Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Предпринимательство в рыночной экономике.





Теория фирмы

В рыночной экономике соединение факторов производства для создания товаров и услуг осуществляется в основном посредством предпринимательской деятельности. Предпринимательство—это инициативная, самостоятельная, новаторская деятельность хозяйствующего субъекта, направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решения возникающих экономических проблем, на получение прибыли или личного дохода. Осуществляется от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.

Субъектами предпринимательства могут выступать индивиды (или семьи) различного рода ассоциации, в отдельных случаях государство в лице соответствующих органов. Предпринимательство не есть какой-либо особый вид хозяйствования. Практически любая экономическая деятельность может быть предпринимательской. Предпринимательство рассматривается, прежде всего, как метод хозяйствования и тип экономического мышления.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. В этом смысле выделим основные признаки предпринимательства:

а) экономическая свобода хозяйствующего субъекта. Каждый из них вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги, в каком количестве производить и где их продавать;

б) материальная ответственность за принимаемые решения (вплоть до банкротства);

в) ориентация на коммерческий успех, стремление к максимизации прибыли и связанный с этим риск. Риск— это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

г) новаторство, творческий поиск. Этот признак является стержневым. Предприниматель— прежде всего новатор, человек, стремящийся выявить новые возможности в своем деле. Так, Й.Шумпетер утверждал, что для предпринимателя исключительно важно: 1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага, или прежнего блага, но с новыми качествами; 2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли способа производства; 3) завоевание нового рынка сбыта или более широкого использования прежнего; 4) использование нового вида сырья; 5) введение новой организации дела.



Неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности является инновация. Инновационная предпринимательская деятельность – это основной двигатель научно-технического прогресса, придающий воспроизводственному процессу интенсивный характер, активизирующий удовлетворение личных и общественных потребностей.

Предпринимательская деятельность может осуществляться:

· с применением наемного труда;

· без применения наемного труда;

· с образованием юридического лица;

· без образования юридического лица.

В результате своей деятельности предприниматель получает предпринимательский доход— часть прибыли, остающаяся в распоряжении функционирующего предпринимательства после уплаты процента на взятый им в ссуду капитал.

Предприниматели Росси работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому способствуют: разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР; незавершенность формирования банковской системы, бирж; несовершенство правой базы; высокий уровень инфляции и т.д. В российском предпринимательстве на современном этапе прослеживается преобладание непроизводительного торгово-ростовщического характера экономической деятельности, ставка на спекулятивную прибыль. Для многих предпринимателей характерны неконкурентный тип поведения, отсутствие рыночной культуры и деловой этики. Вместе с тем следует знать, что за предпринимательством в нашей стране будущее.

Основной структурной единицей предпринимательства выступает фирма. В практике хозяйствования часто используются как синонимы и обозначают одно и то же термины «предприятие», «фирма». Однако при всей общности между ними имеются и определенные различия. Фирмой может выступать как предприятие или организация, так и отдельное лицо. Она характеризует процесс управления хозяйственной деятельностью. К предприятиюже относят только тех, кто опирается на разделение труда внутри производства. Ему присуща производственно-технологическая характеристика организации. То есть любое предприятие является фирмой, но не всякая фирма— это предприятие. (Например, два киоскера объединились для продажи газет. Это фирма, но не предприятие.)

В современной экономической теории используются подчас противоречивые подходы при характеристике природы фирмы. Так, с позиций неоклассического подхода, фирма рассматривается как технологическая единица, деятельность которой описывается производственной функцией. Функция, характеризующая объем производства при заданном уровне развития техники и технологии, называется производственной. Исходя из этого, под фирмой понимается организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Хотя такая трактовка отражает сущностные признаки фирмы, она не раскрывает ее экономической природы.

Институциональный подходрассматривает фирму как институциональное образование, посредством которого осуществляется координация ресурсов. С позиций данного подхода, фирма представляет собой особую организационную структуру (или институт), деятельность которой преследует поиск наиболее выгодного производства.

Это позволяет выявить место и роль фирмы в системе хозяйственных отношений. Как субъект хозяйствования она выступает основным звеном экономики. Как экономически обособленная единица фирма обладает специфическими интересами и осуществляет воспроизводство за счет результатов хозяйственного оборота. Экономическая обособленность фирмы проявляется в ее хозяйственной самостоятельности, совокупности прав и ответственности.

