Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовые формы деятельности в сфере культуры: сущность и принципы выбора.




Организационно-правовые формы – совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации — организации, преследующие извле­чение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Достоинства коммерческой организации: возможность получения значительной прибыли, хозяйственная самостоятельность, более высо­кий уровень оплаты работников.

Недостатки коммерческой организации: отсутствие ощутимой государственной поддержки; нестабильность, риск, зависимость от за­просов и платежеспособности потребителя; налоговый статус, не пре­дусматривающий существенных льгот при уплате налогов.

Коммерческий характер организации жестко не связан с видами осуществляемой ею деятельности.

Тем не менее, в основном коммерческими в культуре могут быть концертные организации, ориентированные на шоубизнес, галереи (арт-бизнес), киностудии, оборудованные современной техникой кино­театры, отдельные театральные проекты, цирки, ПКиО.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извле­чение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не рас­пределяющие полученную прибыль между участниками.

Достоинство некоммерческой организации: относительная ста­бильность, поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.

Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйст­венной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работни­ков.

Причины выбора статуса некоммерческой организации:

– бюджетное финансирование;

– льготное налогообложение;

– поддержка общественности (добровольные пожертвования фи­зических и юридических лиц и т.п.);

– общественное признание, известность.

Некоммерческие организации (НКО), согласно ГК РФ, могут соз­даваться в следующих организационно-правовых формах:

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих органи­заций не является закрытым. НКО могут существовать и в других фор­мах, предусмотренных федеральными законами.

Коммерческие и некоммерческие организации культуры функционируют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством.

Для коммерческих организаций законом предусмотрены следующие формы:

– хозяйственные товарищества и общества;

– производственные кооперативы (артели);

– унитарные предприятия.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут быть образованы как:

– общественные и религиозные организации (объединения);

– фонды;

– учреждения;

– государственные корпорации;

– некоммерческие партнерства;

– автономные некоммерческие организации (АНО);

– объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих органи­заций не является закрытым. НКО могут существовать и в других фор­мах, предусмотренных федеральными законами.

Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых создается та или иная организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Организации культуры действуют сегодня в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Среди организаций культуры можно встретить производственные кооперативы (артели) и хозяйственные общества, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды и общественные объединения. Однако следует признать, что наиболее распространенная форма организаций культуры в сегодняшней России – государственное (муниципальное) учреждение. Причины в недавней истории.

Во-первых, в дореформенные времена все организации культуры были государственными.

Во-вторых, приватизация в 1990-х гг. в малой степени задела сферу культуры, так как законодательством предусмотрены ограничения приватизации в этой сфере, но главное – это отсутствие заинтересованности инвесторов в объектах, которые не сулят коммерческой выгоды.

Статус учреждения определен статьей 120 (п.1) ГК РФ: «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично» (ГК РФ, ст. 120, п.2).

В системе отношений собственности положение учреждений характеризуется следующим:

1. Учреждение не является собственником имущества, пере­данного ему учредителем. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Это означает, что круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом опреде­ляет учредитель в уставе организации.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоря­жаться этим имуществом. Имущество, которым учреждение распоря­дилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения.

2. Имущество, выделенное организации учредителем, обособ­лено от имущества учредителей. Имущественная обособленность конкретно выражается в том, что учреждение имеет самостоятель­ную смету. Пределы денежных средств, выделенных учреждению по смете, определяют его собственную ответственность по обязатель­ством (договорам) и пределы его имущественно финансовой само­стоятельности.

3. Имущество, выделенное организации учредителем, может быть источником дополнительных доходов от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. Однако ни эти доходы, ни имущество, на них приобретенное, не становятся собственностью учреждения, они поступают в оперативное управление и учитыва­ются отдельно от доходов и имущества, выделенного учреждению.

4. Имущество, выделенное учредителем, должно использо­ваться организацией для целей, определенных собственником и в соответствии с его заданиями, а также назначением имущества. Це­ли деятельности организации, определенные собственником, и его задания по реализации целей отражаются в уставе организации и ее планах. Для реализации этих целей собственник имущества прини­мает на работу (назначает) руководителя учреждения, которого может снять с работы в случае ненадлежащего выполнения заданий и реализации целей организации.

5. Учредитель (собственник) организации, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

б. Учредитель несет субсидиарную (восполнительную, дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения, в связи с чем на него не распространяется закон о банкротстве..

Как видно, конструкция учреждения – единственного из некоммерческих организаций несобственника – основана на весьма ограниченном праве оперативного управления на переданное собственником имущество. Это позволяет ему удерживать организацию в нужном направлении деятельности, дает возможность устанавливать обязательные задания по производству социально значимых услуг и контролировать условия их производства. Именно направление дея­тельности, объем, структура, а иногда и технология работы может быть задана собственником (государством) и проконтролирована им в отношении театров, библиотек, музеев, потому что результаты их деятельности трудно запланировать с исчерпывающей полнотой.

