Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию
1. Кроветворение во внутриутробном периоде, его особенности: · этапы кроветворения в зависимости от гестационного возраста (ангиобластический, печеночно-селезеночный, костно-мозговой), · типы гемоглобина у плода (примитивный Нв Р, фетальный Нв F, гемоглобин взрослого Нв А). 2. Кроветворение после рождения ребенка, изменение типов гемоглобина. 3. Основные функции крови. Современная схема кроветворения. 4. Функциональная лабильность и быстрая истощаемость кроветворной системы у детей. Возможность возврата к экстрамедуллярному кроветворению. 5. Методика клинического обследования органов кроветворения у детей с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей: · жалобы, · анамнез жизни с выделением факторов риска, значение генетического анамнеза; · осмотр: - оценка общего состояния и самочувствия, сознания, возможные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии, малые аномалии развития (внешние стигмы дизэмбриогенеза), цвет кожи, склер, видимых слизистых оболочек, состояние небных миндалин, область периферических лимфатических узлов, суставы, область живота; - эндотелиальные пробы на резистентность капилляров (Кожевниковой, жгута, щипка, молоточковая, уколочная, манжеточная); - пальпация кожи, периферических лимфатических узлов (величина, количество, консистенция, болезненность, отношение к окружающим тканям); - пальпация живота, печени, селезенки; - перкуссия трубчатых костей, печени (определение размеров по Курлову), селезенки (длинник, поперечник); - симптомы увеличения внутригрудных лимфоузлов (Филатова, «чаши» Философова, Кораньи, Аркавина, Маслова); - аускультация сердца и сосудов, измерение артериального давления.
4.2. ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ: ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ СХЕМ И ТАБЛИЦ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ Ø эмбриональное кроветворение Ø функции крови Ø группы периферических лимфоузлов Ø симптомы увеличения внутригрудных лимфоузлов. 4.3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ:
ü «Патофизиология геморрагического синдрома при гемофилии, тромбоцитопенической пурпуре» ü «Техника проведения и интерпретация лабораторных тестов – длительности кровотечения и времени свертывания» ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 1 ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ Перечень практических умений и навыков (в соответствии с ГОС, 2000), которыми студент должен овладеть на 1 практическом занятии: 1. Целенаправленный сбор анамнеза жизни (биологический, генетический с составлением родословной, социальный, аллергологический) у ребенка с патологией органов кроветворения.
2. Оценка анамнеза жизни. Письменное заключение с выделением факторов риска развития заболеваний органов кроветворения с учетом биологических, социальных, генетических и аллергологических факторов.
3. Целенаправленный сбор анамнеза болезни с учетом предполагаемого заболевания.
4. Осмотр ребенка с патологией органов кроветворения, описание геморрагического синдрома с указанием типа кровоточивости.
5. Пальпация лимфатических узлов, печени, селезенки.
6. Перкуссия паренхиматозных органов брюшной полости.
7. Описание полученных данных в учебной истории болезни. Студенты работают с больными детьми, историями болезни, историями развития ребенка и схемой учебной истории болезни.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ КРОВЕТВОРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Проведение общеклинического обследования больных с применением методик опроса, осмотра, оценка анамнестических и клинических данных.
ОСОБЕННОСТИ ЖАЛОБ Выяснить наличие: § кровотечения из пупочной ранки у детей в периоде новорожденности; § кровотечения из слизистых оболочек (носовые, десневые, в т.ч. при прорезывании зубов, желудочно-кишечные, почечные, маточные у девочек-подростков). Представить характеристику кровотечений: § спонтанно возникающие; § обусловленные травмой (удар, падение, оперативные вмешательства - удаление зуба, аденотомия и др.); § ранние (сразу после воздействия травмирующего фактора при нарушениях первичного сосудисто-тромбоцитарного гемостаза) или поздние (отсроченные) при нарушениях вторичного коагуляционного гемостаза. § кровоизлияния (локализация, характер- гематома, гемартрозы, пятнисто-папулезная геморрагическая сыпь, петехии, пурпура, экхимозы); § бледность кожи, слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, обмороки); § желтушное окрашивание склер, кожи; § увеличение периферических лимфатических узлов; § увеличение живота, обусловленное гепатомегалией, спленомегалией; § лихорадка (при лейкозе; в сочетании с профузным потоотделением по ночам – при лимфогранулематозе). АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ
Течение беременности, родов и раннего неонатального периода: § сроки взятия на учет по поводу беременности; § токсикозы (рвота, нефропатия, эклампсия); § угроза прерывания беременности; § инфекционные заболевания (передающиеся половым путем, гестационный пиелонефрит, кольпит и др.); § профессиональные вредности; § прием алкоголя, наркотиков, лекарств, курение; § операции в родах; § роды срочные, преждевременные; § масса и рост при рождении; § оценка новорожденного по шкале Апгар; § сроки первого прикладывания новорожденного к груди матери; § совместное (раздельное) пребывание новорожденного и его матери в родильном доме; § вскармливание – естественное (материнским молоком по требованию ребенка или по часам) либо искусственными смесями; § вакцинация в родильном доме.
ВСКАРМЛИВАНИЕ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Естественное, искусственное, смешанное: § продолжительность исключительно грудного вскармливания при естественном вскармливании; § соблюдались ли рекомендуемые сроки и блюда введения прикормов в целях профилактики анемии:
- овощное пюре – с 5-6 мес., - каши: гречневая, рисовая, кукурузная – с 6-7 мес., - мясное пюре – с 7-8 мес., - творог, кефир – с 8 мес. В случае искусственного вскармливания обратить внимание на характер смесей – адаптированные (НАН-I, II, III, JA, Нутрилон, Нестожен и др.), либо неадаптированные в виде коровьего молока или кефира, способствующие диапедезным кровотечениям в желудочно-кишечном тракте с развитием железодефицитной анемии.
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (указать в хронологической последовательности)
§ ОРВИ; § хронические очаги инфекции (кариозные зубы, периодонтит, хронический тонзиллит и др.); § желудочно-кишечные расстройства, кишечный дисбактериоз; § прием лекарственных препаратов, включая гематотоксичные – левомицетин, анальгин, сульфаниламиды, цитостатики и др.; § наличие пищевой аллергии (указать на какие продукты и клинические проявления). ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ
§ наличие у родителей и ближайших родственников в 3 поколениях заболеваний кроветворных органов (анемии, лейкоз, тромбоцитопеническая пурпура, лимфогрануломатоз, гемофилия, гемолитическая сфероцитарная анемия, потребовавшая удаления селезенки у родственников); § составление родословной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|