Сравнительный анализ моделей образовательных учреждений приверженцев свободного воспитания
Рассмотрим ряд теоретических концепций видных ученых и педагогов-приверженцев свободного воспитания, сравнивая их с моделью "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля. Интересное видение системы "естественного воспитания" было присуще Жан-Жаку Руссо, - французскому просветителю, гуманисту и демократу, защитнику и теоретику "естественных прав человека" на свободу, равенство, братство. Он верил в могучую силу воспитания в целях усовершенствования общества и формирования человека-гуманиста. Исторической заслугой Руссо в области педагогики является созданная им теория "естественного свободного воспитания", основанного на уважении к ребенку, на удовлетворении его запросов и интересов, спонтанно возникающих в процессе естественного природосообразного развития конкретной детской личности. Провозглашая свободу первым из "естественных прав" человека, он выступал против принуждения как метода воспитания и обучения. Роль педагога, утверждал Ж.Ж. Руссо, должна заключаться в содействии максимальному саморазвитию детских сил и индивидуальных способностей, в организации воспитывающей и обучающей среды, важнейшим компонентом которой он считал природу. Ему принадлежат первые разработки обучения и воспитания детей на природе.Ж. Ж. Руссо создал концепцию, выразившую новые образовательные тенденции и устремления. Исходя из теории Ж.Ж. Руссо, можно выделить следующие характерные черты воспитательно-образовательного учреждения: · Протест против стандартизации образования; · Возрастная обусловленность педагогических воздействий; · Требование активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребенка;
· Призыв к родителям и воспитателям сделать активным воспитание своих детей, насытить его серьезным трудовым содержанием; Содержательного сходства концепции Ж.Ж. Руссо с моделью "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля не заметить достаточно сложно: это и сходства в ряде принципов воспитания (свобода, ценностное равенство педагога и ребенка, продуктивность естественных последствий), и в направленности методов воспитания (активность, самостоятельность, эвристичность). Наличие сходство естественно, так как К.Н. Вентцель в своем творчестве опирался на теорию Ж.Ж. Руссо. Однако, достаточно просто будет заметить и разницу: концепция К.Н. Вентцеля более системна (идеи педагогической общины, культуротворчества, комплексности, космического воспитания), а так же имеет практическое подтверждение продуктивности ряда своих черт. Не менее интересны для нас теоретические и практические идеи о воспитании и образовании М. Монтессори. Мария Монтессори - прогрессивный итальянский педагог, врач и дефектолог, теоретик и практик "свободного воспитания", организатор дошкольных и начальных учебно-воспитательных заведений и спецшкол для умственно-отсталых детей. Активно поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к его личности, провозглашала и разрабатывала теорию самообучения и самовоспитания. Под воспитанием понимала "активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке". Заслуга этой великой женщины заключается в том, что для реализации своей системы она создала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "Дома Ребенка". Ее система, как теория К.Н. Вентцеля, строилась на идеях свободного воспитания, недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения к личности воспитанников. Главными целями воспитания, по мнению М. Монтессори, было создание таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогают выявить его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.
С точки зрения М. Монтессори, главное назначение "Дома Ребенка" - это безвозмездное предоставление детям тех родителей, которые вынуждены идти на работу, личного попечения. Здесь особое внимание обращается на воспитание, гигиену, на физическое и нравственное развитие путем упражнений, пригодных в их возрасте. Руководства воспитателя осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог. Главным в занятии считается упражнение "активности", а задача приобретения знаний является попутной. М. Монтессори разработала метод развития органов чувств, поэтому основой обучения считала сенсорное воспитания, которое осуществляется с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Она применяла метод индивидуального изучения детьми грамматики, родного языка, музыки и т.д. Занималась вопросами воспитания детей с раннего возраста до трех лет. Таким образом, следует отметить, что М. Монтессори внесла большой вклад в разработку идей свободного воспитания. Тем не менее, содержательная сторона ее взглядов на образовательное учреждение, по сравнению с моделью "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля, достаточно велика: принцип автодидактизма, положенный в основу деятельности ее "Дома Ребенка" снижает гуманистическую направленность свободного воспитания, возводя "тонкое насилие" в ряд педагогических закономерностей. Неприемлема для модели "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля, с ее идеей о важности религиозного творчества, религиозная догматичность концепции М. Монтессори. Сторонница теории свободного воспитания, представительница течения "Новая школа" Э. Кей, - шведская писательница, - в XX веке завоевала известность работами о воспитании: "Век ребенка", "На пороге жизни" "Мать и дитя" и др. В основу педагогического процесса Э. Кей ложится личный опыт ребенка, его интересы и самостоятельность. Острой критике подвергается старая школа воспитания и ее методы. Выдвигается призыв к уважению ребенка и его интересов. Э. Кей писала, что "воспитывать ребенка, - это значит бережно нести его душу в своих руках, это значит направлять его стопы на узкую тропу. Это значит никогда не доводить себя до опасности, чтобы нас встретил холодный взор ребенка, без слов осуждающий несостоятельного и ненужного воспитателя; это значит смиренно признать, что несравненно легче нанести ребенку вред, чем принести ему пользу". По ее мнению, цель образования заключается в формировании человека с новыми мыслями и поступками. Формируя главный принцип свободного воспитания, Э. Кей говорила, что педагог должен "спокойно предоставлять природе свободу помогать самой себе и не ускорять эту помощь, а только следить, чтобы окружающие обстоятельства и обстановка поддержали работу природы…" В отличие от К.Н. Вентцеля, педагогические взгляды Э. Кей во многом проникнуты мистицизмом и излишним индивидуализмом.
