П. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций
1. Устная речь: Ú уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет); Ú общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ); Ú состояние звукопроизношения; Ú способность правильно воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении. 2. Языковые операции: Ú фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами); Ú актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова — предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т. п.);
Ú грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности Ú языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень Ú чтение: оцениваются способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);
Ú письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, отдельных предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, составленного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка, текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Информативными также являются: списывание и исправление деформированных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного — непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи. Ú способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с организующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи; Ú анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности — выделение преобладающего вида. По результатам обследования проводится анализ состояния вербальных и невербальных компонентов функциональной системы письма, определяются степень их недостаточности, взаимосвязи в нарушении деятельности тех или иных функций, т. е. выявляются структура и возможные механизмы нарушения письма. При этом важно выявить не только неполноценность тех или иных функций, но и постараться определить зону их ближайшего развития, оказывая ребенку помощь в процессе выполнения исследовательских заданий, отслеживая его способность к самокоррекции, обучению. Анализ результатов обследования позволяет продумать индивидуальную педагогическую стратегию, оценить необходимость участия в коррекции таких специалистов, как психолог, психоневролог, провести консультации с родителями ребенка и его учителем.
Процесс педагогического обследования можно рассматривать как начальный этап коррекционного воздействия, и проводить его лучше в виде специально спланированных индивидуальных занятий, ведущим мотивом участия в которых для ребенка будет интерес и общение с доброжелательным взрослым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|