Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и метод экономической теории




Экономическая теория

ГЛАВА I. Введение в экономическую теорию

1.1. Предмет и метод экономической теории

1.2. Экономические системы: типы и модели

1.3. Отношения собственности в рыночной системе

1.4. Возникновение и становление рыночной экономики

1.5. Механизм функционирования рыночной экономики

 

ГЛАВА II. Микроэкономика

2.1. Микроэкономика и методы микроэкономического анализа

2.2. Спрос и предложение на микроуровне

2.3. Предпринимательство в рыночной экономике

2.4. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция и монополия

2.5. Теория поведения потребителя

2.6. Теория факторов и издержек производства. Прибыль

2.7. Рынки факторов производства

2.8. Воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов фирмы

 

Глава III. Макроэкономика

3.1. Макроэкономика и особенности методов ее исследования

3.2. Национальная экономика как макроэкономика в рамках отдельной страны

3.3. Социально-экономические аспекты макроэкономической нестабильности

3.4. Денежное обращение и банковская система

3.5. Финансы и финансовая система. Налогообложение

 

ГЛАВА I. Введение в экономическую теорию

Предмет и метод экономической теории

Экономика выступает особой сферой жизнедеятельности людей. В настоящее время термин «экономика» употребляется во многих смыслах:

1. Экономика как исторически конкретная совокупность общественных отношений, возникающих между людьми в связи с их участием в хозяйственной деятельности. Здесь под экономикой фактически понимаются экономические, или социально-экономические, производственные отношения. Система данных отношений составляет основу всех других отношений в обществе. Специфика производственных отношений обусловливает принципиальные особенности, присущие не только созданию продукта, его распределению и использованию, но и особенности форм хозяйствования применительно к каждой форме собственности. Этим определяются различия экономики в условиях различных общественно-экономических устройств. Соответственно различают традиционную, командную, рыночную экономику.

2. Экономика— это народное хозяйство той или иной страны, региона и т.д. Здесь на первый план выступают не отношения между людьми в производственном процессе, а результаты этого процесса. Народное хозяйство развивается в системе общественного разделения труда. Соответственно, имеются две тенденции— к выделению новых отраслей и к интеграции ранее сложившихся. Потом, Экономика той или иной страны представляет собой экономику отдельных отраслей (промышленности, сельского хозяйства и т.д.); экономику межотраслевых комплексов; экономику сфер народного хозяйства (экономику непроизводственной сферы, военную экономику и т.д.). Различают также экономику отдельных видов деятельности, производств (например, в сельском хозяйстве экономику растениеводства и животноводства). Выделяется также экономика домашнего хозяйства. С усилением международных экономических связей, интернационализацией хозяйственной жизни экономика охватывает и эту сферу жизни общества.

3. Экономика— это отрасль знаний, сложная система экономических наук,которая занимается изучением объективных закономерностей экономического состояния и развития общества, а так же выработкой практических рекомендаций в различных сферах человеческой деятельности.

Надо сказать,что Экономическая жизнь общества сложна и противоречива. И именно экономическая наука призвана помочь понять, как функционирует реальная экономика, способствовать выбору таких политических решений и действий, которые позволяют ориентировать развитие общества в нужном направлении. Сама экономическая наука представлена в виде соответствующей структуры, поэтому можно говорить о системе экономических наук. Основу этой системы образует ее теоретическая часть— экономическая теория.

В системе экономических наук выделяются общие (общеэкономические) и конкретные. К общим наукам относят экономическую теорию, историю экономических учений и др. Конкретные экономические науки изучают определенные сферы хозяйственной жизни общества. Они классифицируются по межотраслевому (функциональному) признаку— финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование, экономика труда и др.; отраслевому— экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.; территориальному (региональному, страноведческому) признаку— экономика отдельных стран, регионов и т.п.

Итак, подчеркнем, если экономическая теория исследует основы хозяйственной жизни общества и общие принципы экономики, то в конкретных экономических науках изучается реализация этих основ и принципов в тех или иных сферах хозяйственной жизни общества. В многоуровневой системе экономических наук экономическая теория представляет собой общетеоретическую и методологическую основу этой системы. В то же время экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, без которых полученные теоретические выводы могут оказаться ошибочными.

Предмет экономической теории как науки определился не сразу. Экономическая наука длительное время, начиная со времен меркантилистов, по своему названию оставалась наукой о богатстве. Затем в период становления капитализма, в начале XVII в., экономическая наука превращается в науку об исследованиях отношений производства, причин антагонистического характера распределения продукта, существенных социально-экономических противоречий общества. Она получает название политическая экономия.

В наиболее развернутом виде разработали политическую экономию марксисты. В их понимании, политэкономия— это наука, изучающая законы функционирования и развития экономических отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества. В центре внимания этой науки находятся отношения собственности.

