Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи К.Н. Вентцеля в современной педагогической практике




 

С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии, гуманизма. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования. Принципы государственной политики в области образования впервые за многие годы, дали педагогам возможность самим моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.

Современная система отечественного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг.

Вместе с тем, появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, ставит перед воспитательно-образовательным учреждением достаточно ответственную задачу, - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

В связи с возрождением идеалов гуманистической педагогики, в настоящее время возникают концепции организации воспитательно-образовательного процесса, многие положения которых сущностно близки теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

Программа "Радуга".

Авторский коллектив - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института Общего Образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Доновой. Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Однако, этот период очень важен. От того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть развитие его способностей, нравственных качеств. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, а с другой, - необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст. Поэтому, перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

·   Создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

·   Обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психологического);

·   Способствовать всестороннему своевременному психическому развитию;

·   Формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;

·   Приобщать детей к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, морали и т.д.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, приводящих к постановке новых целей, позволяющих искать свои собственные пути решения.

Авторы программы стремятся достичь следующей цели: на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиваться ее решения и др. В связи с этим, решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом, формирование знаний, умений и навыков рассматривается, как одно из средств развития ребенка, а не как самоцель. Воспитание должно строится на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям ребенка.

Авторы программы придают огромное значение не словам, а реальной практике работы, - взаимоотношениям "взрослый-ребенок". Основное условие для развития ребенка - возможность общения со взрослым. Он для ребенка источник защиты и поддержки, проводник знаний, образцов поведения, оценок всех событий.

Авторы программы считают, что полноценное развитие и воспитание ребенка может осуществляться, если взрослые смогут создать необходимую атмосферу, микроклимат в общении с дошкольником. При этом, в любом возрасте необходимо:

·   Эмоциональное, теплое, ободряющее отношение педагога;

·   Признание достижений ребенка, поощрение его успехов;

·   Индивидуальность общения (педагог должен применять индивидуальный подход в общении к каждому своему воспитаннику);

·   Деловая поддержка воспитателя, т.е., его постоянная готовность поделиться с ребенком тем, что он сам знает и умеет;

·   Справедливость по отношению ко всем детям группы;

·   Уважение к личности ребенка, его интересам и вкусам.

"Руководство" предостерегает воспитателя от использования недопустимых методов и средств воспитания:

·   Обращения к детям в грубой или унизительной для них форме, использования кличек и прозвищ;

·   Применения физических наказаний;

·   Применения наказаний, высмеивающих ребенка, или унижающих его достоинство;

·   Совершение насилия над ребенком в отношении приема пищи, сна, занятий и т.п.

В работе по программе "Радуга" большое значение придается созданию традиций, которые позволяют сделать жизнь ребенка привлекательной и эмоционально-окрашенной, позволяют избавиться от накопившегося напряжения, успокоиться, дают ребенку возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получать необходимое для его эмоционального благополучия количество положительных эмоций.

Каждый день ребенка в воспитательно-образовательном учреждении - это день жизни, который может быть радостно прожит только тогда, когда удовлетворяются его ведущие потребности: самоутверждение, игра, познание, общение. Главный помощник в реализации этих потребностей - умный, тактичный, доброжелательный, творческий учитель.

Программа "Детство"

Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И. Герцена. Начиналась работа под руководством доктора педагогических наук, профессора В.И. Логиновой.

"Детство" - программа развития и воспитания детей в дошкольном учреждении создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. В основы программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в школьные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности его к дошкольному обучению. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими в процессе деятельности обусловливают возникновение и естественное формирование перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии - интеграция познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и прочие виды детской деятельности (предметной, трудовой, изобразительной, речевой, театральной, экспериментальной). Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию возрастного потенциала воспитанника.

В разделе "В игре развиваемся, познаем мир, общаемся" раскрывается значение игровой деятельности в жизни ребенка. Задача воспитателя - проникнуть в круг игровых интересов своих воспитанников и способствовать их объединению в общей игре, обогащению самостоятельного игрового опыта детей, создавать предпосылки для активной самостоятельной игровой деятельности, повышая тем самым влияние игры на развитие ребенка.

В таких разделах программы как "Ребенок и окружающие предметы", "Ребенок в мире людей и предметов", дети познают мир предметов, разновидности материалов, из которых они изготовлены, способов использования в собственной практической деятельности. Дети получают первоначальные представления сначала о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, о различных видах производительного и обслуживающего труда. Детьми осознается направленность труда на заботу о детях, близких людях, ценность любого труда. В процессе воспитания происходит овладение детьми трудовой деятельностью: от освоения азов, до позиции субъекта труда. Ребенок учится видеть необходимость повседневного труда, самостоятельно выполнять трудовые процессы (от постановки цели, до получения результата и уборки рабочего места, осуществляя самоконтроль). Большое место отводится задачам приобщения ребенка к искусству. Деятельность педагога должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, на использование интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

Основной принцип теории воспитания К.Н. Вентцеля следующая: создание условий для интенсификации развития внутренней свободы ребенка. Этот принцип нашел свое отражение во всех рассмотренных мной инновационных программах. Только учитывая этот принцип возможна действительная гуманизация педагогического процесса.

