Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию




 

1. Кроветворение во внутриутробном периоде, его особенности:

· этапы кроветворения в зависимости от гестационного возраста

(ангиобластический, печеночно-селезеночный, костно-мозговой),

· типы гемоглобина у плода (примитивный Нв Р, фетальный Нв F, гемоглобин взрослого Нв А).

2. Кроветворение после рождения ребенка, изменение типов гемоглобина.

3. Основные функции крови. Современная схема кроветворения.

4. Функциональная лабильность и быстрая истощаемость кроветворной системы у детей. Возможность возврата к экстрамедуллярному кроветворению.

5. Методика клинического обследования органов кроветворения у

детей с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей:

· жалобы,

· анамнез жизни с выделением факторов риска, значение генетического анамнеза;

· осмотр:

- оценка общего состояния и самочувствия, сознания, возможные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии, малые аномалии развития (внешние стигмы дизэмбриогенеза), цвет кожи, склер, видимых слизистых оболочек, состояние небных миндалин, область периферических лимфатических узлов, суставы, область живота;

- эндотелиальные пробы на резистентность капилляров (Кожевниковой, жгута, щипка, молоточковая, уколочная, манжеточная);

- пальпация кожи, периферических лимфатических узлов (величина, количество, консистенция, болезненность, отношение к окружающим тканям);

- пальпация живота, печени, селезенки;

- перкуссия трубчатых костей, печени (определение размеров по Курлову), селезенки (длинник, поперечник);

- симптомы увеличения внутригрудных лимфоузлов (Филатова, «чаши» Философова, Кораньи, Аркавина, Маслова);

- аускультация сердца и сосудов, измерение артериального давления.

 

4.2. ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ:

ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ СХЕМ И ТАБЛИЦ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Ø эмбриональное кроветворение

Ø функции крови

Ø группы периферических лимфоузлов

Ø симптомы увеличения внутригрудных лимфоузлов.

4.3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ:

 

ü «Патофизиология геморрагического синдрома при гемофилии, тромбоцитопенической пурпуре»

ü «Техника проведения и интерпретация лабораторных тестов – длительности кровотечения и времени свертывания»

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 1 ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Перечень практических умений и навыков (в соответствии с ГОС, 2000), которыми студент должен овладеть на 1 практическом занятии:

1. Целенаправленный сбор анамнеза жизни (биологический, генетический с составлением родословной, социальный, аллергологический) у ребенка с патологией органов кроветворения.

 

2. Оценка анамнеза жизни. Письменное заключение с выделением факторов риска развития заболеваний органов кроветворения с учетом биологических, социальных, генетических и аллергологических факторов.

 

3. Целенаправленный сбор анамнеза болезни с учетом предполагаемого заболевания.

 

4. Осмотр ребенка с патологией органов кроветворения, описание геморрагического синдрома с указанием типа кровоточивости.

 

5. Пальпация лимфатических узлов, печени, селезенки.

 

6. Перкуссия паренхиматозных органов брюшной полости.

 

7. Описание полученных данных в учебной истории болезни.

Студенты работают с больными детьми, историями болезни, историями развития ребенка и схемой учебной истории болезни.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

 

Проведение общеклинического обследования больных с применением методик опроса, осмотра, оценка анамнестических и клинических данных.

ОСОБЕННОСТИ ЖАЛОБ

Выяснить наличие:

§ кровотечения из пупочной ранки у детей в периоде новорожденности;

§ кровотечения из слизистых оболочек (носовые, десневые, в т.ч. при прорезывании зубов, желудочно-кишечные, почечные, маточные у девочек-подростков).

Представить характеристику кровотечений:

§ спонтанно возникающие;

§ обусловленные травмой (удар, падение, оперативные вмешательства - удаление зуба, аденотомия и др.);

§ ранние (сразу после воздействия травмирующего фактора при нарушениях первичного сосудисто-тромбоцитарного гемостаза) или поздние (отсроченные) при нарушениях вторичного коагуляционного гемостаза.

§ кровоизлияния (локализация, характер- гематома, гемартрозы, пятнисто-папулезная геморрагическая сыпь, петехии, пурпура, экхимозы);

§ бледность кожи, слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, обмороки);

§ желтушное окрашивание склер, кожи;

§ увеличение периферических лимфатических узлов;

§ увеличение живота, обусловленное гепатомегалией, спленомегалией;

§ лихорадка (при лейкозе; в сочетании с профузным потоотделением по ночам – при лимфогранулематозе).

АНАМНЕЗ ЖИЗНИ

 

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

 

Течение беременности, родов и раннего неонатального периода:

§ сроки взятия на учет по поводу беременности;

§ токсикозы (рвота, нефропатия, эклампсия);

§ угроза прерывания беременности;

§ инфекционные заболевания (передающиеся половым путем, гестационный пиелонефрит, кольпит и др.);

§ профессиональные вредности;

§ прием алкоголя, наркотиков, лекарств, курение;

§ операции в родах;

§ роды срочные, преждевременные;

§ масса и рост при рождении;

§ оценка новорожденного по шкале Апгар;

§ сроки первого прикладывания новорожденного к груди матери;

§ совместное (раздельное) пребывание новорожденного и его матери в родильном доме;

§ вскармливание – естественное (материнским молоком по требованию ребенка или по часам) либо искусственными смесями;

§ вакцинация в родильном доме.

 

ВСКАРМЛИВАНИЕ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

 

Естественное, искусственное, смешанное:

§ продолжительность исключительно грудного вскармливания при естественном вскармливании;

§ соблюдались ли рекомендуемые сроки и блюда введения прикормов в целях профилактики анемии:

- овощное пюре – с 5-6 мес.,

- каши: гречневая, рисовая, кукурузная – с 6-7 мес.,

- мясное пюре – с 7-8 мес.,

- творог, кефир – с 8 мес.

В случае искусственного вскармливания обратить внимание на характер смесей – адаптированные (НАН-I, II, III, JA, Нутрилон, Нестожен и др.), либо неадаптированные в виде коровьего молока или кефира, способствующие диапедезным кровотечениям в желудочно-кишечном тракте с развитием железодефицитной анемии.

 

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

(указать в хронологической последовательности)

 

§ ОРВИ;

§ хронические очаги инфекции (кариозные зубы, периодонтит, хронический тонзиллит и др.);

§ желудочно-кишечные расстройства, кишечный дисбактериоз;

§ прием лекарственных препаратов, включая гематотоксичные – левомицетин, анальгин, сульфаниламиды, цитостатики и др.;

§ наличие пищевой аллергии (указать на какие продукты и клинические проявления).

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

 

§ наличие у родителей и ближайших родственников в 3 поколениях заболеваний кроветворных органов (анемии, лейкоз, тромбоцитопеническая пурпура, лимфогрануломатоз, гемофилия, гемолитическая сфероцитарная анемия, потребовавшая удаления селезенки у родственников);

§ составление родословной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...