Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страхи детские-проблемы взрослые




О сайте

 

Чувство страха- это неприятное чувство ощущения риска или опасности вне зависимости от того реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к

какому - либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь приведений и т. д.). Страх представляет собой одну из основных эмоций.
Страх является наиболее разрушительной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. Организм адаптируется к источнику страха, запоминает его «на всякий случай» и «помещает его в черный список». На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страх у одного человека может отличаться по степени от страха у другого человека. Иногда он может выражаться в фобиях. Недостаточный самоконтроль может приводить к социальным проблемам, неправильному поведению и глупым и опасным поступкам.
Некоторые психологи считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях.
Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности. Мания преследования (Paranoia), Ужас (Horror), Страх(Terror), Испуг(Fright), Комплекс преследования (Persecution complex).

В психотерапии страх выступает «удобной» диагностической меткой, которая отмечает подсознательную травмирующую ситуацию. Помимо того, что эмоция страха помогает в диагностике, она бесценна в технологи коррекционной работы. До тех пор, пока переживаемый страх носит умеренный характер, он естественен, а значит, необходим для развития. Но как только родители начинают замечать, что поведение ребенка ощутимо отличается от их представлений о норме, уместно прибегнуть к психологическому консультированию. О наличии осознаваемых и неосознаваемых страхов у взрослого и ребенка может говорить частое переживание безотчетной тревоги, неприятных ощущений за грудиной, в области солнечного сплетения либо в области кишечника. Ребенок часто не может вычленить области неприятных переживаний в теле и бурно реагирует всем своим поведением. В таких случаях источник страха уже находится в его подсознании, и это сильно дезориентирует родителя, мешает правильно организовать свои усилия.

Отдельное место занимают так называемые детские страхи. Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они очень важны для развития ребёнка. Они сдерживают и направляют детское развитие в период обучения и социализации. Каждый страх или вид страхов появляется только в определённом возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои страхи», которые в случае нормального развития со временем исчезают. Они являются важным звеном в регуляции поведения ребёнка и, в целом, имеют положительное адаптационное назначение. Детский страх формируется в силу того, что ребенок сталкивается с факторами, ограничивающими его поведение, сдерживающими его свободу. Эти факторы, будучи «нормально отдозированными», носят воспитательную функцию. Но часто бывает, что ребенок сталкивается с агрессией окружающего мира в отсутствие родителя. Будучи не в состоянии понять и объяснить сути такого воздействия (а это может быть и громкий окрик соседки, и страшный кадр в фильме, и подзатыльник от сверстника, и звуки из-за окна, услышанные после вечерней сказки и еще тысяча разнообразных конкретных вариантов), малыш запоминает образ этого «воздействия» и начинает его бояться. Коварство такого запечатления заключается в том, что взрослый (родитель, няня, бабушка и т.д.) не в состоянии его отследить и вовремя искоренить по одной причине – взрослый не увидит страшного там, где это увидит ребенок. Поэтому терапевтическую процедуру необходимо организовывать так, чтобы ребенок выступал проводником в свой мир и показывал то место, где живет его персональный кошмар. При правильном построении процесса психотерапии ребенок не только укажет на источник своего беспокойства, но и поможет его искоренить.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, с тем, чтобы не нарушать развития ребёнка. Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее – аутизму, психосоматическим заболеваниям, то этот страх, бесспорно, патологический.

Страхи меняют поведение, формируют ожидания, страхи отражаются на характере и сексуальных предпочтениях. Воздействие страхов на развитие личности имеет свои далеко идущие последствия. Поэтому психологическая коррекция наиболее эффективна на ранних стадиях формирования психосоматического комплекса – на стадии существования пока детских страхов. И, напротив, чем больше событий наслоилось в жизни человека, тем дольше и сложнее приходится распутывать их взаимосвязь и взаимовлияние.

Жизнь взрослого человека сопряжена с регулярным переживанием эмоции страха. Взрослый человек склонен адаптироваться к своим негативным эмоциям (из серии «наш человек ко всему может привыкнуть»).Однако переживаемый страх существенно ограничивает внешнюю и внутреннюю свободу человека, подвергая необоснованным гормональным атакам внутренние органы, что ведет к их преждевременному износу. Подсознание накапливает негативный опыт «на всякий случай», и в какой-то момент он становится обузой. Поэтому в целях профилактики вероятных психосоматических заболеваний необходимо регулярно разряжать накопившиеся в подсознании напряженности и тем самым повышать адаптационный ресурс организма..