Многие современные экономисты, в отличие от марксистов, в основном не связывают предмет экономической теории с экономическими отношениями. Сегодня Экономическая теория использует различные наименования для обозначения своего предмета. На Западе применительно к учебным дисциплинам— это, прежде всего, «экономикс», дающей систематическое изложение теории эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов. В этом смысле экономическая теория изучает поведение людей, советует им, как поступать в условиях выбора, сопоставляя цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей. Распространено название учебников по наименованиям разделов науки— «Микроэкономика», «Макроэкономика» и т.д.

В настоящее время можно дать комплексное определение предмета экономической теории— это общественная наука, изучающая совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ по поводу рационального и эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Причем «ограниченность ресурсов» трактуется не просто в физическом смысле, а прежде всего как невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью.

По уровню изучаемых проблем в экономической теории выделяют: микроэкономику— поведение отдельных экономических субъектов (фирма, объединение и т.п.). Ее выводы адресованы бизнесмену; макроэкономику — поведение, функционирование национальной системы в целом. Ее объектами выступают доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т.п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т.д. Можно также выделить мезоэкономику— поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства и суперэкономику— поведение мировой экономики в целом.

По характеру использования результатов исследования различают нормативную и позитивную экономическую теорию. Нормативная экономическая теория призвана не только объяснить экономические явления и события, но, прежде всего, способствовать выработке экономической политики, необходимого образа действий, принятию рациональных решений. Нормативная экономическая теория должна давать конкретные рекомендации правительству, руководителям предприятий, фирм, как необходимо действовать в складывающейся экономической ситуации. Позитивная экономическая теория изучает факты и зависимости между ними.

По задачам исследования выделяют:

– классическую школу;

– марксистскую политэкономию;

– маржинализм;

– кейнсианство;

– монетаризм;

– институционализм.

Классическая школа существовала со второй половины XVII в. до конца XIX в. В ее развитии выделяются два этапа. Первый этап (вторая половина XVII в.— конец XVIII в.)— этап зарождения классической политэкономии. Ее представители— физиократы. Их заслуга— в отказе от трактовки меркантилистами сферы обращения как основного источника богатства. Они создали теорию примата земледелия как основы жизни общества. Второй этап (конец XVII— середина XIX в.)— период господства классической политэкономии. Подлинное становление системы экономической теории связано с А. Смитом и Д. Риккардо. А. Смит разработал законы свободного рыночного хозяйства, теорию экономического либерализма, принцип «невидимой руки», заложил основы трудовой теории стоимости. Д. Риккардо выступил одним из создателей социально-экономического направления политической экономии. Представители классической политэкономии в качестве предмета исследования выдвинули всю сферу производства (без приоритета отдельных отраслей) как главную, первичную сферу экономики. Богатством народа стал считаться продукт как непосредственный результат производства.

Марксистская политическая экономия (середина XIX в.— конец XIXв.)

К.Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, с одной стороны, подвели итоги, систематизировали классическую политэкономию. С другой стороны, создали новое направление экономической науки. К.Маркс разработал систему социально-экономической теории, в которой экономика исследовалась через развитие отношений собственности. Тем самым предмет экономической теории стал рассматриваться как наука о системе производственных социально-экономических отношений. К.Маркс, опираясь на теорию трудовой стоимости, в центр внимания выдвинул вопрос об эксплуатации в капиталистическом обществе наемных рабочих капиталистами.

Маржинализм (последняя треть XIX в.).

Первый этап данного направления экономической теории охватывает начало 70- середину 80-х гг. XIX в. Основные теоретики— К. Менгер, У. Джевонс и Л. Вальрас. Они заменили саму теорию стоимости. В их представлении, стоимость товара определялась не затратами на его производство, а предельной полезностью. Предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага, удовлетворяющая наименее важную нужду.Исходя из этого, изменился предмет изучения. Прежде первичной сферой экономики считалось производство (предложение), теперь же такой сферой стало потребление (спрос). Исследование предельных (маржинальных) величин— основная отличительная особенность маржинализма. Маржиналисты пытались исследовать «чистую» экономику вне социальных форм.

Неоклассики. Идеи маржиналистов впоследствии (вторая половина 80-х конец 90-х гг. XIX в.) развили А. Маршалл, Д.Кларк, В. Парето. В их трактовке исчезла исходная категория «стоимость», осталась только цена, зависящая в одинаковой степени, как от спроса (определяемого предельной полезностью товара), так и от предложения (определяемого предельными издержками).

В качестве предмета исследования неоклассики выдвинули экономику как равновесную систему с ограниченным количеством трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, теория неоклассиков— теория рационального использования ограниченных ресурсов. Ее предмет— анализ функционирования экономических отношений на микро— и макроуровне.

