Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации студентам по освоению данной дисциплины




Программой курса «История России» предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий; изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Основной формой ознакомления студентов с теоретическими и методологическими достижениями исторического познания служат лекционные занятия. Лекционные курсы по истории, как правило, носят элективный (избирательный) характер. В условиях информационного потока, множества разнообразной исторической литературы меняются не только содержание, но и цели, характер, направленность лекций. Они читаются по наиболее актуальным и сложным проблемам и призваны вовлечь студентов в активную мыслительную деятельность, дополнительную самостоятельную работу.

Основной акцент в лекциях делается на разъяснении наиболее трудных для понимания, спорных проблем отечественной истории. При изложении материала демонстрация разнообразия существующих исследовательских подходов дополняется их критической оценкой и выделением наиболее эвристичных и перспективных концепций. В целом, для лекционных занятий характерны: во-первых, концептуальность, т.е. теоретическая фундаментальность, высокий научный уровень, целостность построения и изложения материала с выделением ведущей идеи; во-вторых, методологическая и мировоззренческая направленность.

Задачей практических занятий является углубление освоения студентами содержания лекционных тем, а также рассмотрение ряда актуальных периодов и проблем отечественной истории. Одним из основных видов учебных практических занятий являются семинары. Они, как и лекционные курсы (конспекты лекций), носят элективный (избирательный) характер. Семинары проводятся по отдельным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения наиболее сложных проблем исторической науки; привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации; формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Последовательность изучения материала, формы и методы проведения занятий определяет преподаватель, ведущий семинар. Обязательной составляющей семинара является организация обсуждения поставленных вопросов с вовлечением в него всей аудитории. Дискуссия должна проводиться самими студентами при контроле и регулировании со стороны преподавателя. В практике изучения гуманитарных наук в основном культивируются пять типов семинарских занятий: вопросно-ответный (развернутая беседа); семинар-дискуссия; семинар-исследование; семинар-«круглый стол»; семинар-«пресс-конференция». В зависимости от времени проведения указанные семинары подразделяются на промежуточные, рубежные и итоговыепо темам и разделам курса. В тоже время, семинары служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенных в лекционном курсе. Также возможны задания по самостоятельному изучению отдельных вопросов лекционного курса, которые выполняются в виде конспекта по рекомендуемой литературе, либо в виде поиска необходимой информации в Internet и других источниках информации. Результаты выполнения самостоятельной работы докладываются студентами во время аудиторных занятий, проверяются в ходе текущего контроля. Кроме того, изучение рекомендуемой литературы необходимо при подготовке к практическим занятиям, требующим предварительного самостоятельного осмысления учебного материала.

Текущий контроль включает проверку конспектов (лекций, исторических источников, рекомендованной литературы), оценку студенческих сообщений на практических занятиях (семинарах) и проведение контрольных работ. В соответствии с учебным планом в течение семестра для студентов всех специальностей очной формы обучения проводятся аттестации. Промежуточные аттестации заключаются в выполнении тестов по программно-дидактическим тестовым материалам (ПДТМ) из соответствующих разделов курса. При выведении аттестационной отметки учитывается работа студента на практических занятиях (семинарах). Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, которая сдается устно (в форме собеседования) во время консультаций или в сроки, установленные графиком экзаменационной сессии. Итоговый контроль предусмотрен в виде экзамена. Для успешной сдачи экзамена студент должен посещать занятия, выполнить все индивидуальные задания, получить положительные оценки на промежуточных аттестациях. Способы проведения контроля: письменные контрольные работы; тестирование (промежуточный контроль); устное собеседование по контрольным вопросам (экзамен).

Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену по всему курсу

Семестр, зачет

1.История России: предмет, цели и задачи курса. Периодизация истории России.

2.Проблема происхождения славян. Дискуссия о времени и возможных территориях расселения.

3.Дискуссия об этнической принадлежности русов. Этноним «русь» в западноевропейских, византийских, восточных источниках

4.Варяжский аспект образования Древнерусского государства. Славянские «племена» по Повести временных лет.

5.Образование древнерусского государства. Норманская теория и ее критика

6.Политическая история Киевской Руси 879-980 гг.

7.Русь при Владимире: собирание государства. Крещение Руси в 988 г. Значение принятие христианства.

8.Сыновья Владимира – князья – «наместники». Вопрос о «лествичной системе» и завещание Ярослава Мудрого

9.Культура Древней Руси. Сосуществование язычества и христианства. Быт населения Древней Руси по данным письменности и археологии

10.Сложение системы полусамостоятельных княжеских государств. Дискуссия о хронологии политической раздробленности

11.Политическое устройство русских земель. Структура управления. Состав вече в XII – начале XIII вв.

12.Дискуссия о роли татаро-монгольского ига в становлении Русского государства. Евразийство. Источники по истории монголов.