Психолог Василий Шеховцов

 

Классическая истерика

Детская психология

"Истерик у нас нет уже полтора года. Совсем. Но продолжались они год или два, и было это так, как тут описано. -------------------------------------------------------------------------------... - Лара, она там грядки копала, она очень грязная. А мне надо котлеты пожарить. - Хорошо, мамуль, мы ее сейчас переоденем. Гунь? - Ну да. Пошли, Гош?! - Мамаааааа, но я с тобой хочууууууу.... - Гунь, тогда я ее переодену, а ты почисти картошку там, ладно? - Ну да, хорошо... - Гош, пошли, я тебя переодену. - Но я..... но яяяяяя.... я хочу с дедушкой на балкоооооон.... - Вот переоденемся, и пойдешь. Ты очень грязная, Гош. Тебе даже никуда садиться нельзя. Пойдем? - Но я хочу.... я хочу самаааааааа..... АААААААА!!!!!!! Не ходи ко мне в комнатуууууууу!!!!!!!!!!!!!! АААААААААААААА!!!!! - Гош, я только хочу тебе дать одежду, пожалуйста, сама так сама.... - НЕЕЕЕЕЕТТТ!!!!! НЕ ХОЧУУУУУУ!!!! Я ХОЧУ С ГУУУУНЕЙ!!!!! - Гош, но Гуня только что тебе предлагала помощь свою. Ты же отказалась, правда? И Гуня уже занята чем-то другим... - ААААААААААААААААААА!!!! С ГУУУУУУУНЕЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ГУУУУУУУУНЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!! ААААААААААААААААА!!!!.... Можете не сомневаться: если Гуня-таки придет, Гоша будет недовольна чем-то другим, и с той же силой. Так начинается НАША КЛАССИЧЕСКАЯ ИСТЕРИКА (НКИ в дальнейшем). Даже "частичные" свидетели НКИ знают, что это очень печальное и невротизирующее зрелище. Ребенок становится невменяемым. Выдержать общение с ней в рамках НКИ может только человек зрелый и видавший виды, с психикой хирургического, я бы сказала, здоровья. Я, как мать, принимаю этот удар на себя, но это просто потому, что больше некому. Я звонила консультировалась про эту гадость аж Венгеру в Москву. С тех пор, как я выработала правила "процессирования" стандартной НКИ, они стали реже раз в десять и короче раза в четыре, семья привыкла практически моментельно "реабилитироваться" после этих потрясений, и даже ребенок стал что-то выносить из финальной части каждой новой НКИ. Однако ж, дорого бы я дала, чтобы их не было совсем. I Когда возникает НКИ? Когда ребенок перевозбужден, устал, не спал днем, имел напряженный учебный день. Каждый час без расслабухи повышает риск НКИ на порядок. II Как распознать НКИ? Далеко не всегда скандалящий и качающий права ребенок перейдет рубеж между обычным капризом и НКИ. Я глаз пристреляла к нескольким неочевидным симптомам. 1. Причины капризов внелогичны. (Почему бы не переодеться?) - В случае обычного каприза Гошка вполне внятно излагает, чего ее душенька требует, например: "Я не грязная, я не хочу снимать это платье, оно красивое!" или "Не пойду переодеваться, у меня тут кино интересное!!!") 2. Если оппонент СОГЛАШАЕТСЯ неожиданно на какое-нибудь из выдвинутых условий, ребенок тут же меняет это условие на другое или дополняет его другим. 3. Ребенок не пытается договориться с оппонентом, выдвинувшим даже весьма мягкое встречное условие или согласившимся на что-то частично - ребенок делает попытки поменять адресата, без конца требует контакта со всеми членами семьи ПО КРУГУ. 4. Появляется совершенно стойкое впечатление, что задачей ребенка является заставить вас капитулировать и согласиться на самые невероятные его требования. Какие именно будут эти требования - совершенно не имеет значения, и они эволюционируют в течение НКИ в нечто весьма далекое от исходных. 5. Ребенок действует явно во вред себе (Гоша, ты же хотела с дедушкой поиграть, они уже уйдут вот-вот!"), понимает сказанное на эту тему, но явно не в состоянии остановиться. Никакой, даже самый сильный положительный раздражитель (подарок, приглашение погулять, любимое кино по телевизору) не помогает ребенку отвлечься. III Как выглядит НКИ в бурной фазе? Ребенок орет, рыдает, дерется, громит мебель, физически все время пытается вас куда-то подтащить или оттащить, кусается, колотит руками и ногами куда попало, падает, бодается, и так далее. Не контролирует взаимодействие с опасными объектами, как то: розетки, открытые окна, стекла, посуда, просто твердые поверхности, - и поэтому не может быть оставлен в одиночестве. IV Что я делаю, когда понимаю, что это НКИ? 1. Я силой уношу ее в дальнее помещение, которое по логике вещей более всего подходит для грядущей "фазы выхода", и, по возможности, закрываюсь с ней там. Если ключа нет, дверь придется блокировать своей тушкой, значит, гораздо сильнее риск быть побитой и покусанной. 