводимых в форме состязаний, интеллектуальных игр, было бы побольше интересных мероприятий, стимулирующих учеников к тому, чтобы лучше учиться. Это могут быть различные конференции с участием ребят, конкурсы, КВН, дискотеки, совместные поездки, походы, экскурсии в лес, т.е. чаще бывать на природе всем вместе.

Наталья Н. продолжила мысль об образовании: было бы значительно полезнее, если бы ученики сами выбирали те предметы, которые нам больше нравятся, больше пригодятся. Вместо обязательного расписания висели бы указатели предметов, имена преподавателей, которые их проводят и номера кабинетов. Выбираешь тот предмет, на который хочешь идти и - вперед!

Антон Б. в своем сочинении указал на то, что учитель должен научиться сотрудничать с учеником, и наоборот. Ведь от сотрудничества будет зависеть уровень успеваемости, взаимопомощи, уважения друг к другу. Хотелось бы больше самостоятельности и творчества в работе на уроках, свободы, тепла со стороны учителя, без капли унижения достоинства учеников.

Саша А. отметил, что самое главное-это учителя, которые любят своих учеников и стараются сделать школу вторым домом. Каждому ученику будет уделяться как можно больше внимания, учитывать его интересы и способности. Учитель будет ориентироваться на свободную личность, т.е. в школе будет царить свобода, гармония, ненасилие над личностью; учитель будет не "над" учеником, а вместе с ним.

Мысли, высказанные в сочинениях, подтвердились и в рисунках учащихся, где весьма часто встречались прямые и ассоциативные изображения солнца, цветов, спиралей, отражающие соответственные понятия красоты, стремления к личностному росту и развитию, стремление к свободе, готовности к сотрудничеству и взаимопониманию.

Подводя общие итоги применения указанных методов на контрольном этапе эксперимента мы увидели, что учащиеся хотят видеть новую школу - школу будущего свободной, открытой, творческой, гуманной, где каждый ученик понимается и принимается в его самоценности, где каждый ученик является партнером педагога, строящего свою работу в школе на основе интересов и желаний детей. То есть большинство идей К.Н. Вентцеля об организации "Дома Свободного Ребенка" было принято будущими педагогами как значимое руководство к действию.

Таким образом, наше предположение о важности идей К.Н. Вентцеля об организации образовательного учреждения для профессиональной ориентации будущих педагогов подтвердились.

Интересно отметить, что индивидуальные беседы, проведенные в учащимися 1-х и 7-х классов этой же школы выявили, что на интуитивном уровне даже в данном возрасте дети ощущают потребность в школе, основанной на любви, радости, доброте и свободе.


Заключение

 

Рассмотрев различные аспекты творческого наследия К.Н. Вентцеля, мы выявили, что одним из главных достоинств теоретических трудов педагога является постановка очень важной и трудной задачи воспитания к свободе. К.Н. Вентцель является наиболее ярким представителем теории свободного воспитания в России. К положительным сторонам педагогической деятельности ученого мы относим: критику старой школы, большую любовь к детям, стремление развить их творчество, поиск новых путей воспитания, требование производительного труда, связи школы с жизнью.

Нужно отметить прогрессивное влияние идей К.Н. Вентцеля в смысле пробуждения духа искания и творчества передовых учителей его времени. Из теории К.Н. Вентцеля необходимо брать то, что пронизано идеями демократизма и гуманизма: требование развить самостоятельность, творческую активность ребенка, понимание воспитания как организации жизни и деятельности подрастающих поколений. По своему педагогическому содержанию, теория свободного воспитания подкупает своей искренней любовью к детям, гуманизмом, уважением к личности ребенка, призывает к всемерному развитию в детях самостоятельности, самодеятельности и творческой активности, подчеркивает роль труда в воспитании гармонично развитой личности.

С точки зрения распространения гуманистических тенденций в практике воспитания мы высоко оцениваем попытку создания К.Н. Вентцелем и его сподвижниками "Дома Свободного Ребенка". В практике "Дома" был успешно реализован принцип антропоцентризма, особую педагогическую ценность представляет "метод освобождения творческих сил в ребенке".

На основе проведенного исследования гуманистически ориентированных технологий, можно утверждать, что К.Н. Вентцель создал теоретически завершенную педагогическую систему. Ее значимость - в глубоком индивидуальном подходе к личности ребенка, исключении наказаний, признании равенства педагога и ученика, осознании игры как одного из главных средств развития творческих способностей детей, введении технологической новации - составления учебного плана самим учеником, отказе от четкого разграничения учебных предметов, ориентации на жизненный опыт самих детей при обучении.

Организованный К.Н. Вентцелем "Дом Свободного Ребенка" - это первый опыт по реализации идей свободного воспитания. В этом воспитательно-образовательном учреждении были созданы реальные условия для развития сознательной творческой деятельности детей, для их активного соприкосновения с жизнью, природой и людьми.

