Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа во внеучебное время




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОСЗДРАВА»

Кафедра факультетской педиатрии

С курсами пропедевтики детских болезней

И здорового ребенка

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

Для студентов педиатрического факультета

Оренбург - 2009

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОСЗДРАВА»

Кафедра факультетской педиатрии

С курсами пропедевтики детских болезней

И здорового ребенка

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

Для студентов педиатрического факультета

 

 

Оренбург - 2009

УДК: [616.4+612.41:616.41-07]-053.2(075.8)

Авторы:

Л.С.Зыкова, А.А.Вялкова, О.В.Мотыженкова, О.К.Любимова, И.И.Саломатина, А.И.Буракова

Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ

У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для самостоятельной работы студентов педиатрического факультета. – 2009. – с. 51.

В целях более полного освоения изучаемого материала по возрастным особенностям, методике исследования и семиотике заболеваний органов кроветворения у детей разработано настоящее учебное пособие для студентов при подготовке к практическим занятиям. Знание вопросов данной темы контролируется в процессе работы тестовыми заданиями, правильность решения которых проверяется по эталонам. Учебное пособие предназначено для студентов 4 курса, изучающих пропедевтику детских болезней, и может быть использовано для предцикловой подготовки студентов 5 курса по гематологии детского возраста.

 

Рецензенты:

- зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА докт. мед.наук, профессор М.Н. Воляник;

- докт.мед.наук, профессор кафедры педиатрии ФПП и ПС ОрГМА О.Е.Челпаченко

 

Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ГОУ ВПО «ОрГМА Росздрава»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема занятий ………………………………………………..  
2. Целевые установки …………………………………………  
3. Теоретическая справка …………………………………….  
4. Практическое занятие I. Самостоятельная работа во внеучебное время  
4.1. Аннотированный перечень вопросов к I занятию «Анатомо-физиологические особенности и методика клинического обследования детей с заболеваниями органов кроветворения»……………………………………..  
4.2. Письменное задание…………………………………….  
4.3. Темы рефератов ………………………………………...  
4.4. План самостоятельной работы на первом практическом занятии………………………………………  
4.5. Рекомендации по методике обследования органов кроветворения у детей …………………………………...  
4.6. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………….  
4.7. Литература ……………………………………………...  
4.8. Материальное обеспечения занятия …………………..  
5. Практическое занятие II. Самостоятельная работа во внеучебное время  
5.1. Аннотированный перечень вопросов ко II занятию «Лабораторные и инструментальные методы исследования органов кроветворения у детей ……………………….……..  
5.2. Письменное задание………………………………….….  
5.3. Литература ……………………………………………....  
5.4. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………….  
5.5. Формы самостоятельной аудиторной работы на II занятии ………………………………………………………..  
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1  
6.1. Параметры автоматического гематологического анализатора…………………………………. ……………..…  
6.1.1. Средний объем эритроцита …………………………..  
6.1.2. Среднее содержание гемоглобина в эритроците …....  
6.1.3. Средняя концентрация гемоглобина в эритроците....  
6.1.4. Распределение эритроцитов по объему ……………...  
6.2. Показатели плазменного коагуляционного гемостаза...  
  6.2.1. Активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ) ………………………………………………....  
6.2.2. Протромбиновое время ………………………….……  
6.2.3. Протромбин …………………………………………....  
6.2.4. Фибриноген ……………………………………………  
6.2.5. Тромбиновое время ………………………………...…  
7. Практическое занятие III. Самостоятельная работа во внеучебное время  
7.1. Аннотированный перечень вопросов к III занятию «Семиотика заболеваний органов кроветворения у детей»…………………………………………………………..  
7.2. Литература ………………………………………………  
7.3. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………….  
8.   ПРИЛОЖЕНИЕ 2  
8.1. Синдромы поражения органов кроветворения у детей:  
8.1.1. Анемический синдром ………………………………..  
8.1.2. Сидеропенический синдром (тканевого дефицита железа)…………... ……………………………………………  
8.1.3. Синдром гемолиза ………………... ………………….  
8.1.4. Синдром гиперспленизма ……………………… ……  
8.1.5. Синдром перегрузки железом ………………………..  
8.2. Характеристика некоторых нозологических форм заболеваний органов кроветворения у детей:  
8.2.1. Латентный дефицит железа...………………………...  
8.2.2. Железодефицитная анемия …. ……………………….  
8.2.3. Острая постгеморрагическая анемия ………………..  
8.2.4. Наследственная гемолитическая микросфероцитарная анемия Минковского-Шоффара …....  
8.2.5. Системный микротромбоваскулит …. ………………  
8.2.6. Гемофилия ……………………………………………..  
8.2.7. Тромбоцитопеническая пурпура …… ……………….  
8.2.8. Острый лимфобластный лейкоз ……………………...  