Факторами, побуждающими хозяйствующие субъекты вступать в те или иные отношения, выступают трансакционные издержки. Эти издержки связанны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы и т.д. Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. По сути дела, фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

В западной экономической литературе известен целый спектр теории фирм:

· традиционная теорияоценивает деятельность фирмы с точки зрения максимизации прибыли;

· менеджериальная теория видит цель фирмы в максимизации объема продаж и лишь затем — в максимизации дохода;

· теория максимизации роста утверждает, что растущая фирма более предпочтительна по сравнению с крупной фирмой. В такой фирме заинтересованы как собственники, так и менеджеры и акционеры.

В условиях рыночной экономики фирма нуждается в управлении, как со стороны организации производства, так и со стороны контроля собственника. Таким образом, фирма — сложная экономическая категория.

В настоящее время выделяют следующие основные формы фирм как основных структурных единиц предпринимательства: 1) по формам собственности; 2) по степени концентрации капитала, масштабам производства; 3) по средствам приложения капитала; 4) по правовому статусу.

По формам собственности выделяются три вида фирм — частные, государственные и смешанные. В рыночной экономике преобладает частный сектор, свободный от прямого государственного вмешательства, на долю которого приходится основная часть национального производства и занятости.

Государственное предпринимательство означает непосредственное участие государства в производственной деятельности, государственное воздействие на управление формами. Государство в этом случае выступает в качестве собственника имущества, организатора производства и учредителя. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые менее привлекательны для частного бизнеса, где очень большие первоначальные капиталовложения, либо очень большой срок их окупаемости: наукоемкое производство, энергетика, добывающая промышленность, и др.

В смешанных фирмахиспользуются различные сочетания частных и государственных фирм.

По масштабу производства фирмы классифицируются в зависимости от количества занятых, а значит, и от размеров производственной деятельности. В этом случае фирмы делятся на малые, средние, крупные. На Западе, как правило, малой считается фирма с численностью работающих менее 100 человек, а крупной — с численностью работающих более 500 человек. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50-70% прироста числа рабочих мест. Эта предпринимательская фирма способствует достижению оптимальной структуры экономики, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, поддержанию на должном уровне конкуренции, ускорению инновационных процессов, формированию социальной ориентированности рыночных отношений и росту занятости. Малые фирмы могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные, и осуществлять любые виды деятельности, за исключением запрещенных законом.

В России численность работающих на малых фирмах не должна превышать установленного предела: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере— 60, в оптовой торговле — до 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании— 30, в остальных отраслях и других видах деятельности— до 50 человек. Малое предпринимательство в отечественной экономике пока развито крайне слабо.

По средствам приложения капитала различают:производственное, коммерческое, финансовое предпринимательство.

В производственном предпринимательствев качестве главной функции выступает непосредственное производство, а реализация произведенного продукта является дополнительной, второстепенной функцией. В коммерческом предпринимательстверешающее значение имеют товарно-денежные, торгово-обменные операции и сделки. Суть этого вида предпринимательства состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг. В финансовом предпринимательстве объектом купли-продажи выступает своеобразный товар— деньги, валюта, ценные бумаги. Агентами такого рынка выступают коммерческие банки, фондовые биржи, организации, отдельные граждане-предприниматели.

По правовому статусув современной российской экономике различают следующие виды предпринимательства: а) индивидуальное предпринимательство и крестьянские хозяйства; б) хозяйственные товарищества и общества; в) производственные кооперативы; г) государственные и муниципальные унитарные предприятия; д) некоммерческие предприятия. Рассмотрим их вкратце.

Гражданский кодекс выделяет физические и юридические лица. Физические лица включают индивидуальное предпринимательство и крестьянские хозяйства. Юридические лица— это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица представлены коммерческими и некоммерческими организациями. Первые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли, вторые не ставят такой цели.

Хозяйственные товарищества и общества.Главная особенность этих форм— долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Разграничительные признаки для них— различия в форме объединения вкладчиков. Товарищество— это образования, построенные на началах членства и объединении капитала, в то время как общества,— только на объединении капиталов.