Обзор научной литературы показал, что с течением времени наблюдается все большее осознание важности и масштабности многих идей К.Н. Вентцеля, и в последние годы его самобытная теория свободного воспитания, привлекая внимание представителей педагогической науки и практики, вызывает позитивный интерес.

Высокая социальная ценность независимой, самостоятельно мыслящей, стремящейся к самопознанию и самосовершенствованию личности, плодотворно реализующей во благо человечества свой индивидуальный творческий потенциал, в настоящее время обусловливает необходимость разработки концептуальных основ и обновленной парадигмы воспитания с гуманистических позиций, требует изменений в системе воспитательной работы образовательных учреждений в гуманистическом направлении. Этот сложный многоаспектный процесс находится в преемственной связи с мировым и отечественным педагогическим наследием, одной из интереснейших составляющих которого является теория воспитания К.Н. Вентцеля.

Гуманистическую направленность теории воспитания К.Н. Вентцеля выявляют сущностные характеристики этико-философских оснований этой теории, принципов свободы, гармонии целей, ненасилия над личностью ребенка, развития творческой индивидуальности, культуросообразности воспитания, развития стремления к свободному творческому труду, естественных последствий, гармонического слияния общественного и семейного воспитания, преемственности воспитания детей различных возрастных групп; методов вовлечения ребенка в общественно-необходимый производительный труд, организации свободных игр детей, свободных занятий детей искусством, удовлетворения научных запросов детей, организации детского самоуправления, отказа от наказаний, примера педагогов и родителей.

Изучение гуманистических взглядов современных деятелей педагогической науки, педагогического наследия К.Н. Вентцеля показало, что его теория свободного воспитания имеет гуманистическую направленность. Выбранный педагогом путь воспитания, позволяющий ребенку через свободное творческое самопознание разобраться в закономерностях существования и развития исторически соответствующей ему культурной среды и реализовать свой индивидуальный творческий потенциал, весьма актуален для современного уровня развития педагогической мысли.

В связи с возрождением идеалов гуманистической педагогики в настоящее время возникают концепции организации воспитательно-образовательного процесса, многие положения которых сущностно близки теории К.Н. Вентцеля. Созвучность этой теории современным национальным образовательным идеям обусловливает необходимость ознакомления с ней педагогической общественности.

Размышляя о педагогических идеях К.Н. Вентцеля, стоит подчеркнуть, что ни одна из них не воспринималась им самим как нечто законченное, завершенное, как абсолютная истина. Его подходы воспринимаются как начало поиска ответа на сложные вопросы обучения и воспитания.

Обращаясь к педагогическим трудам К.Н. Вентцеля, мы ищем ответы на многие вопросы воспитания и обучения в демократической России. Не все в них равноценно. Но стержне вые идеи его педагогического творчества достойны нового прочтения и глубокого изучения. Это защита прав личности ребенка, опора на его самостоятельность и самодеятельность, призыв сохранять индивидуальность каждого воспитанника, отказ от насилия и принуждения. Все это должно найти свое развитие и воплощение в реальной жизни современного образовательного учреждения.

Проведенное исследование дает нам возможность предложить педагогам несколько рекомендаций для воплощения идей теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля:

. Педагог должен любить, понимать детей, иметь высокий общекультурный уровень, профессиональную под готовку, верить во всеобщую талантливость, предоставлять детям возможности выбора форм деятельности обучения и воспитания.

. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей при осуществлен различных процессов, не допускать жесткой фронтальной организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.

. Педагог должен: поддерживать способности ребенка к творчеству; сочувствовать его неудачам, не допускать неодобрительной оценки творческих попыток, терпимо относиться к "странным" идеям и вопросам, отвечать на все вопросы детей, даже, если они покажутся "дикими или за гранью".

. Необходимо свести число организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей; заменить фронтальные занятия под групповыми.

. Необходимо создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка и дающую возможность выбора самостоятельной творческой деятельности.

. Педагог должен использовать все формы развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей; использовать разные виды детской деятельности (игра, рисование, конструирование и т.п.) и обеспечить условия для их свободного выбора детьми.


Список литературы

 

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М., 1994.

.   Бабаева Т.И. Гуманизация педагогического процесса в детском саду // Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб: "Образование", 1994.

.   Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. - М., 1996. - №1-С.9-11.

.   Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. - М., 1994. №5. - С.21-25.

.   Богуславский М.В. Слово о Вентцеле // Свободное воспитание. - М., 1992. - Вып.I. - С15-17.

.   Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - М., 1996. - №5. - С 72-80.

.   Венгер Л., Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: программа направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание. - М., 1992. - №9-10. - С28-31.