Американский педагог и психолог, философ-идеалист Джон Дьюи строил свою теорию воспитания как систему, имеющую цель формирования личностей, наилучшим образом приспособленных к жизни и практической деятельности в условиях буржуазной системы "свободного предпринимательства". Он подверг критике господствующую в США школу за ее оторванность от жизни, практики; он предложил реформу всей школьной системы, требуя изменить предмет и методы обучения. Исходя из того, что люди лучше всего знают то, что они сами делают, он предлагал обучение путем "Делания", - извлечения знаний из практической самодеятельности и из личного опыта ребенка. Джон Дьюи утверждал, что школа должна строиться на демократии, сотрудничестве, взаимопомощи, гуманизме, на общении в ходе совместно значимой деятельности, учитывающей интересы конкретного ученика. Дж. Дьюи утверждал, что ребенок должен быть центральной фигурой процесса воспитания и образования; он - "солнце", вокруг которого вращается весь педагогический процесс и, задача педагога, - выявить и удовлетворить его интересы, изучить и помочь развить его способности. Так же, как и сторонники "свободного воспитания", он призывал строить обучение, исходя из личностных интересов ребенка, утверждал ведущую роль трудового начала в организации воспитания и образования детей. В ней исключается всякое постоянство программ с последующей системой изучаемых предметов, отбираются только те знания, которые найдут применение в жизненном опыте учащегося. Целью новой демократической школы выступает подготовка практиков, умеющих приспосабливаться к различным ситуациям, делать карьеру в обществе.
Джон Дьюи стремился привести в педагогическое сознание гуманные идеи: вместо учения через тексты и учителя, - учение с опорой на собственный опыт, вместо тренировки отдельных умений, - их развитие в результате достижения других, более высоких и имеющих для учащихся жизненное значение целей, вместо статичных целей и учебных материалов - знакомство учащихся с непрерывно развивающимся миром и жизнью в нем. Общность взглядов Дж. Дьюи и К.Н. Вентцеля несомненно прослеживается в отстаивании принципов свободы, независимости, самостоятельности ребенка, признании самоценности его интересов; в описании методов обучения и воспитания. Известное высказывание Джона Дьюи, что ребенок это солнце, вокруг которого вращаются все средства воспитания, является смысловым аналогом положения К.Н. Вентцеля о многообразии воспитания. Для воплощения идеи взаимосвязи семейного и школьного воспитания, Дж. Дьюи организовал "Ассоциацию родителей и учителей", а К.Н. Вентцель - "Кружок воспитания и образования". Тем не менее, разница в их концепциях огромна: воспитание свободной творческой личности у К.Н. Вентцеля и социально-адаптированного прагматика у Джона Дьюи. Таким образом, в ходе рассмотрения ряда теоретических концепций видных ученых и педагогов-приверженцев свободного воспитания, сравнивая их с моделью "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля, можно сделать вывод, что предложенная ученым модель отличается большей целостностью и логической связанностью и на сегодняшний день смотрится наиболее перспективно для ее практической реализации. В ней четко прослеживается идея свободы, реализация которой осуществляется на базе основных положений: гармоническое развитие личности ребенка через расширение ее индивидуальной значимости, выделение активного творческого начала в человеке как необходимого условия свободного обнаружения индивидуальности, отношение к детям, как к самостоятельным искателям высших духовных ценностей жизни, уважение прав ребенка (указанных, например, в Конвенции о правах ребенка К.Н. Вентцеля, 1918 г.).
Согласно идеям К.Н. Вентцеля, свобода имеет три первоосновы: гармоническое равновесие личности, отсутствие ограничений и насилия, возможность проявить себя. Она не единообразна, а множественна. Поэтому система свободного воспитания в "Доме Свободного Ребенка" предполагает множественность систем воспитания: сколько существует детей, столько существует и систем воспитания. В ней заключается физическая, эмоциональная, интеллектуальная и духовная жизнь индивида. Крайне важно помочь воспитаннику найти "изюминку" собственной индивидуальности, освободить ее дремлющие силы, дать простор для их развития. Такая ставка на свободу является оправданной для современного уровня развития педагогики. Еще одним существенным отличием "Дома Свободного Ребенка" от других систем воспитания является ее глобальность, ориентированность на общность воспитанника с "Творческим космосом". Именно К.Н. Вентцель одним из первых заговорил о воспитании ребенка в качестве члена космоса, гражданина планеты, способного уберечь ее и человечество от самоунижения. При этом, необходимо подчеркнуть, что идея космического воспитания тесно переплетается с идеями освобождения человека от духовного закрепощения, что особенно ярко выражается в планировании создания "Дома Свободного Ребенка", как педагогической общины, ориентированной на осуществление единения личности с обществом и природой, гармонии между земным и космическим. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что взгляды К.Н. Вентцеля на идеальное воспитательно-образовательное учреждение должны изучаться и использоваться прежде всего в профессиональной подготовке педагогов нового времени, педагогов XXI века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|