Различают полное товарищество и товарищество на вере. Полное товарищество— такая организационно-правовая форма, при которой все ее участники несут неограниченную, солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов его участников, полученных доходов, и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. Пропорционально этим долям (паям) в соответствии с договором распределяется вся или часть прибыли товарищества. При отрицательных результатах деятельности полного товарищества и возникновении у него задолженности банкам, поставщикам и.т.п. на погашение ее направляется стоимость имущества товарищества, а если ее недостаточно— то средства членов товарищества (их личные сбережения и др.).

Товарищество на вере включает действительных членов и членов-вкладчиков; действительные члены несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом, а члены-вкладчики— лишь в пределах своих вкладов в стоимость имущества товарищества.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества (корпорации).

В обществе с ограниченной ответственностью (ООО)уставный капитал (уставный фонд) формируется только за счет вкладов учредителей. Ограниченная ответственность участников ООО выражается в том, что по обязательствам они отвечают только в пределах своих вкладов, на их имущество или сбережения ответственность не распространяется. Имущество ООО принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. Каждый участник имеет право участия пропорционально его доле в уставном капитале. Вклады участников ООО могут переходить от собственника к собственнику только с согласия других участников общества в порядке, предусмотренном уставом.

В обществе с дополнительной ответственностью участники солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. В остальном к такому обществу применяются правила об обществах с ограниченной ответственностью.

Акционерные общества (корпорации) отличаются от товарищества тем, что их капитал образуется, как правило, в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине и неделимые паи. Эти паи представлены в виде ценных бумаг— акций. Для стран с развитой рыночной экономикой типичны открытые акционерные общества, их акции свободно покупаются и продаются. В закрытых же акционерных обществах акции распространяются только между учредителями и на свободный рынок не имеют доступа. Акционер имеет право на получение ежегодного дохода (дивидендов).

Производственные кооперативы.Это объединения граждан для участия в производстве, основанное на личном труде и объединении их паевых взносов. Такой кооператив может быть создан гражданами числом не менее пяти человек. Собственность здесь долевая. Каждый его член сохраняет право на свой пай и часть имущества кооператива. Распределение прибыли между членами кооператива осуществляется на основе их трудового участия. Все члены принимают равное участие в управлении. Каждый участник имеет один голос, независимо от величины пая.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия— коммерческие организации, е наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Это имущество целиком принадлежит собственнику— учредителю — государству или муниципалитету. Они представлены двумя типами: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Предприятие первого типа самостоятельно распоряжается закрепленным за ним имуществом в определенных собственником пределах. Предприятие второго типа только использует имущество по заданию собственника, а распоряжение им осуществляется исключительно с согласия собственника. Такое предприятие учреждает только правительство Российской Федерации. Поэтому оно называется федеральным казенным предприятием. Продукция, произведенная по плану-заказу, реализуется казенным предприятием по ценам, установленным уполномоченным органом управления. Прибыль этого предприятия направляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по соответствующим нормативам. Свободный остаток прибыли подлежит изъятию в бюджет.

Некоммерческие организации.Это организации, не ставящие в качестве цели своей деятельности получение прибыли. Они не могут распределять прибыль среди участников. К ним относятся: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; учреждения; благотворительные фонды. Суть их деятельности состоит, прежде всего, в защите интересов различных групп населения. Они финансируются их собственниками, коммерческими структурами, спонсорами.

Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

Основные понятия

Предпринимательство

Риск

Предпринимательский доход

Производственное предпринимательство

Коммерческое предпринимательство

Финансовое предпринимательство

Предприятие

Фирма

Малое предприятие

Товарищество

Полное товарищество

Товарищество на вере

Хозяйственное общество

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Акционерное общество (АО)

Производственный кооператив

Государственное и муниципальное предприятие

Некоммерческие организации

Рефераты

1. Эволюция теории предпринимательства.

2. Экономическая природа и функции фирмы.

3. Организационно-экономические формы предпринимательства.

4. Единство и противоречивость экономических интересов в предпринимательстве.

Контрольные вопросы

1. Что означает индивидуальная предпринимательская деятельность?

2. Как организованы товарищества. Каковы их виды?

3. Что Вы понимаете под государственным предпринимательством?

4. Охарактеризуйте сущность и характерные черты маркетинга.