.   Вентцель К.Н. Цепи невидимого рабства. - М.: "Посредник", 1906.

.   Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. - М.: "Посредник", 1907.

.   Вентцель К.Н. Как создать свободную школу/Дом Свободного Ребенка/. Изд.2-е. - М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1908.

.   Вентцель К.Н. идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Свободное воспитание. - М., 1908-1909. - №8.

.   Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд.2-е. - М., 1915.

.   Вентцель К.Н. К вопросу о детском самоуправлении. - Воронеж: 1-я Сов. тип., 1921.

.   Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка. Изд.3-е. - М.; "Земля и фабрика", 1923.

.   Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов. /Сост.Л.Д. Филоненоко. - М., 1993.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. Т.4. Детская психология/под ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.

.   Закон Российской Федерации об образовании/от 10 июля 1992 г. // /Дошкольное воспитание. - М., 1993. - №1. - С.4-11.

.   Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986.

.   Кистяковская М.В., Горбунова-Посадова Е.Е. Первый опыт свободной трудовой школы "Дом Свободного Ребенка". Изд.2-е. - М., 1924.

.   Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. /Под ред.В.Г. Воронцовой. - Спб., 1994.

.   Королев Ф.Ф.К.Н. Вентцель - виднейший представитель теории свободного воспитания // Советская педагогика. - М., 1964. - №4. - С.73-90.

.   Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций/Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1996.

.   Мудрик А.В. Личностный подход в воспитании // Магистр. - М., 1991. - август.

.   Михайлова М.В., Богуславский Н.В.К.Н. Вентцель // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

.   Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. - М., 1990-№9. - С.41-47.

.   Пискунов А.И. Свободное воспитание. // Педагогическая энциклопедия. - М., 1966.

.   Репина Г.А. Гуманистические идеи воспитания в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля: Методические рекомендации. - Смоленск, 1996.

.   Репина Г.А.К.Н. Вентцель о педагогике свободы и ненасилия // Тенденции осуществления педагогического процесса в учебно-воспитательных комплексах в свете концепции непрерывного образования: Сборник научных статей. - Смоленск, 1996.

.   Репина Г.А. Теория воспитания Константина Вентцеля. Смоленск, 1999.

.   Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. - Екатеринбург, 1992. - 110 с.

.   Соловьев В.А., Богуславский М.В. Долгая дорога к Вентцелю // Магистр. - М., 1991. - ноябрь.

.   Стеклов М.Е. Русские педагоги. - М.: СКРИН, 1997. - С.160-198.

.   Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. - М., 1996. - №3-С.8-12.

.   Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. М., 1972.

.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.


Приложения

Приложение 1

АНКЕТА:

1 - считаете ли вы оправданным, строить учебную деятельность, руководствуясь принципами свободы, равенства, сотрудничества?

- Какой из этих принципов наиболее актуален на сегодняшний день?

- Современная педагогика все больше ориентируется на (продолжите предложение)

. - Считаете ли вы необходимым развивать ребенка и его способности с помощью развития познавательных процессов, самодеятельности и творчества детей?

- Как вы думаете, насколько важно вмешательство родителей в педагогический процесс:

А - 50 / 50 %

Б - 0 %

В - 100 %

- С позиции авторитаризма или гуманизма должно осуществляться воспитание ребенка? Почему? В чем преимущество выбранной вами позиции?

- Согласны ли вы с высказыванием В.А. Сухомлинского: "Только гуманностью, лаской и добротой можно воспитать настоящего человека"? Почему?

- Знакомы ли вы с именем К.Н. Вентцеля? С какими его идеями или трудами вы уже познакомились?

- Могли бы вы назвать Ж. - Ж. Руссо, М. Монтессори, Д.Н. Толстого, В. Шгейнера представителями гуманистической педагогики?

-"Космическая педагогика" в вашем понимании.- Какой из перечисленных педагогических стилей вам более близок:

А - авторитарный

Б - либеральный

В - демократический

Г - смешанный

- Согласны ли вы с высказыванием: "Каждый ребенок, какого бы он возраста ни был, есть определенная личность. Он имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил и дарований, т, е. право на воспитание и образование, сообразно его индивидуальности":

А - полностью согласен

Б - не совсем, надо подумать

В - не считаю правильным, не согласен

- Определите педагогический стиль по его характеристике: для данного стиля типично преобладание системы наказаний и принуждения, жесткой регламентации, педагог изначально готов подавлять, приказывать и т.д.?

- Гуманистическая педагогика - ЭТО.

 


Приложение 2

Конспект урока на тему: "Педагогические идеи К.Н. Вентцеля".

Цель: предоставить ученикам информацию об идеях К.Н. Вентцеля и проекте его образовательного учреждения.

Задачи:

1. Проверить уровень знаний учеников о теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля и гуманистической педагогике.