Кейнсианство. Основатель данного направления Дж.М. Кейнс создал макроэкономическую теорию рационального использования ограниченных ресурсов, выработал основу для современной экономической политики государства, доказал, что капитализм утратил механизм спонтанной саморегуляции и поэтому не в силах развиваться без целенаправленного государственного вмешательства.

Монетаризм. Новое направление современной экономической мысли, возникшее на Западе в 50-е гг. XX в. как антипод теории Кейнса. Монетаризм— это теория управления в рыночной экономике на макроуровне с помощью регулирования денежной массы. Монетаристы обосновывают, что главным механизмом функционирования экономики являются рынок и свободное предпринимательство, а вмешательство государства в экономику ограничено лишь денежной сферой. Основатель монетаризм— М. Фридман.

Институционализм. Как научное течение институционализм возник на рубеже XIX— XX вв. Его предмет— исследование экономической системы через взаимосвязь экономических, правовых, политических, социальных институтов. Представители данного направления в экономической теории— Т. Веблен, Дж.Коммонс, У. Митчелл, Дж.Гэлбрейт, Ф. Перру, Г.Мюрдаль и др.Одно из ключевых понятий институционализма— трансакционные издержки. Трансакционные издержки — издержки, прямо не связанные с производством, а лишь связанные с обменом и защитой правомочий. В узком смысле слова,— это издержки на совершение сделки. В широком смысле слова, под трансакционными издержками понимается любое использование ресурсов, необходимое для достижения и соблюдения договоренностей: затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятие решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта.

Учет трансакционных издержек— важнейшее условие принятия рациональных экономических решений.

Экономическая теория все активнее проникает в смежные области. Новые научные направления возникли на стыках экономики и социологии, экономики и политологии, экономики и права.

Функции экономической теории:

познавательная — изучение сущности экономических явлений, процессов;

теоретико-методологическая — выявление общих принципов поведения экономических субъектов и применение этих принципов при изучении проблем другими экономическими дисциплинами;

мировоззренческая — экономическая теория формирует экономическое мировоззрение, мышление, помогает понимать место и роль человека в экономической жизни общества;

практическая — экономическая теория способствует познанию экономической действительности, выявляет способы использования экономических законов, реализуется в экономической политике правительства;

прогностическая (предсказательная)— предполагает разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Если предмет науки раскрывает что познается, т о метод — как познается. Метод экономики— совокупность способов, приемов познания экономических процессов и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов. Выделяют три основных метода экономической теории: метод системного подхода, метод материалистической диалектики, метод моделирования.

С помощью первого метода экономика рассматривается как целостная система, имеющая сложную структуру.

С помощью метода материалистической диалектики экономическая жизнь общества рассматривается через призму объективных внутренних противоречий. Основными приемами познания данного метода являются:

От «абстрактного» к «конкретному». В процессе познания экономических процессов сначала происходит мысленное отвлечение от несущественных сторон, абстрагирование от второстепенного, случайного. Затем это «абстрактное» знание превращается в «конкретное», выявляется совокупность данных конкретных обстоятельств.

Принцип единства «исторического» и «логического». В экономике историческое раскрывает процесс зарождения, становления и развития, сцепляющих друг друга способов производства, возникновения и развития соответствующих экономических категорий. Логическое— тоже историческое, но освобожденное от случайностей обобщения, итог исторического развития.

Анализ и синтез. Посредством анализа экономика разлагает экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина об экономическом процессе.

Индукция и дедукция. Индукция- опытное изучение явлений, в ходе которых совершается переход от отдельных фактов к общим выводам. получение частных выводов на основе общих положений.

Метод моделирования, или иначе экономико-математический метод, позволяет выбирать оптимальные варианты экономических решений, например, по затратам — выпуску, комбинации факторов экономического роста и т.д.

Методы экономики постоянно обогащаются современным научным аппаратом и способами исследования, широко применяемыми в других науках. В последние годы все более широко используется экономический эксперимент — искусственное воспроизведение экономических процессов путем разработки тех или иных моделей для их изучения в различных условиях хозяйствования.

Экономическая теория рассматривается как методологическая наука, базисная для всех других экономических дисциплин. Методология научного познания, в широком смысле, включает метод исследования, учение о нем и теорию познания. В основе всех методов познания лежат объективные законы реальной действительности.

Экономическая теория отражает многогранный процесс экономической жизни общества через систему экономических категорий и законов.

Экономические категории — это логические понятия, представляющие теоретическое выражение реальных условий экономической жизни общества. К числу их относятся, например, собственность, капитал, цена, товар, деньги и т.д., познание которых уже предполагает научное знание. Совокупность экономических категорий данного экономического строя характеризует его внутреннюю экономическую структуру.