2. При первой же возможности (пока набирает воздух для следующего вопля) я ей объясняю, что мы с ней будем тут находиться ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВДВОЕМ до тех пор, пока она не успокоится - и (факультативно) не сделает то-то и то-то, вот в вышеописанном случае - пока она не переоденется, сама или при моей помощи. 3. При первой же возможности я снимаю с нее очки. А слуховой аппарат не снимаю, чтобы она хорошо слышала все производимые ею и мною звуки. 4. Если она меня бьет, я на нее сержусь ("мне больно!") и толкаюсь. Если она кусается, я сержусь тоже, и могу даже стукнуть по чему подвернется. 5. Каждую аудиопаузу я использую для того, чтобы четко, непреклонно и спокойно объяснить ей, что от нее требуется. Практически каждый раз я предлагаю ей замолчать и успокоиться. Если есть возможность, я объясняю, почему она делает себе плохо этим скандалом ("гости уедут, кино кончится"). 6. Если она начинает ломать дверь, или приближается к опасным предметам, я ее жестко оттаскиваю и отталкиваю. 7. Я не поддаюсь ни на какие ее провокации, не зову никого другого, не приношу ей пить, если в комнате нет воды, и даже не пускаю ее в туалет (это рискованно, но у меня есть ощущение, когда она на самом деле хочет в туалет, а когда врет). Я ни при каких обстоятельствах не открываю дверь. "Злая фаза", когда все это нужно выполнять, может продолжаться до получаса. Раньше, когда я еще не умела последовательно себя вести, она могла продолжаться и более. V Как я распознаю, что "злая фаза" близится к концу? 1. В крике возникают паузы, ребенок задает какие-то вопросы ("дедушкааааа.... он еще не ушеееел????!!!!!"). 2. Ребенок кричит "у меня есть идея". Я не соглашаюсь с ее идеями, они все те же:). Но это признак. 3. Ребенок громко кричит "я хочу успокоиться". 4. Ребенок лезет мне под юбку или в штанину. При появлении хотя бы одного из этих признаков я прекращаю любые назидательные речи, открываю объятия и говорю: "Ну иди ко мне, давай успокоимся". Если "злой крик" возобновляется, я возвращаюсь к правилам предыдущего пункта. VI Как успокаиваться? В "фазе выхода" ребенку плохо. Он горяч, висит на мне тряпочкой и всхлипывает. Его нужно гладить, целовать, жалеть, но и рассказывать с сожалением, как он сделал всем и себе плохо этим скандалом. Уговаривать, что всего-то и требуется от него ерунда какая-то. Предлагать варианты, как все устроить. Если снова заплачет и закричит, исходить из того, что ребенку просто трудно справиться, так ему и сказать, снова гладить и любить. Не торопиться. Позволить ребенку вдосталь полежать на мне, или где ему удобно. Потом легко и без напряга, но ОБЯЗАТЕЛЬНО выполнить то, с чего начался сыр-бор. Поскольку это было разумное требование, реализовать его В ПОЛНОЙ МЕРЕ. После чего ребенка похвалить, и немедленно выпустить из заточения. Все члены семьи приглашаются не сердиться, ласкать и утешать беднягу. Что касается меня, то мне можно накапать корвалол и налить крепкого чаю. Красиво в теории. Меня колотит после этих упражнений, как джинна на электростенде. Вменяемые люди, как Гунька, у которой не хватает сил меня подменять тут, превосходно это понимают. А вот мои родители, как выяснилось, нифига не понимают. Им что, кажется, что мне это нравится? Это тяжелая, изматывающая, невероятно болезненная работа, которую я, тем не менее, всегда беру на себя, и выполняю ее, судя по результатам, хорошо.... Однажды случилось при них, так мама рыдала все полчаса, а папа, когда я, измочаленная в сосиску, выползла из заточения с переодетой вменяемой Гошкой, устроил мне обличительную речь на тему "ноги моей не будет в этом доме".:(((((((((((((Я ему сказала, что это его право.:((((Но обидно. Очень обидно. -------------------------------------------------------------------------------- Истерик у нас нет уже полтора года. Совсем. Но продолжались они год или два, и было это так, как тут описано".