Программа: "Детский сад - дом радости".

Авторы: Н.М. Крьшова, кандидат педагогических наук, В.Т. Иванова, воспитатель-новатор.

Основная цель научно-методической системы "Дом радости" определяется авторами как содействие обогащению всестороннего развития неповторимой индивидуальности ребенка и его наставника. Содействие понимается авторами на основе анализа философских понятий как взаимодействие двух или более систем, которое обеспечивает сохранение друг друга. Имеется в виду взаимодействие систем: ребенок - педагог, родители - ребенок, педагог - родители. От взаимодействия этих систем зависит результат воспитания. Название программы "дом радости" объясняется просто: "Дом" - место, где ребенок живет максимально активно, где он удовлетворяет свои потребности в самоутверждении, игре, познании, общении, где каждого понимают, принимают его самобытность, любят, уважают его интересы. А общение со сверстниками и взрослыми, достижения в самостоятельной деятельности и игре приносят ребенку "радость" - эмоции, выражавшие ощущение большого душевного удовлетворения. дом, дарующий ребенку радость, приумножает его сил и способствует становлений личности.

Самобытность, неповторимость личности создается самим человеком, когда он выступает как субъект самостоятельно выполняемой деятельности. В основе программы лежит стремление сохранить возможность ребенку быть самостоятельным субъектом деятельности, приобретая неповторимый индивидуальный стиль ее выполнения. Время жизни в детском саду, по замыслу авторов, должно быть насыщено разнообразными и результативными видами деятельности. В программе {раскрываются условия и методические приемы такой организации, при которой ребенок непрерывно и разнообразно занят, и при этом ощущает себя свободным от внешнего воздействия, выполняет те, что для него значимо и интересно.

Овладение деятельностью включает в себя три взаимосвязанных признака: инициативу, независимость, ответственность. Человек создает свою индивидуальность тогда, когда он может осуществлять деятельность по своей инициативе и представлять себе ее последствия. Так как развитие индивидуальности, в мысли авторов программы, определяется самостоятельным выполнением деятельности, следовательно, ребенок должен овладеть самостоятельной деятельностью, ребенку открываются картина мира со всеми его противоречиями. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают развитие самосознания дошкольника. Особое внимание должно быть направлено на обогащение и развитие игры, труда, дознания и общения. Это означает, что каждая минута жизни ребенка в "Детском саду - доме радости" должна воспитывать индивидуальность.

Ведущим средством и формой воспитания определяется любой вид деятельности, который ребенок может выполнить относительно независимо от взрослого самостоятельно:

сам определяет замысел, цель, мотив деятельности;

самвыбирает предмет, то, что нуждается в преобразовании, изменении;

в соответствии с особенностями материала отбирает средства, орудия, инструменты деятельности;

сам совершает: систему действий, достигая результата;

сам оценивает результат, продукт деятельности, и дает самостоятельную оценку себе как субъекту деятельности;

определяет на основе самосознания, самопознания и самоотношения задачи самовоспитания и самообразования.

Воспитание обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение, познание, общение, игра.

Обучение строится как инновационное, интегрирующее эмоциональную, познавательную и волевую стороны учебной деятельности, предполагает индивидуальное обучение каждого воспитанника в утреннее, дневное, вечернее время де тех пор, пока ребенок не освоит предложенное учебное задание и сможет выполнить его самостоятельно. Самовоспитание и самообразование осуществляются через создание условий для самоорганизации ребенком той деятельности, которую он освоил самостоятельно и творчески.

Ведущей формой самовоспитания авторы считают игру, которая занимает центральное место в жизни детского сада - дома радости, так как имение в процессе игры формируется самосознание личности. Игровая деятельность позволяет с одной стороны, раскрыться индивидуальности ребенка, а с другой - формировать навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме. Авторы придерживаются точки зрения, что игра выполняет свои развившие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью детей. Только в этом случае реализуется специфическое воздействие игры на развитие ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений, развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия.

Огромнее значение авторы программы уделяют личности воспитателя, его профессиональным и личностным качествам.0ни считают, что воспитатель, работая в группе, должен узнать каждого воспитанника, находить время поговорить и выслушать каждого ребенка. Детям нужны минутки общения, чтобы воспитатели были с ними собеседниками, разговаривали, выслушивали, а не поучали. Стиль общения воспитателя в группе, - интерес к собеседнику, - ребенку, для которого у воспитателя должна быть своя интонация, свое содержание разговора. Взрослый и ребенок - равноправные партнеры, интересные друг другу.

Авторы программы постоянно подчеркивают мысль и реализуют ее в сценариях работы воспитания: "Никого ничему научить нельзя! Можно только научиться!"Но ни в одном виде деятельности, ни один ребенок не похож на другого, т.к. каждый - индивидуальность. Наиболее благоприятным условием проявления каждой индивидуальности как личности становится коллектив.