5. В чем суть менеджмента?

Тесты

1. НЕ имеет отношения к коммерческой деятельности фирмы:

а) рациональное использование ресурсов;

б) повышение экономической эффективности производства;

г) повышение культурного и образовательного уровня населения;

д) совершенствование организации труда и управление производством;

е) обеспечение социальной справедливости.

2. Корпоративная форма собственности:

а) смешанные товарищества;

б) общества с дополнительной ответственностью;

в) производственные кооперативы;

г) открытые акционерные общества;

д) закрытые акционерные общества.

3. Обществом, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия акционеров, является….

а) закрытое акционерное общество;

б) открытое акционерное общество;

в) общество с ограниченной ответственностью;

г) общество с дополнительной ответственностью;

д) производственный кооператив.

 

4. Благоприятность или неблагоприятность внешней среды для конкретной фирмы понятия…

а) относительные;

б) абсолютные;

в) изменчивые;

г) постоянные;

д) неопределенные.

5.Фирма является … системой

а) технической;

б) социально-экономической;

в) природной;

г) идеальной.

6.Фирма является …системой

а) естественной;

б) концептуальной

в) искусственной.

7.Кооперативы бывают:

а) жилищные;

б) продовольственные;

в) государственные;

г) муниципальные;

д) потребительские;

е) производственные.

Задача

Фирма занимается производством на конкурентном рынке, располагая 9 станками, на которых выпускается следующее количество продукции:

Число станков
Выпуск продукции, тыс. шт.
Предельный продукт, тыс. шт.                  
Средний продукт, тыс. шт.                  

Рассчитайте величину предельного продукта и среднего продукта.

Решение

Предельный продукт начисляется как прирост выпуска единицы товара на один дополнительный станок;

Средний продукт— как отношение объема произведенной продукции в расчете на один использованный станок.

Динамика предельного и среднего продукта будет выглядеть:

Число станков
Выпуск продукции, тыс. шт.
Предельный продукт, тыс. шт. -
Средний продукт, тыс. шт. 15,4 14,4 13,2 10,8

С позиций предпринимателя наивысшая эффективность будет иметь место при использовании трех станков. В условиях хорошего спроса на продукцию, для предпринимателя эффективно использование и 5 станков за счет выигрыша на массе прибыли.

С позиций интересов общества можно использовать все 9 станков.

2.4. Фирма в условиях совершенной
и несовершенной конкуренции.
Конкуренция и монополия

Сердцевиной рыночной экономики является конкуренция. Для периода классической экономической теории характерна была поведенческая концепция конкуренции. Например, А. Смит рассматривал конкуренции как такое поведение на рынке продавцов и покупателей, которое характеризуется состязательностью, соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров, за достижение более высоких результатов в своих интересах. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены. Поведенческая трактовка конкуренции была присуща и неоклассикам. Однако они увязывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Представители современной западной экономической теории (Дж.Робинсон, Э. Чемберлен и др.) выдвигают структурную концепцию конкуренции. В данном случае акцент смещается с самой борьбы, соперничества фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. То есть, упор делается на установление факта возможности или невозможности влияния фирмы на общий уровень цен на рынке.

Классики не видели различия между конкуренцией и соперничеством. В современном понимании, соперничество характеризует деятельность предпринимателей, а не качественную характеристику рынка. Термин же «конкуренция» характеризует модель, строение рынка. Поэтому рынок ими называется конкурентным.

Конкуренцию различают по сфере и характеру конкурентной борьбы. По первому признаку конкуренция выступает в форме внутриотраслевой и межотраслевой.

По характеру конкурентной борьбы конкуренция выступает в двух формах: совершенная и несовершенная.

Для эпохи исследования экономических процессов Марксом была характерна совершенная (свободная) конкуренция. Совершенная конкуренция— это соперничество многочисленных производителей, при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. Основные признаки такой модели:

• много продавцов и покупателей данного продукта. Рыночная доля каждого из них столь незначительна, что хозяйственные решения каждого участника не влияют на условия рыночного равновесия;

• фирмы производят однородный (стандартизированный) продукт. Спрос на продукт отдельного продавца абсолютно эластичен, либо продукты являются абсолютными заменителями;

• имеется свободный доступ на рынок и выход из него при производстве определенного продукта;

• прозрачность рынка, наличие информации у продавцов и покупателей о ценах;

• автономность поведения фирм. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж, каждый из них принимает решение, самостоятельно не учитывая реакцию своих конкурентов;

• отсутствие рыночной власти у продавцов.