13.Образование монгольской державы. Причины монгольской экспансии. Появление монголов на рубежах русских земель.

14.Борьба русских земель против татаро-монгольского нашествия. Катастрофические последствия нашествия Батыя.

15.Образование Золотой Орды. Утверждение господства Золотой орды над Русью. Политика княжеских династий по отношению к Золотой Орде.

16.Проблемы внешней политики Александра Невского. Борьба с немецко-шведской экспансией.

17.Княжение Ивана Калиты. Собирание земель вокруг Москвы.

18.Церковь и светская власть в середине XIV в. Митрополит Алексий. Борьба за великокняжеский стол в период малолетства Дмитрия.

19.Куликовская битва и нашествие Тохтамыша. Их последствия. Личность Дмитрия Донского. Завещание Дмитрия Донского.

20.Русь и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Значение унии 1385 г. Василий Дмитриевич и Витовт.

21.Феодальная война второй четверти XV в. Причины феодальной войны. Ее итоги.

22.Формирование концепции «Москва-Третий Рим».

23.Понятие, историческое значение централизации, внутренние и внешние причины объединения территории и централизации. Самодержавие и централизация.

24.Объединение княжества Северо-восточной Руси вокруг Москвы (вторая половина XV – начало XVI вв.). Положение после феодальной войны. Правление Ивана III.

25.Судебник 1497 г. Характер социальных отношений в конце XV в. Вотчина и поместье. Крестьяне «черные», поместные, монастырские.

26.Ослабление роли Боярской Думы в княжение Василия III. Проблема «княжат». Дальнейший рост территории Московского княжества.

27.Реформы середины XVI в. Реформы Елены Глинской. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство.

28.Реформы 1550–1560-х гг. Судебник 1550 г.

29.Перемена во внутренней политике в 1560 г. Субъективный смысл и объективное содержание опричнины. Последствия опричнины.

30.Внешняя политика Ивана Грозного.

31.Культура России в XIV–XVI вв.: общие условия культурной жизни. Влияние процесса централизации на культуру. Дискуссия нестяжателей и иосифлян.

32.Внутреннее и внешнее положение страны после смерти Ивана Грозного. Царствование Федора Иоановича. Собор 1598 г. Правление Бориса Годунова.

33.Смутное время. Начало внешней интервенции. Правление Дмитрия-самозванца.

34. Переворот 17 мая. Воцарение Василия Шуйского. Обострение противостояния севера и юга. Восстание под предводительством Болотникова. «Семибоярщина».

35.Национально-освободительная борьба русского народа и подъем земских учреждений. Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы.

36.Земский собор 1613 г. Избрание нового государя и соборное ограничение его власти. Характеристика первых Романовых, их государственной деятельности и их личного окружения.

37.Типология государственного строя России XVII в. Начальный этап формирования абсолютизма в России, его атрибуты и социальная сущность.

38.Церковь и государство в XVII в. Реформа Никона.

39.Центральные органы управления в XVII в. Приказы. Особенности приказной системы. Классификация и функции приказов.

40.Экономическое развитие России в XVII в. Дискуссии о начале генезиса капитализма в России.

41.Социальное развитие России в XVII в. Служилые люди «по отечеству» и «по прибору». Частновладельческие и черносошные крестьяне. Городское население.

42.Причины и условия принятия Соборного уложения 1649 г.

43.Народные движения в XVII в.: городские восстания, крестьянская война под предводительством С.Т. Разина, движение раскольников.

44.Внешняя политика России в XVII в.: русско-польские и русско-шведские отношения.

Борьба России с Крымом и Турцией.

45. Внешняя политика России в XVII в.: восточное направление. Присоединение Сибири и Камчатки.

46. Культура и быт России в XVII в.

 

Семестр, экзамен

1. Царевна Софья. Внутренняя и внешняя политика ее правительства.

2. Формирование личности Петра Великого. Свержение Софьи. «Компания» Петра. Великое посольство. Азовские походы. Завоевание Азова. Константинопольский мир.

3. Реформы Петра I: предпосылки и содержание реформ. Итоги преобразований и их оценка современниками и потомками.

4. Создание регулярной армии и флота. Северная война. Борьба за выход к морю. Ништадский мир.

5. Оформление абсолютизма в России. Провозглашение Петра I императором. Противники реформ Петра I. Проблема престолонаследия.

6. Судьбы престола после смерти Петра Великого. Дворцовые перевороты, роль гвардии. Екатерина I. Учреждение Верховного Тайного совета. Петр II и А.Д. Меншиков.

7. Правление Анны Ивановны.

8. Царствование Елизаветы Петровны. Внутренняя и внешняя политика.

9. Петр III. Внутренняя и внешняя политика.

10. Екатерина Великая. Восшествие на престол. Просвещенный абсолютизм. «Наказ» Екатерины. Уложенная комиссия.

11. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Проблемы крестьянских войн в исторической литературе.

12. Губернская реформа Екатерины II. Укрепление власти дворян на местах при Екатерине II. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» дворянства.

13. Внешняя политика Екатерины Великой.

14. Меры по централизации государственной власти при Павле I. Внешняя политика.

15. Реформаторская деятельность Александра I (основное содержание реформ, их противоречивость).

16. Проекты и реформы Сперанского М.М. Записка Карамзина Н.М. «О древней и новой России».

17. Основные направления внешней политики Александра I.

18. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813–1814 гг.

19. Венский конгресс (его решения и последствия для России и Европы).

20. Декабризм (предпосылки возникновения, тайные организации, восстание, суд, судьба декабристов). Политические программы декабристов: «Русская правда» и «Конституция» (содержание и сущность).

21. Международное положение России в эпоху Николая I. Восточный вопрос во внешней политике России 1850–1853 гг.

22. Внутренняя политика Николая I в 1825–1855 гг.

23. Теоретические основы и социально-экономические воззрения “Западников” и “Славянофилов”.

24. «Теория официальной народности» С.С. Уварова, ее содержание и сущность.

25. Россия и Кавказ в первой половине XIX века (присоединение народов Закавказья и Северного Кавказа, основные этапы Кавказской войны.

26. “Крымская война” (боевые операции на Балтике, Белом море и Тихом океане. Дунайский и Кавказский театры военных действий, ход боевых действий в Крыму). Парижский конгресс (причины заключения, содержание мирного трактата, внешнеполитические и внутриполитические последствия соглашения для России).

27. «Амурский вопрос»: содержание понятия и его история. Хозяйственное освоение Северо-восточной части Дальнего Востока и Аляски в конце XVIII – первой половине XIX вв. Начало заселения Приамурских территорий. Амурские сплавы. Деятельность Н.Н. Муравьева-Амурского. Айгуньский договор. Тяньцзинское соглашение с Китаем. Дополнительный Пекинский договор.

28. Предпосылки отмены крепостного права. Проекты реформы, их подготовка в редакционных комиссиях и Государственном совете. Содержание реформы.

29. Реформы 1860-1870-х гг. и их значение. Историография вопроса.

30. Россия в порефороменный период. Дискуссия о социальной опоре самодержавия.

31. Либеральный лагерь в 60-70-х гг. XIX в.. Основные идейные течения в народничестве. «Хождение в народ». Программа и деятельность землевольцев. Образование «Народной воли» и «Черного передела».

32. Основные направления внешней политики правительства Александра II. Внешнеполитическая программа Горчакова «Россия сосредотачивается». Восточный кризис 1875–1876 гг. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Присоединение Средней Азии.

33. Россия на рубеже 1870-1880-х гг. Александр III и его окружение. М.Т. Лорис-Меликов.

34. Введение института земских начальников. Ограничение института мировых судей. Ревизия земской и городской реформ при Александре III. Национальная политика Александра III.

35. Внешняя политика правительства Александра III.

36. Земский либерализм. Совещания и съезды земских деятелей. «Радикальный либерализм. Революционное направление. Формирование партии социалистов-революционеров. Распространение марксистских идей в России. Формирование социал-демократической партии.

 

Семестр, зачет

1.Дайте характеристику внутренней политики России в 1894–1904 гг. (ОК-2, ПК-2)

2.Что вы вкладываете в понятие «рабочий и крестьянский вопросы в политике правительства в начале ХХ в.» (ОК-2, ПК-2)

3.Назовите основные причины, этапы, итоги первой русской буржуазно-демократической революции 1905 – 1907 гг. (ПК-2, ПК-1)

4.Дайте характеристику внешней политики России на рубеже XIX – XX вв. (ОК-2, ПК-2)

5.Дайте характеристику причин участия Российской империи в первой мировой войне. (ОК-2, ПК-1)

6.Сделайте анализ причин, хода, итогов Февральской революции 1917 г. (ОК-2, ПК-2)

7.Дайте характеристику политики Временного правительства в период февраль-июль 1917 г. (ОК-2, ПК-1)

8.Сделайте анализ майского и июльского кризиса 1917 г., корниловского мятежа. (ПК-1, ПК-2)

9.Что должны знать учащиеся по теме: «Октябрьская революция 1917 г.: предпосылки, основные этапы, итоги». (ОК-2, ПК-2)

10. Сделайте анализ внутренней и внешней политики советского правительства в ноябре 1917 – мае 1918 гг. (ОК-2, ПК-1)

11. Дайте характеристику развития национальных отношений в России в период гражданской войны. (ОК-2, ПК-2)

12. Объясните основные причины, этапы, итоги гражданской войны и иностранной интервенции в России (1918–1922 гг.). (ОК-2, ПК-2)

13. Что вы вкладываете в понятие НЭП. Назовите основные положения НЭПа, его влияние на внутриполитическую ситуацию в аграрном секторе, промышленности. (ПК-1, ПК-7)

14. Дайте характеристику первой и второй пятилеткам (основные этапы, итоги). (Ок-2, ПК-1)

15. Сделайте анализ политики коллективизации: причины, этапы, итоги. (ПК-1, ПК-2).

