Гидро- и пневмотранспорт зернистых материалов
Гидро- и пневмотранспорт – транспортировка зернистых материалов потоками жидкости или газов по трубопроводам. Этот метод транспорта широко применяется в промышленности. Основное достоинство гидро- Оба вида транспорта могут осуществляться в горизонтальных Доля твердых частиц в потоке может быть выражена по-разному – массовая (весовая) или объемная концентрация: (3.37) Здесь и – масса и объем твердых частиц соответственно; M Рассмотрим вертикальный трубопровод. При гидро- (3.38) Для устойчивой работы вертикального транспорта предлагается для пневмотранспорта , для гидротранспорта . Согласно формуле (3.25) гидротранспорт требует значительно меньших скоростей несущего потока, чем пневмотранспорт, поскольку скорость витания в газе твердой частицы гораздо больше соответствующей скорости в жидкости. На рис. 3.6 представлена схема вертикального пневмотранспорта.
На стабилизированном участке концентрация зернистого материала в потоке уже постоянная. Рис. 3.6. Вертикальный пневмотранспорт Перепад давления в вертикальном гидро- и пневмотранспорте определяется по формуле: (3.39) Здесь – статическое давление, создаваемое столбом двухфазной системы; – гидравлическое сопротивление несущей среды; Потеря давления на стабилизированном участке состоит из (3.40) где K – эмпирический коэффициент, K =1÷5; – для зернистых материалов, – для порошкообразных материалов, – для волокнистых материалов (хлопок, шерсть). Горизонтальный трубопровод. При движении двухфазной системы в горизонтальных трубопроводах под действием силы тяжести возможно осаждение твердых частиц на дно трубопровода. Во избежание этого скорость потока должна быть достаточно большой. Её можно оценить, зная массу частицы m. Чтобы поддержать частицу во взвешенном состоянии, ей должна быть сообщена несущей средой мощность , равная: (3.41) где – скорость осаждения частицы. Эта мощность передается от несущей среды к твердым частицам турбулентными пульсациями. Мощность потока несущей среды можно определить по формуле: (3.42) где V – объемный расход несущей среды,D p – потеря давления несущей среды, D – диаметр трубопровода, – средняя скорость несущей среды. Согласно изложенному: (3.43) где k – коэффициент пропорциональности, определяемый экспериментально: k = 3 · 10–3÷0,25. По уравнениям (3.42) и (3.43) можно определить необходимую скорость несущего потока . Не проводя экспериментов, ориентировочно оценим значение . При движении частиц в горизонтальном трубопроводе на частицу действуют сила тяжести и подъемная архимедова сила а также сила сопротивления среды.
(3.44) где x – коэффициент сопротивления. Для оценки применяют Поперечную составляющую пульсационной скорости в трубе можно принять равной ( – осредненная скорость турбулентного потока жидкости в трубе). Необходимо отметить, что если частица окажется внизу в пределах ламинарного подслоя, а толщина ламинарного подслоя и размер частиц одного порядка, то на частицу будет действовать подъемная сила согласно уравнению Бернулли: (3.45) Здесь – коэффициент сопротивления частицы. По опытным данным установлено, что коэффициент сопротивления составляет около 25 % коэффициента лобового сопротивления свободного осаждения (рис. 3.7). Рис. 3.7. Схема сил, влияющих на твердую частицу Для обеспечения гидротранспорта по горизонтальной трубе должно соблюдаться условие: (3.46) Исходя из соотношения (3.46), можно ориентировочно оценить необходимую скорость транспортирующей (несущей) среды: (3.47) Как известно, для турбулентного потока Скорость потока, при которой не происходит осаждение твердых частиц на дно трубопровода, называется критической. Экономически более выгодна организация гидро- Потеря давления в горизонтальном гидро- и пневмопроводе слагается из потерь давления несущей среды D p и потери давления, обусловленной движением твердых частиц : (3.48) Здесь l – коэффициент гидравлического трения, lт – коэффициент сопротивления твердых частиц (определяется экспериментально), D – диаметр трубопровода.
Приведенный анализ справедлив для мелкозернистых материалов. Транспортирование кусковых материалов характеризуется тем, что они перемещаются в пристеночной области потока или по дну трубопровода. В этом случае и частица силой прижимается ко дну. Если сила трения будет меньше силы лобового сопротивления, то частица будет двигаться по дну трубопровода. Если сила трения больше силы лобового сопротивления, то произойдет заиление трубопровода, частица останется лежать на дне. При заилении трубопровода живое сечение потока уменьшается, Однако при заилении возникает неустойчивый режим работы, что может привести к срыву процесса транспортирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|