Рассмотрев и проанализировав ключевые положения современнику инновационных программ на примере программ: "Детский сад - дом радости", "Детство", "Радуга" можно отметить, что теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля нашла свое отражение в принципах построения этих программ. Цель теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля следующая: создание условий для интенсификации развития внутренней свободы ребенком. Вытекающие их этой цели положения:

о сотворчестве детей, педагогов и родителей в создании и управлении образовательным учреждением;

целостном личностном развитии ребенка;

независимости образовательного учреждения от случайных влияний;

самовоспитании, самообразовании и самореализации ребенка, можно охарактеризовать как задачи свободного детского сада в современных условиях.

Сущность гуманистической направленности, определенная психолого-педагогическим положением К.Н. Вентцеля о детстве, как самостоятельном самоценном периоде человеческой жизни, которую ребенок должен прожить во всей радости и полноте стремлений, нашли отражение в организации жизнедеятельности детских садов, работающих по современным программам "Детский сад-дом радости", "Детство", "Радуга". В этих программах отмечается, что в отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.

Важно также обратить внимание на положение К.Н. Вентцеля о роли воспитателя как помощника ребенка, создающего соответствующую атмосферу для реализации метода "освобождения творческих сил в ребенке". Авторы современных инновационных программ считают, что дошкольник, который проводит в детском саду как минимум 7-8 часов каждый день, практически полностью зависит от воспитателя, его настроения, его отношений с детьми. Воспитатель в этом смысле несет большую ответственность. Он не только развивает, обучает ребенка, но и создает ему эмоциональный комфорт. Причем положительный эмоциональный фон может создаваться не только впрямую, посредством организации жизни ребенка в детском саду, но и косвенной работой с родителями, которая является важной частью педагогической работы. Так от участия родителей в жизни детского сада, не пассивного, а активного: обсуждение насущных вопросов, помощь в организации работы детского сада, работы совета педагогов, материальная помощь в приобретении необходимого, зависит слаженность жизни детского сада и создания благоприятных условий для всестороннего развития ребенка.

Не случайно, в принципы построения инновационных программ "Детский сад-дом радости". "Детство" и "Радуга", как и в теорию свободного воспитания и создания идеального детского сада, положен принцип ненасилия, творческой личности и соблюдения интересов индивидуальности каждого человека.

Важно, чтобы дети чувствовали себя в детском саду свободно и раскованно, не боялись воспитателя, могли, в любое время обратиться к нему за помощью и советом, не опасаясь негативной реакции или отрицательной оценки взрослого. В связи с этим, - подчеркивают авторы программ, - возникает необходимость овладения воспитателями такими формами взаимодействия с ребенком, при которых порядок в группе достигался бы не дисциплинарными методами, не системой специальных мероприятий, а общей организацией жизни группы, насыщением ее эмоционально-привлекательной деятельностью, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям между детьми. Воспитателям рекомендуется налаживать доверительное отношение с детьми, учитывать индивидуальность ребенка, его точку зрения, чувства, эмоциональное состояние, - это необходимое условие не только для успешного проведения развивавших занятий, но и для развития личности ребенка. Это возможно, если позиции взрослых и детей варьируются, что обеспечивается планировкой помещения, специальным подбором и размещением мебели, расположением игрушечных пособий, предметов декоративного украшения, цветовым и световым дизайном, обеспечением условий для активности или уединения. Подчеркиваются возможности ребенка и взрослого становиться творцами своего предметного окружения. Интерьер может сочетать многофункциональные, легко трансформируемые элементы и общую смысловую ценность.

Можно провести параллель с "Домом свободного ребенка", организованным К.Н. Вентцелем, где были созданы реальные условия для развития сознательной творческой деятельности детей, для их активного соприкосновения с жизнью, природой и людьми. К.Н. Вентцель глубоко осознавал и пропагандировал мысль о том, что в жизни ребенка игра занимает такое же серьезное место, как труд в жизни взрослого, поэтому в идеальном детском саду игра являлась поприщем свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни, одной из форм упражнения творческих способностей ребенка. Эта идея нашла свое отражение и заняла важное место в современных инновационных программах "Детский сад - дом радости", "Детство", "Радуга". В рекомендациях к этим программам сказано: нужно создать такие условия для игровой деятельности, чтобы дети стремились в детский сад, ждали встречи со своим игровым уголком, с товарищами по игре. Необходимо предоставить им право свободно пользоваться любым игровым оборудованием,не выносить ребенку порицание за разобранную игрушку, разрешить детям приносить в группу свои любимые игрушки и не расставаться с ними весь день, даже на время еды и сна. Это чрезвычайно важный момент в обеспечении их психологического комфорта в детском саду, так как игрушка является близким, понимающим его существом, частью родного дома. Необходимо с помощью игры увлечь ребенка, используя ее в качестве эффективного средства для установления дружеских и доброжелательных отношений между детьми и воспитателями. Можно сделать вывод, что только учитывая все эти положения и принципы возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду. Актуальные на современном этапе развитие педагогической науки гуманистические идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности возможно более широкого развития индивидуальных качеств каждого конкретного человека выдвигались видным русским педагогом К.Н. Вентцелем еще в конце прошлого века.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...