16. Что должны знать учащиеся по теме: «Конституция СССР 1936 г.» (ПК-1, ПК-7)

17. Дайте характеристику внешней политики СССР в 1920 – 1930-е гг. (ОК-2, ПК-2)

18. Сделайте анализ начального периода ВОВ. (ПК-7, ПК-1)

19. Объясните в чем заключается значение коренного перелома в ходе Второй мировой войны. (ОК-2, ПК-2)

20. Дайте характеристику экономического развития СССР в период ВОВ. (ОК-2, ПК-1)

21. Сделайте анализ политики оккупационных властей на Украине, Прибалтике, Белоруссии, Молдове, Крыму, Кавказе. (ОК-2, ПК-2)

22. Охарактеризуйте внешнюю политику СССР в период ВОВ. (ПК-1, ПК-2)

23. Сделайте анализ освободительной миссии СССР в Центральной и Юго-Восточной Европе 1944 – 1945 гг. (ПК-7, ПК-1)

 

Семестр, экзамен

1. Сделайте анализ социально-экономического развития СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). (ОК-2, ПК-1)

2. Дайте характеристику внутриполитического развития СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). (ПК-1, ПК-2)

3. Сделайте анализ внешней политики СССР в 1945-1953 гг. (ОК-2, ПК-2)

4. Что вы вкладываете в понятие «Десталинизация» в советском обществе в период 1954-1964 гг. (ПК-1, ПК-7)

5. Дайте характеристику социально-экономического развития СССР в 1954-1964 гг. (ПК-1, ПК-2)

6. Сделайте анализ внешней политики СССР в 1954-1964 гг. (ОК-2, ПК-1)

7. Дайте характеристику социально-экономического развития СССР в 1965-1985 гг. (ОК-2, ПК-2)

8. Что должны знать учащиеся по теме: «внутриполитическое развитие СССР в 1965-1982 гг.» (ПК-1, ПК-7)

9. Сделайте анализ национальной политики в СССР в 1965-1985 гг. (ПК-2, ПК-7)

10. Дайте характеристику внешней политики СССР в 1965-1985 гг. (ПК-2, ОК-2)

11. Что должны знать учащиеся по теме: «Противоречия советской идеологии и социальной политики в 1965-1985 гг.» (ПК-2, ПК-7)

12. Что должны знать учащиеся по теме: «Внутриполитические преобразования в СССР в 1985-1988 гг.» (ПК-1, ПК-7)

13. Что вы вкладываете в понятие «Парламентаризм в СССР в 1988-1991 гг.» (ПК-2, ПК-7)

14. Дайте характеристику социально-экономического положение СССР в 1985-1991 гг. (ОК-2, ПК-1)

15. Сделайте анализ социальной политики в СССР в 1985-1991 гг. (ОК-2, ПК-2)

16. Что должны знать учащиеся по теме: «Национальные отношения в СССР в 1985-1991 гг.» (ОК-2, ПК-7)

17. Дайте характеристику внешней политики СССР в 1985-1991 гг. (ОК-2, ПК-1)

18. Что должны знать учащиеся по теме: «Распад СССР: причины, ход, результаты» (ПК-2, ПК-7)

19. Сделайте анализ политического кризиса в России в 1992-1993 гг. (ОК-2, ПК-2)

20. Дайте характеристику социально-экономического положения России в 1992-1996 гг. (ОК-2, ПК-1)

21. Что должны знать учащиеся по теме: «Внутренняя политика России в 1993-1999 гг.» (ПК-1, ПК-2)

22. Сделайте анализ межнациональных отношений в РФ в 1990-е - начале XXI вв. (ПК-2, ПК-1)

23. Что вы вкладываете в понятие «Российская многопартийная система в 1990-е гг.» Дайте характеристику основных политических партий. (ПК-1, ПК-7)

24. Дайте характеристику внешней политики РФ в 1990-е гг. (ОК-2, ПК-1)

25. Сделайте анализ социальной политики в РФ в 1990-е гг. (ОК-2, ПК-2)

26. Дайте характеристику внутренней политики в РФ в 2000-2012 гг. (ПК-1, ПК-2)

27. Сделайте анализ социально-экономического развития России в 2000-2012 гг. (ОК-2, ПК-1)

28. Дайте характеристику внешней политики РФ в 2000-2012 гг. (ОК-2, ПК-2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...