Эффективность совершенно конкурентного рынка проявляется в том, что рыночные силы вынуждают фирмы производить с минимальными средними издержками и реализовывать продукцию по ценам, соответствующим предельным издержкам производства. Эта модель в настоящее время не существует, хотя рынки сельскохозяйственных продуктов, таких как пшеница, очень близки к совершенной конкуренции.

Для современной рыночной экономики характерна несовершенная (ограниченная) конкуренция — конкуренция в условиях, когда фирмы производят.Рынок несовершенной конкуренции выступает обычно в трех основных видах:

• чистая монополия;

• монополистическая конкуренция;

• олигополия.

Чистая монополия—это рынок с единственным продавцом и множеством покупателей. В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены, диктует их. То есть— это конкуренция потребителей (местная телефонная сеть, электроснабжение, газоснабжение). Разновидность рынка, при котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса, называется монопсонией.Существенной стороной монополизма выступает уникальность продукта фирмы, который не имеет полноценных заменителей, в результате потребитель не имеет возможности альтернативного выбора; барьеры на такой рынок непреодолимы.

Монополистическая конкуренция—тип рынка с элементами совершенной конкуренции и чистой монополии. Здесь продавцы обладают рыночной властью дифференцированного продукта и конкурируют за объем продаж. Она является самой распространенной в настоящее время моделью рынка, характеризуется следующими чертами:

· наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

· дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от других фирм;

· обладание некоторой долей монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта;

· устойчивость клиентуры. Если цена на продукт повышается, фирма не теряет всех своих покупателей;

· игнорирование соперников, независимо действующих на рынке;

· отсутствие серьезных преград для вхождения в отрасль.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала.

Все же, по сравнению со свободной конкуренцией, он может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др. Основная сфера деятельности этого вида конкуренции— розничная торговля.

Олигополия. Олигополистический рынок— это рынок с господством немногих крупных конкурирующих фирм, оказывающих существенное влияние на цены, по которым продается товар множеству покупателей. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает не себе влияние с их стороны. На олигополистическом рынке затруднен доступ на отраслевой рынок. Здесь проникновение в отрасль ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, так и контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Поведение фирм на олигополистических рынках можно сравнить с поведением армий на войне. Фирмы - соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружие - объем выпуска, контроль над ценами и реклама. Олигополии типичны для отраслей с высокой капиталоемкостью и сложностью технологических процессов: рынки автотранспорта, авиа- и морских судов, лекарственных препаратов и т.д.

По методам осуществления конкуренция делится на ценовую и неценовую. Метод ценовой конкуренциииспользуется фирмами для проникновения их на рынки с новыми товарами или для укрепления позиции на освоенных рынках. Конкуренция ценовая бывает прямой и скрытой. При прямой фирмы широко оповещают о снижении цен на свои товары. При скрытой фирмы вводят новый товар со значительно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Речь может также идти о ценовой дискриминации.Последняя означает способ реализации монопольной власти при продаже одного и того же товара разным потребителям по разным ценам. Причем эти различия в ценах не связаны ни с различиями в издержках, ни с дифференциацией продукта. С целью привлечения новых покупателей фирмам-монополистам бывает выгодно понизить цены, но так, чтобы состоятельные покупатели по-прежнему покупали продукцию по высоким ценам, не перекинувшись на более дешевый рынок. Причем важно, чтобы один рынок (дешевый) был надежно отделен от другого (дорогого).

Ценовая дискриминация выступает в двух видах:

1. дискриминация по единицам продаваемой продукции. Цены на товары в розничной торговле выше, чем оптовые цена на эти же товары;

2. дискриминация среди покупателей. Например, цены номеров в гостиницах России стоят дешевле, чем цены этих же номеров для жителей других стран СНГ.

