Финансирование культуры в рамках федеральных и региональных целевых программ
Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки. Программа выступает инструментом разработки и реализации культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, территории и т.д.). Под культурной политикой государства понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Основные характеристики программ: – направленность на решение конкретных проблем; – комплексный характер плановых мероприятий; – согласованность плановых мероприятий по ресурсам, исполнителям, времени осуществления; – установленные сроки. Процесс разработки программ подразделяется наследующие стадии. А)Анализ социокультурной ситуации: – анализ ситуации, выявление важнейших проблем, решение которых возможно программными средствами; – ранжирование проблем с учетом их остроты и важности; – формирование состава программ. Б) Разработка программ: – постановка целей; – конкретизация целей в системе задач; – определение направлений деятельности и конкретных мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач и увязанных с ресурсами; – описание ожидаемых результатов. Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором – она выступает как раздел программы.
Программы культурного развития могут разрабатываться: – силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры; – научными коллективами; – совместно (партисипативно). Программы культурного развития могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными). Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня. Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета. Региональные программы позволяют определить стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов. Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из местных бюджетов. Большое значение имеет взаимодействие между органами управления культурой разного уровня в области разработки и реализации программ. Основные федеральные программы в области культуры. – Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год. – Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)". Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.) – Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 гг.)". – Федеральная целевая программа "Культура России (2006-2010 гг.)".
Ее основные разделы: 1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия. 2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований. 3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества. 4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности. 5. Обеспечение культурного обмена. 6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры. 7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок. 8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций. 9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы составляет 64136,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 54342 млн. рублей и прочих источников - 9794,4 млн. рублей. Отличие программ от традиционных планов. Выступают инструментом самопланирования, реализации собственной культурной политики (страны, региона и т.д.). Направлены на достижение определенных целей, решение конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурного развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме. Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей. Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным. Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация действий и ресурсов всех участников. Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ. Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при определении объемов финансирования.
Финансирование культуры возможно не только в рамках отраслевых федеральных и региональных программ. Основы законодательства о культуре обязывают органы государственной власти и управления РФ в обязательном порядке учитывать культурные аспекты в других государственных программах – экономического, экологического, социального и национального развития страны. Десятилетняя практика финансирования культуры на основе федеральных и региональных программ подтвердила целесообразность дальнейшего решения этого метода управления процессом культурного развития. Вместе с тем накопленный опыт показал, что программные, проектные методы экономической поддержки культуры не заменяют и не могут заменить сметное финансирование текущей деятельности учреждений культуры. Структура расходов на культуру федерального и местных бюджетов имеет существенные различия. Если федеральный бюджет (данные приведены по состоянию на 2001 год) на сметное финансирование федеральных учреждений выделил 27,9 %, то в региональных бюджетах приходится 94,2 % всех средств и только 5,8 % на программные и целевые затраты. Особенности ведомственной структуры расходов определяют экономическое содержание учреждений культуры. Так свыше 40 % средств федерального бюджета используются на подстатью «Прочие текущие расходы», а также на субсидии и субвенции. Более 35 % направляется на капитальные расходы, коммунальные и другие услуги по содержанию материальной базы, и менее 25 % на оплату труда. Примерно тоже экономическое содержание бюджетных ассигнований выделяется на региональных бюджетах. По иному распределяются бюджетные ассигнования на культуру на уровне местных органов власти. Здесь около 60 % на коммунальные расходы, 45,2 % оплата труда и социальный налог, 16,7 % - «Прочие текущие расходы», т.е. собственно уставную деятельность. Из приведенных примеров, очевидно, что основные проблемы сети культурно-просветительских учреждений будут сконцентрированы на муниципальном уровне, по причине, что основная нагрузка за содержание массовых организаций культуры лежит в зоне ответственности их собственников и учредителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|