Теория поведения потребителя
Роль потребителя в рыночной экономике находит отражение в теории потребительского поведения. В экономической теории потребителем выступает хозяйствующий субъект, принимающий самостоятельные решения относительно структуры и объема потребляемых им благ. В данном случае потребителями выступают домашние хозяйства, фирмы и государство. Как известно, цель общественного производства— удовлетворение потребностей. Потребности человека— это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Та часть имеющихся в обществе потребностей, для удовлетворения которой необходимо общественное производство, называются потребностями экономическими. Удовлетворение экономических потребностей— это процесс потребления. Каждая из потребностей экономических первоначально возникает в виде возможности и необходимости изменить соотношение человека и внешней среды в пользу человека, улучшить положение человека в окружающем его мире посредством активного преобразующего воздействия. То есть потребности экономические зарождаются в форме объективной цели (нацеленности) с учетом жизненных обстоятельств. С появлением потребности производства тех или иных благ данная экономическая потребность приобретает конкретно-экономическую форму. Для удовлетворения потребностей в обществе необходимы экономические ресурсы— элементы, используемые для производства экономических благ. Это естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы); трудовые ресурсы (люди с ихспособностью производить продукцию и услуги); инвестиционные ресурсы (производственные здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы и т.д.); предпринимательские способности, заключающиеся в способности людей наиболее эффективно использовать все другие ресурсы. Обычно ресурсы, приведенные в действие, называются факторами производства.
Все экономические ресурсы имеют общее свойство: они редки и имеются в ограниченном количестве. Ограниченность ресурсов делает необходимым принятие таких хозяйственных решений, которые максимально соответствовали бы поставленным задачам. Принятие того или иного решения всегда связано с выбором. Выбор в экономике — это определение наилучшего варианта использования имеющихся в распоряжении ресурсов, при которых достигается максимальный экономический результат производства. В ситуации выбора оказывается и общество в целом и отдельный участник производства. В широком смысле, потребительский выбор означает решение вопроса о том, что производить, какие товары и услуги нужны в первую очередь. Выбирая наилучший вариант, потребитель ведет себя рационально. Он принимает экономическое решение. Как определить, насколько эффективным оказался выбор? Об этом судят по так называемой кривой производственных возможностей. Это— кривая, графически показывающая возможность одновременного производства двух продуктов с учетом ограниченности ресурсов, расходуемых на производство этих продуктов. То есть, она характеризует границы производственных возможностей, одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. В реальной жизни дело обстоит несколько иначе, ибо существуют определенные ограничения на производственные возможности экономических систем. К ним относятся: незанятость и неполное использование ресурсов; экономический рост; производственный выбор и перспективные возможности. Одновременное увеличение всех товаров, а значит, прорыв проблемы выбора, возможно лишь при экономическом росте, т.е. увеличении экономического потенциала страны.
Рынок— это экономическая система, которая ориентирована на потребителя. Отсюда— важность изучения поведения потребителей на рынке. Потребительское поведение— это процесс формирования спроса потребителей на различные блага, что влияет на направления развития производства и структуру экономики в целом. Осуществляя покупки, потребители должны ответить на вопросы: как уравновесить расходы с доходами в рамках личного бюджета? Какова полезность потребительских благ? Насколько соизмеримы полезность и цена этих благ? Многообразие субъективных ответов потребителей все же формирует некие общие закономерности потребительского поведения. Первая закономерность— полезность. Это общее удовлетворение определенных потребностей индивида в результате потребления данного количества блага в тот или иной промежуток времени. Поскольку на практике полезность определить невозможно, был найден другой метод определения поведения потребителя— с помощью кривых безразличия и бюджетных ограничений. Если покупателю все равно, какую комбинацию товаров на рынке предпочесть, то тогда он находится в положении безразличия. Для примера возьмем потребителя, имеющего фиксированный денежный доход, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Имеются различные комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров потребитель в равной мере безразличен— в том смысле, что они приносят ему одинаковую полезность. Итак, совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя, называется кривой безразличия. С помощью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями покупателей. Казалось бы, потребителю безразлично, какой набор вдоль кривой безразличия он получит. Однако каждый предмет в наборе имеет разную цену. А так как бюджет потребителя ограничен, то его выбор тоже ограничен. Существует ряд возможных комбинаций двух товаров, которые потребитель способен оплатить из имеющегося в его распоряжении бюджета. График этих возможностей и есть кривая бюджетных ограничений, или бюджетной линии. Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу, увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Таким образом, если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, то кривая бюджетных ограничений— что потребитель может купить. Цель потребителя— сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения. Вторая закономерность потребительского поведения— ограничения потребительского выбора. Если выбранный продукт полезен для потребителя, то существуют определенные ограничения для покупателя. Это уровень цены на товары, размер дохода потребителя, потребительские предпочтения. По реакции потребителя на изменения дохода приобретаемые товары классифицируются на: · нормальные товары (спрос растет вместе с ростом дохода); · товары первой необходимости (темп роста спроса ниже темпа увеличения дохода); · предметы роскоши (темп роста спроса опережает темп увеличения дохода); • товары низшего качества (спрос сокращается с увеличением доходов). Третья закономерность потребительского поведения— варианты выбора. Они реализуются под воздействием закона убывающей предельной полезности (рассмотренного нами выше), эффект дохода и эффекта замещения. Решение о количестве, в котором следует выбирать для потребления данное благо— это результат сопоставления потребителем выгод и издержек. Этому в значительной степени способствуют эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода означает увеличение реального дохода потребителя в результате снижения цены на один из потребляемых товаров. В этом случае для потребителя появляется возможность увеличить покупку товаров. Эффект дохода проявляется в росте благосостояния потребителя. Эффект замещения— снижение цены на один из потребляемых товаров означает, что потребители будут стремиться заменить приобретение дорогих товаров более дешевыми, то есть изменить потребительский набор. Эффект дохода и эффект замещения суммируются, повышая платежеспособность потребителей.