Неценовая конкуренцияв отличие от конкуренции цен предполагает использование преимуществ в техническом уровне, предоставленных услуг и гарантий, в коммерческих условиях купли-продажи и т.д. То есть неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, его новизне, большей производительности. В последнее время в конкурентной борьбе все большее значение приобретают такие факторы, как экологичность, эстетические качества, безопасность. Важными инструментами становятся товарные знаки и товарные марки фирмы. Именно неценовые факторы выходят на первый план в мировой конкурентоспособности.

Отметим, что пока уровень конкуренции в России явно недостаточен. Основные причины этого:

· приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственником, которые заботились бы о развитии предприятия;

· принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом для образования массовых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

· малый бизнес так и не получил должного развития.

В рыночной экономике конкуренция немыслима без монополии. Конкуренция и монополия образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу.

Монополияозначает исключительное право на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности, представляемое определенному лицу, группе лиц, государству.

Принято классифицировать монополию по двум признакам: степени охвата экономики, то есть по масштабам, и по характеру возникновения.

По степени охвата экономики различают следующие виды монополии: чистая монополия (ее характеристика дана выше); абсолютная монополия—когда сфера деятельности находится в руках государства (например, монополия на производство и реализация алкогольной продукции).

По характеру возникновения монополии выделяют: естественная—хозяйственные структуры, распоряжающиеся невоспроизводимыми производственными ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, имеющие решающее значение для общества (Газпром, железные дороги); легальная или закрытая—защищена от конкуренции государственными правовыми актами (почтово-телеграфная служба, патентная система и др.); искусственная—объединения предприятий, создаваемые для завоевания рынка и установления на нем монопольной цены на товары получения монополистических выгод. Монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции. Все это заставляет современные государства проводить антимонопольную политику.

Основные понятия

Конкуренция.

Внутриотраслевая конкуренция.

Межотраслевая конкуренция.

Совершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция.

Чистая монополия.

Монопсония.

Естественная монополия.

Абсолютная монополия.

Закрытая монополия.

Открытая монополия.

Искусственная монополия.

Монополистическая конкуренция.

Олигополия.

Ценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция.

Рефераты

1. Роль конкуренции в ускорении научно-технического прогресса.

2. Монополии и их функционирование в Южном федеральном округе.

3. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках.

4.Зарубежный опыт антимонопольного регулирования.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается структура рынка предметов потребления от структуры рынка средств производства?

2. В чем особенности монополистической конкуренции?

3. Как Вы понимаете лидерство в ценах при олигополии?

4. Как ведут себя на рынке ведущие монополии и мелкие фирмы?

5. Чем отличается ценовая и неценовая конкуренция?

6. Что Вы понимаете под недобросовестной конкуренцией? Назовите формы ее проявления.

Тесты

1. При характеристике рыночных структур решающее значение имеют:

а) число фирм;

б) условия вступления в отрасль и выхода из нее;

в) степень контроля над ценой;

г) уровень специализации производства;

д) степень свободы выбора партнера по производству продукции;

е) достигнутый уровень развития кооперативных связей.

2. При выделении моделей рынка главным критерием является:

а) степень конкурентности рынков;

б) экономическое назначение объектов рыночных отношений;

в) уровень насыщенности рынков;

г) степень соответствия законам;

д) степень влияния производителя на цену.

3. К естественным монополиям в РФ относятся:

а) производство чугуна и стали;

б) железнодорожные перевозки;

г) образовательные услуги;

д) услуги по передаче электрической и тепловой энергии.

4. Объединение, в котором предприятия договариваются о разделе рынков сбыта, представляет собой:

а) картель

б) синдикат;

в) концерн;

г) конгломерат;

д) трест.

5. Объединение, в котором предприятия утрачивают свою юридическую и экономическую самостоятельность, называется:

а) картелем;

б) синдикатом;

в) трестом.

г) концерном;

д) конгломератом.

6. Объединение, в котором предприятия самостоятельны, но финансово зависимы от материнской компании, называется:

а) картелем;

б) трестом.

в) концерном;

г) синдикатом;

7. Ценовая дискриминация относится к рынку:

а) чистой конкуренции;

б) монополистической конкуренции;

в) олигополии;

г) монополии;

д) монопсонии.

8. Монополист, реализуя свой продукт по разным ценам различным группам потребителей, осуществляет:

а) ценовое регулирование;

б) ценовую дискриминацию;

в) ценовую экспансию;





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.