 

 

1. ТЕМА:

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ,

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА

ПОРАЖЕНИЯ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ У

ДЕТЕЙ» (12 часов)

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

 

Ø Освоить на уровне воспроизведения по памяти:

· Возрастные анатомо-физиологические особенности органов кроветворения у детей;

· Основные симптомы и синдромы поражения органов кроветворения у детей;

· Показатели гемограммы здорового ребенка.

Ø Приобрести умения клинического обследования больных с патологией органов кроветворения:

· Целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска у ребенка с патологией органов кроветворения, составить и проанализировать родословную;

· Провести осмотр, пальпацию, перкуссию органов кроветворения у детей разного возраста;

· Выделить клинические синдромы у больных с гематологическими заболеваниями.

Ø Усвоить вопросы диагностики заболеваний органов кроветворения. Назначить дополнительные методы обследования:

· Гемограмму, показатели сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза;

· Биохимический анализ крови (обмен железа, билирубин);

· Гребешковую пункцию костного мозга;

· УЗИ периферических лимфатических узлов;

· Биопсию лимфатических узлов;

· Компьютерную томографию органов брюшной полости.

Ø Иметь представление о некоторых нозологических формах патологии органов кроветворной системы (анемии, лейкоз, тромбоцитопеническая пурпура, гемофилия, системный микротробоваскулит и др.).

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Практическая значимость темы объясняется распространенностью патологии органов кроветворения у детей, сложностью клинико-лабораторной диагностики, тяжестью состояния больного, хронизацией патологического процесса и развитием осложнений (кровотечения и др.).

Анемии – наиболее распространенные гематологические заболевания у детей, в России встречаются с частотой 12% в возрастной группе до 15 лет, а у детей грудного и раннего возраста – с частотой 73% (Н.А. Финогенова и соавт., 2004).

Детская гематология значительно расширила диагностические возможности и средства лечения ранее неизлечимых заболеваний (факторы свертывания, колониестимулирующие факторы, цитокины, высокоэффективные химиопрепараты, гормоны, трансплантация гемопоэтических стволовых клеток). Принципиально изменилась тактика ведения больных. Применение протоколов лечения, основанных на доказательной медицине и статистике отдаленных результатов лечения, привело к тому, что более 70% детей с гемобластозами, аплазиями кроветворения и новообразованиями выздоравливают, учатся, работают и имеют здоровое потомство (А.Г. Румянцев и соавт., 2004).

Для врача- педиатра важно знать возрастные особенности морфологии и функции органов кроветворения, современные методы исследования, основные симптомы и синдромы гематологических заболеваний, владеть информацией о новых достижениях детской гематологии и использовать их в повседневной практике. Это позволит проводить эффективную профилактику болезней крови у детей. Благоприятные исходы этой патологии в значительной степени зависят от ранней диагностики и своевременного лечения.

В настоящее время активно внедряются во врачебную практику гематологические автоматические анализаторы, которые являются более производительными и точными. В пособии дана информация по вопросам интерпретации показателей, получаемых на гематологическом анализаторе.

 

Изучение темы рассчитано на 12 часов и рассматривается на трех практических занятиях:

· I занятие «Анатомо-физиологические особенности, методика клинического обследования органов кроветворения у детей»;

· II занятие «Лабораторные и инструментальные методы исследования органов кроветворения у детей»;

· III занятие «Семиотика заболеваний органов кроветворения у детей»

4. Практическое занятие I (4 часа)

 

ТЕМА: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

(подготовка к практическому занятию)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...