Главную роль в потребительском выборе играет величина доходов потребителей. Учет доходов и расходов потребителей аккумулируется в бюджете семьи (потребительском бюджете) состоящем из доходов и расходов. Основные статьи дохода: заработная плата; предпринимательский доход; доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды); доходы из прочих источников (выигрыш, наследство и т.д.). Расходная часть бюджета включает: налоговые выплаты; оплата коммунальных услуг и транспорта; приобретение продуктов питания, одежды, обуви; образование, развлечения; отдых; путешествия; добровольные пожертвования; накопления (сбережения) и прочие расходы. Бюджет семьи отражает ее уровень жизни, уровень образования, социально-экономический статус. Бюджет семьи бывает трех видов: сбалансированный, дефицитный и избыточный. В целом равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при наличном бюджетном ограничении. На основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода экономист Э. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает. Это получило название закона Энгеля: при росте дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости — в меньшей степени, чем растет доход. В большинстве стран мира действуют законы о защите прав потребителей. Они признаны защищать основные права потребителей: право на безопасность; право на полную информацию; право выбора; право на возмещение ущерба. Основные понятия Потребитель Потребности Экономические ресурсы Выбор в экономике Потребительское поведение Полезность Кривая безразличия Кривая бюджетных ограничений Эффект дохода Эффект замещения Бюджет семьи Закон Энгеля Рефераты 1. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ. 2. Роль потребителя в рыночной экономике и закономерности его поведения.
3. Тенденции в потребительском бюджете в современных условиях. 4. Права потребителей и их защита в рыночной экономике Контрольные вопросы 1. Что означает ограниченность и редкость ресурсов? 2. Выявите противоречие между ресурсами и потребностями общества? 3. Выявите основные закономерности потребительского поведения? 4. Рассмотрите Закон о защите прав потребителя и его роль в теории Тесты 1. Абсолютная ограниченность ресурсов обусловлена: а) исчерпаемостью ресурсов; б) невоспроизводимостью ресурсов; в) ограничением потребностей; г) неограниченностью потребностей. 2. Ограниченность— это проблема, которая существует: а) только в традиционном обществе; б) в командной экономике; в) в рыночной экономике; г) в любом обществе. 3. Любая точка внутри кривой производственных возможностей показывает: а) эффективное использование ресурсов; б) лучшую из возможных комбинаций использования ресурсов; в) точные количества двух товаров, которое хозяйство намерено производить; г) неэффективное использование ресурсов. 4. Теория потребительских предпочтений предполагает, что потребители: а) не имеют представления о том, какой потребительский набор они предпочитают; б) обладают неограниченным денежным доходом; в) могут измерить предельную полезность потребляемых товаров; г) способны к непротиворечивому выбору при потреблении товаров; д) в состоянии определить динамику цен на товары. 5.Предельная норма замещения одного товара другим означает: б) количество единиц одного товара, которое приобретается, когда цена другого товара понижается на одну денежную единицу; в) количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, в обмен на получение одной единицы другого товара, чтобы общая полезность осталась неизменной; г) увеличение предельной полезности, если потребление одного и другого товара увеличивается на единицу. 6. Чем дороже одно благо тем: а) ниже предельная норма его замещения другим благом; б) выше предельная норма его замещения другим благом; в) легче его заменить другим благом; г) больше требуется других благ для замены единицы данного блага. 7. Эффект дохода означает, что: а) спрос на некоторые товары снижается при росте доходов; б) снижение цен товаров при прочих равных условиях увеличивает реальные доходы потребителей; в) доходы потребителей снижаются пропорционально темпам инфляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|