Организационно-правовые формы деятельности в сфере культуры: сущность и принципы выбора.
Организационно-правовые формы – совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации — организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Достоинства коммерческой организации: возможность получения значительной прибыли, хозяйственная самостоятельность, более высокий уровень оплаты работников. Недостатки коммерческой организации: отсутствие ощутимой государственной поддержки; нестабильность, риск, зависимость от запросов и платежеспособности потребителя; налоговый статус, не предусматривающий существенных льгот при уплате налогов. Коммерческий характер организации жестко не связан с видами осуществляемой ею деятельности. Тем не менее, в основном коммерческими в культуре могут быть концертные организации, ориентированные на шоубизнес, галереи (арт-бизнес), киностудии, оборудованные современной техникой кинотеатры, отдельные театральные проекты, цирки, ПКиО. Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Достоинство некоммерческой организации: относительная стабильность, поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти. Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников.
Причины выбора статуса некоммерческой организации: – бюджетное финансирование; – льготное налогообложение; – поддержка общественности (добровольные пожертвования физических и юридических лиц и т.п.); – общественное признание, известность. Некоммерческие организации (НКО), согласно ГК РФ, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является закрытым. НКО могут существовать и в других формах, предусмотренных федеральными законами. Коммерческие и некоммерческие организации культуры функционируют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. Для коммерческих организаций законом предусмотрены следующие формы: – хозяйственные товарищества и общества; – производственные кооперативы (артели); – унитарные предприятия. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут быть образованы как: – общественные и религиозные организации (объединения); – фонды; – учреждения; – государственные корпорации; – некоммерческие партнерства; – автономные некоммерческие организации (АНО); – объединение юридических лиц (ассоциация и союз). Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является закрытым. НКО могут существовать и в других формах, предусмотренных федеральными законами. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых создается та или иная организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др. Организации культуры действуют сегодня в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Среди организаций культуры можно встретить производственные кооперативы (артели) и хозяйственные общества, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды и общественные объединения. Однако следует признать, что наиболее распространенная форма организаций культуры в сегодняшней России – государственное (муниципальное) учреждение. Причины в недавней истории.
Во-первых, в дореформенные времена все организации культуры были государственными. Во-вторых, приватизация в 1990-х гг. в малой степени задела сферу культуры, так как законодательством предусмотрены ограничения приватизации в этой сфере, но главное – это отсутствие заинтересованности инвесторов в объектах, которые не сулят коммерческой выгоды. Статус учреждения определен статьей 120 (п.1) ГК РФ: «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично» (ГК РФ, ст. 120, п.2). В системе отношений собственности положение учреждений характеризуется следующим: 1. Учреждение не является собственником имущества, переданного ему учредителем. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Это означает, что круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом определяет учредитель в уставе организации. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом. Имущество, которым учреждение распорядилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения. 2. Имущество, выделенное организации учредителем, обособлено от имущества учредителей. Имущественная обособленность конкретно выражается в том, что учреждение имеет самостоятельную смету. Пределы денежных средств, выделенных учреждению по смете, определяют его собственную ответственность по обязательством (договорам) и пределы его имущественно финансовой самостоятельности. 3. Имущество, выделенное организации учредителем, может быть источником дополнительных доходов от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. Однако ни эти доходы, ни имущество, на них приобретенное, не становятся собственностью учреждения, они поступают в оперативное управление и учитываются отдельно от доходов и имущества, выделенного учреждению.
4. Имущество, выделенное учредителем, должно использоваться организацией для целей, определенных собственником и в соответствии с его заданиями, а также назначением имущества. Цели деятельности организации, определенные собственником, и его задания по реализации целей отражаются в уставе организации и ее планах. Для реализации этих целей собственник имущества принимает на работу (назначает) руководителя учреждения, которого может снять с работы в случае ненадлежащего выполнения заданий и реализации целей организации. 5. Учредитель (собственник) организации, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. б. Учредитель несет субсидиарную (восполнительную, дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения, в связи с чем на него не распространяется закон о банкротстве.. Как видно, конструкция учреждения – единственного из некоммерческих организаций несобственника – основана на весьма ограниченном праве оперативного управления на переданное собственником имущество. Это позволяет ему удерживать организацию в нужном направлении деятельности, дает возможность устанавливать обязательные задания по производству социально значимых услуг и контролировать условия их производства. Именно направление деятельности, объем, структура, а иногда и технология работы может быть задана собственником (государством) и проконтролирована им в отношении театров, библиотек, музеев, потому что результаты их деятельности трудно запланировать с исчерпывающей полнотой. Вместе с тем статус учреждения, предполагая ответственность учредителя за создание условий исполнения его заданий, не позволяет установить размеры этой ответственности. Так, в законе «О некоммерческих организациях» сказано, что собственник финансирует учреждение полностью или частично, однако границы финансирования в законе не прописаны. Это определяет саму возможность недофинансирования со стороны собственника.
В условиях остаточности финансирования отрасли культура отсутствие обоснованных норм бюджетных ассигнований на ее организации и существование значительных проблем формирования бюджетов приводит к сокращению бюджетных средств, выделяемых учредителем на организации культуры, уменьшению объемов оказания бесплатных услуг, снижению общего уровня качества продукции учреждений культуры. Поэтому эффективность работы организационно-правовой конструкции учреждения оказывается зависимой от функционирования бюджетной системы государства. Бюджетные проблемы и необходимость реформирования бюджетного сектора требуют изменения имущественных отношений учреждений культуры. В связи с этим предстоит реформировать организационно-правовое устройство экономики, в частности речь идет о введении в юридическую практику новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций и преобразовании в них части бюджетных учреждений. Помимо учреждения в отрасли культуры применяется другая форма организации - несобственника - форма государственного (муниципального) унитарного предприятия. Ее используют киностудии и цирки. В подотрасли средств массовой информации ee использует, например, такая крупная организация, как Всероссийская государственная телерадиокомпания, являющаяся федеральным унитарным предприятием. Организационно-правовая форма юридического лица фиксируется в его учредительных документах. «Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных за коном, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида» (ГК РФ, ст. 52, п. 1). Учредительный договор - это договор, который заключают между собой учредители (участники), создающие организацию. Если учредитель один, необходимость в учредительном договоре отпадает. В рамках реорганизации бюджетного сектора в 2006 г. принят федеральный закон о новой организационно-правовой форме – автономной учреждении (ФЗ «Об автономных учреждениях») и внесены соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и др. Автономное учреждение — это не новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, а новый тип государственного (муниципального) учреждения.
Создание автономного учреждения (путем учреждения или преобразования) повлечет уточнение правоспособности бюджетных учреждений, к сожалению, в сторону дальнейшего сужения их финансово-хозяйственной самостоятельности. Рассмотрим, в чем схожи и чем различаются бюджетные (БУ) и автономные (АУ) учреждения. К общим чертам можно отнести: - наличие только одного учредителя/собственника (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование); - направленность деятельности на достижение социально-культурных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры; - право на осуществление предпринимательской (дополнительной) деятельности; - финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов; - распоряжение имуществом на праве оперативного управления; - закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; - предоставление льготы по расчету налога на прибыль. Основные различия БУ и АУ представлены в таблице.
Несомненным достоинством АУ по сравнению с БУ является большая свобода в распоряжении имуществом, в т. ч. доходами от собственной деятельности (вплоть до права выступать в качестве учредителя юридических лиц). К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может привести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких преобразований, БУ может быть ликвидировано собственником.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|