 

Что запоминают дети?

Детская психология

У ребёнка память – не то, что у взрослых! Действие памяти детей – это очень важная вещь, которую не должны забывать взрослые. Родители, вы всегда должны помнить о том, что ребёнок гораздо более эмоционален, чем логичен. Он запомнит чувства и эмоции, которые были у него в данной ситуации, чем какие-либо факты.

 

А вот и соответствующий пример. Однажды Саша с родителями поехал на дачу. Папа его пошёл на речку порыбачить, а Саша решил построить «домик» свой на даче. Мальчик с воодушевлением таскал какие-то строематериалы, стараясь строил «домик», но… Когда папа пришёл с рыбалки, то сломал творение ребёнка и сказал убрать мусор. Может быть Саша постройку разместил где-то не там, или сделал что-то не то или были какие-то другие логичные причины, но история об этом умалчивает, ведь мальчик запомнил только горечь и обиду. И в будущем, скорее всего, ему не захочется что-нибудь построить (понятно же, что осталось в памяти ребёнка). Ведь сейчас, будучи вполне взрослым человеком, он говорит: «теперь, у меня какая-то аллергия на всё, что связано со строительством.».

 

Ещё я хочу привести пример о том, что в моей памяти о детстве. Когда начался 5 класс, уроки труда стали проводиться отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. На уроках труда для девочек мы что-то готовили. Всё проходило в дружественной, непринуждённой обстановке. Учительница как-то организовывала всё так, что за довольно короткое время мы успевали хорошо провести время, чему-то научиться и ещё и угостить мальчиков. К самому процессу приготовления пищи я отношусь как-то не очень, может потому, что делать это всё же приходится, но те уроки труда вызывают тёплые, добрые воспоминания.

 

Вобщем, гораздо важнее, будет ли ощущение для ребёнка приятным или неприятным, чем конкретные детали. В любых ситуациях отношение к ребёнку должно быть уважительное (Вы показываете ему свое неуважение, когда кричите: «Да кто ты такой!?»), доброжелательное (Врядли он это почувствует, если вы позволите себе сказать: «Пошёл вон отсюда!») и заботливое (не стоит акцентировать его внимание на том, что вы столько сделали ему).

 

Не нужно забывать, что роль учителя очень важна в жизни вашего ребёнка. Ведь школьные годы занимают значительную часть в памяти маленького человека. Если процесс обучения вызывает у ребёнка скуку, то он, вероятнее всего, отвергнет самое лучшее учение. Такое отношение трудно изменить, и оно может сохраниться на всю жизнь.

 

К примеру, я записала своего сына на кружок информатики для детей. Он очень хотел научиться пользоваться компьютером, для того, чтобы играть в какие-то определённые игры (я его этому научить не могла). Учительница хотела рассказать об огромном количестве информации и наверное совсем не обращала внимание на то, чего хотят дети. Моему ребёнку стало скучно там и он бросил этот кружок и компьютер сам по себе стал ему неинтересен. С одной стороны, хорошо, что ребёнок не сидит целыми днями у компьютера, а с другой, в наше время просто необходимо обладать хоть какими-то навыками. И теперь нужно думать как исправить эту ситуацию.

 

Если же память о школе для ребёнка будет приятной, воспоминания могут в дальнейшем стать глубоко личными.

Мораль такова: поскольку ребёнок запоминает чувства гораздо легче, чем факты, необходимо, чтобы у него было как можно больше приятных воспоминаний, благодаря которым он накопит свои знания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...