Особое значение экономическая теория придает изучению экономических законов. В обществе различают связи двух видов: случайную связь, не имеющую регулярного характера, и устойчивую связь, носящую регулярный характер и обеспечивающую жизнедеятельность сопряженных объектов. Экономическая теория изучает устойчивые связи. Эти объективные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг и есть экономические законы. Экономические законы являются объективными, т.е. возникают, развиваются и действуют независимо от воли и сознания людей. Содержание законов обусловлено конкретной экономической реальностью. Например, нельзя запретить конкуренцию как движущее начало рынка.

В тоже время экономические законы нельзя смешивать с естественными законами, ибо: естественные законы — это законы природы, экономические— законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей; естественные законы — вечные, экономические— носят исторический характер; открытие и применение естественных законов происходит сравнительно гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил общества.

Экономические законы следует отличать также и от юридических законов. Последние принимаются, изменяются и отменяются законодательными органами страны. Но эти законы определяют правила экономического поведения.

Исследуя реальные экономические процессы, экономическая теория вырабатывает основу для принятия эффективных решений в экономике, в реализации конкретных задач.

Итак, экономическая теория развивается вместе с обществом, эволюционизирует вместе с развитием реальных экономических процессов. Совершенствование экономических отношений, их усложнение ведет к появлению новых течений в экономической теории.

Основные понятия

Экономика как наука

Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Функции экономической теории

Нормативная и позитивная экономическая теория

Методы экономической теории

Метод системного подхода

Метод материалистической диалектики

Восхождение от абстрактного к конкретному

Историческое и логическое

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Экономико-математическое моделирование

Экономический эксперимент

Экономические категории и экономические законы

Рефераты

1. Роль экономической науки в развитии общества.

2. Этапы становления и эволюция экономической теории.

3. Взаимосвязь предмета и метода экономической теории.

4. Естественные законы и экономические законы: общие черты и различия.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте эволюцию идей о предмете экономической теории.

2. Укажите на принципиальное отличие взглядов физиократов от меркантилистов.

3. В чем смысл классического учения А.Смита и Д.Риккардо?

4. Чем вызвано было появление экономикса?

5. Как Вы понимаете рациональное поведение хозяйствующих субъектов?

6. Что дает изучение экономической науки?

7. Какова взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики?

8. Охарактеризуйте историю развития предмета и методов экономической теории.

9. Какова система экономических законов?

10. Охарактеризуйте функции экономической теории.

Тесты

1. Наиболее правильное определение предмета экономической теории:

а) наука, изучающая производство и занятость;

б) наука о богатстве;

в) наука, изучающая экономические отношения между людьми в общественном производстве в целях удовлетворения потребностей при рациональном использовании ограниченных ресурсов;

г) наука, изучающая эффективное использование ограниченных ресурсов.

2. Термин «экономикс» используется в экономической науке благодаря:

а) А.Смиту;

б) А. Монкретьену;

в) А. Маршаллу;

г) К. Марксу.

3. Объектом исследования в экономиксе является поведение:

а) естественного человека;

б) экономического человека;

в) человека в хозяйстве и на рынке;

г) человека, руководствующегося этическими ценностями;

д) человека в обществе.

4. Национальная экономическая теория занимается:

а) разработкой общетеоретических принципов и моделей социально-экономического развития;

б) сопоставлением моделей социально-экономического развития;

в) адаптацией общетеоретических принципов и моделей развития к специфике развития национальной экономики;

г) выявлением преимуществ различных моделей развития экономики;

д) выявлением специфики общественных отношений.

5. Позитивная экономическая теория изучает:

а) реальное положение в экономике;

б) какой должна быть экономика;

в) прогрессивные тенденции;

г) негативные тенденции.

6. Нормативная экономика занимается:

а) процессом реализации экономической политики;

б) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности;

в) выявлением взаимосвязей между экономическими процессами и явлениями;

г) определением взаимосвязей между природой и обществом.

7. Позитивный научный анализ отвечает на вопрос:

а) Как есть?

б) Как должно быть?

в) Как было?

г) Как могло бы быть?

д) Как будет?

8. Научный метод, не используемый в экономической теории:

а) анализ;

б) синтез;

в) экономико-математическое моделирование;

г) лабораторный эксперимент.

9. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

в) количественные оценки экономических явлений и процессов;

г) содержание экономических взаимосвязей;

д) переходные состояния экономических отношений.

10. Единство законов природы и экономических законов проявляется в:

а) их объективном характере;

б) через экономическую деятельность людей;

в) исторически преходящем характере;

г) реализации при любых условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...