2. Развивать творческую активность учащихся. Упражнять детей в оценке знаний своих товарищей.

.   Осуществить эстетическое воспитание детей. Воспитывать положительное отношение к идеям гуманистическое педагогики.

Структура:

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Сообщение цели урока - 1 мин.

.   Комбинированный опрос - 1 мин.

.   Решение пед. ситуаций - 10 мин.

.   Изложение нового материала - 20 мин.

.   Закрепление полученного материала - 6 мин.

.   Окончание урока - 1 мин.

Тип урока: комбинированный

Литература:

1. Вентцель К.Н. "Дом Свободного Ребенка", М., "Земля и Фабрика", 1923 г., 3-е издание

2. Стеклов М.Е. "Русские Педагоги", М., "СКРИН", 1997 г., стр.160-198.

.   Мудрик А.В. "Личностный подход в воспитании", М., "Магистр", 1991 г.

.   Лихачев Б.Т. "Педагогика", курс лекций/учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, М., "Прометей", 1996 г.

.   Харламов И.Ф. "Теория нравственного воспитания" М., 1972 г.

Оборудование: доска, мел, наглядные пособия (портреты К.Н. Вентцеля), чистые листы бумаги.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим об одном великом человеке. Сегодня его имя в России известно лишь узкому кругу людей. Наша с вами цель - получить как можно больше знаний об этом человеке и его теории. Он - великий Российский педагог, сподвижник идеи свободного воспитания, создатель "Дома Свободного ребенка". Пока что, это понятия для вас не знакомы, но я уверен, что к концу урока вы узнаете для себя очень много нового об этом человеке и его идеях.

А пока что, давайте проверим ваши знания об изучаемом материале. Какое бы вы дали определение понятию "гуманистическая педагогика"? А слышали ли вы что-нибудь о "теории свободного воспитания"? Каких педагогов-гуманистов вы можете назвать? Кто такой К.Н. Вентцель?

Теперь нарисуйте мне, пожалуйста "Дом Свободного ребенка" таким, каким его представляете вы, а внизу вашего рисунка добавьте комментарий с вашими пожеланиями о том, что бы вы хотели видеть в этом доме.

Ход урока:

И так, кто же такой Константин Николаевич Вентцель? Этот человек принадлежит к той категории ученых, которые мало известны сегодня среди широкой общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что после революции 1917 года он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из активной педагогической деятельности. К.Н. Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в дворянской семье. Учился в Петербурге, Варшаве, Вильно. Закончил Петербургский технологический университет, затем учился в университете инженеров путей сообщения, который оставил через год. Увлекался музыкой, поэзией, философией. С 1884 года жил в Воронеже. Участвовал в кружке революционной молодежи. Был арестован и сослан в Боровск. Участвовал в забастовках 1905 года, но принимал революцию своеобразно, считал, что главное в ней - это освобождение свободной творческой личности и соблюдение интересов индивидуальности каждого человека. Большое влияние на взгляды Константина Николаевича оказали взгляды Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния. К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию юношей и девушек. Процессу создания "Дома Свободного ребенка" предшествовало теоретическое осмысление процесса воспитания. Там осуществлялись идеи свободного формирования личности маленького человека. Основные цели: во-первых, формировать у детей активное отношение к жизни, окружающей природе, к уяснению знаний; во-вторых, весь процесс образования обратить в самообразование; в-третьих, процесс воспитания должен стать процессом самовоспитания; в-четвертых, оказание педагогической помощи должно осуществляться на основе "собственной работы и на основании собственного личного опыта в формировании у ребенка нравственного идеала; в-пятых, создание свободного сообщества детей на основе самоуправления. "Дом Свободного ребенка" был открыт в 1906 году и действовал до 1909 года; его основные цели осуществлялись еще до 1917 года в кружке совместного воспитания и образования детей. После революции 1917 года К.Н. Вентцель пишет статьи и выступает с ними в различных частях России. Одна из главных его идей - нравственность в воспитании.

Теперь поговорим об основных положениях теории свободного воспитания. Основные идеи:

·   Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное его индивидуальности;

·   Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в коем случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства;

·   Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями;

·   Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет в разрез с его индивидуальностью;

·   Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали разные права других членов общества.

Взгляды К.Н. Вентцеля оказались не понятыми его современниками. Умер он в Доме ветеранов революции в Ивановской области 10 марта 1947 года, до конца своих дней оставаясь верным выбранным идеалам свободы и творчества.

Мы рассмотрели основные идеи и взгляды великого русского педагога К.Н. Вентцеля. А что вам больше всего понравилось? Как вы теперь относитесь к "теории свободного воспитания"? Возможно, у вас теперь есть свои варианты идеального образовательного учреждения?

На этом мы закончим наш урок. Благодарю вас за внимание. До свидания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...