Вместе с тем статус учреждения, предполагая ответственность учредителя за создание условий исполнения его заданий, не позво­ляет установить размеры этой ответственности. Так, в законе «О не­коммерческих организациях» сказано, что собственник финансирует учреждение полностью или частично, однако границы финансиро­вания в законе не прописаны. Это определяет саму возможность не­дофинансирования со стороны собственника.

В условиях остаточности финансирования отрасли культура отсутствие обоснованных норм бюджетных ассигнований на ее ор­ганизации и существование значительных проблем формирования бюджетов приводит к сокращению бюджетных средств, выделяемых учредителем на организации культуры, уменьшению объемов оказа­ния бесплатных услуг, снижению общего уровня качества продук­ции учреждений культуры. Поэтому эффективность работы органи­зационно-правовой конструкции учреждения оказывается зависимой от функционирования бюджетной системы государства.

Бюджетные проблемы и необходимость реформирования бюджетного сектора требуют изменения имущественных отноше­ний учреждений культуры. В связи с этим предстоит реформировать организационно-правовое устройство экономики, в частности речь идет о введении в юридическую практику новых организационно-­правовых форм некоммерческих организаций и преобразовании в них части бюджетных учреждений.

Помимо учреждения в отрасли культуры применяется другая форма организации - несобственника - форма государственного (муниципального) унитарного предприятия. Ее используют кино­студии и цирки. В подотрасли средств массовой информации ee ис­пользует, например, такая крупная организация, как Всероссийская государственная телерадиокомпания, являющаяся федеральным унитарным предприятием.

Организационно-правовая форма юридического лица фиксируется в его учредительных документах. «Юри­дическое лицо действует на основании устава, либо учреди­тельного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных за коном, юридиче­ское лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об ор­ганизациях данного вида» (ГК РФ, ст. 52, п. 1). Учредитель­ный договор - это договор, который заключают между собой учредители (участники), создающие организацию. Ес­ли учредитель один, необходимость в учредительном дого­воре отпадает.

В рамках реорганизации бюджетного сектора в 2006 г. принят федеральный закон о новой организационно-правовой форме – автономной учреждении (ФЗ «Об автономных учреждениях») и внесены соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Феде­ральный закон "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и др.

Автономное учреждениеэто не новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, а новый тип государственного (муниципального) учреждения.

Создание автономного учреждения (путем учреждения или преоб­разования) повлечет уточнение правоспособности бюджетных учрежде­ний, к сожалению, в сторону дальнейшего сужения их финансово-хозяйственной самостоятельности.

Рассмотрим, в чем схожи и чем различаются бюджетные (БУ) и ав­тономные (АУ) учреждения.

К общим чертам можно отнести:

- наличие только одного учредителя/собственника (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование);

- направленность деятельности на достижение социально-куль­турных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры;

- право на осуществление предпринимательской (дополнитель­ной) деятельности;

- финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов;

- распоряжение имуществом на праве оперативного управления;

- закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

- предоставление льготы по расчету налога на прибыль.

Основные различия БУ и АУ представлены в таблице.

Признаки Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Осуществление предпринима­тельской (до­полнительной) деятельности Могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по­стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целям Сверх объемов заданий учреди­теля вправе по своему усмотре­нию возмездно оказывать услу­ги (выполнять работы), относя­щиеся к основной деятельности или являющиеся дополнитель­ными по отношению к ней
Финансирование   Финансируются из соот­ветствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов   Финансовое обеспечение основ­ной деятельности по заданиям учредителя осуществляется из соответствующих бюджетов в форме субсидий, субвенций и иных источников
Распоряжение имуществом   Не вправе самостоятель­но распоряжаться дохо­дами от своей деятельно­сти и приобретенным на них имуществом Вправе самостоятельно распо­ряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом (в т.ч. не­движимым)
Ответственность   Отвечают по своим обя­зательствам имеющими­ся в распоряжении де­нежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответст­венность несет собствен­ник имущества   Отвечают всем принадлежащим имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреп­ленного собственником, или приобретенного за счет средств, выделенных собственником. Собственник не несет ответст­венности по обязательствам АУ
Органы управ­ления Единоличный руководя­щий орган (как правило, директор), назначаемый и отстраняемый собст­венником Наблюдательный совет (назна­чаемый и отстраняемый учреди­телем), руководитель (назна­чаемый и отстраняемый уч­редителем) и иные органы (на­пример, художественный совет и др.), предусмотренные зако­нодательством и уставом АУ
Участие в деятельности дру­гих юридиче­ских лиц Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться на созда­ние других организаций Вправе вносить денежные сред­ства и иное имущество в устав­ный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества
Контроль Административный кон­троль затрат Контроль результатов потреби­телями услуг

 

Несомненным достоинством АУ по сравнению с БУ является большая свобода в распоряжении имуществом, в т. ч. доходами от соб­ственной деятельности (вплоть до права выступать в качестве учре­дителя юридических лиц).

К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может при­вести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отме­тить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких пре­образований, БУ может быть ликвидировано собственником.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...