Примеры упражнений на развитие памяти, внимания, причинно-следственных связей, чувственно-образной сферы и саморегуляции
«Отгадки». Ребенку предлагается поиграть в отгадки, отвечая на вопросы обо всем, что есть вокруг. Вопросы может задавать взрослый или кто-либо из детей. «Сколько в комнате столов, окон? Сколько книжек в портфеле у соседки или сколько ручек на столе у учителя?» Сначала нужно отгадать, а затем посчитать. Игра способствует развитию внимания и памяти. В нее можно самостоятельно играть весь день. Доброжелательное отношение даже к неправильным догадкам ребенка поможет ему стать увереннее в себе и не бояться высказывать свои предположения. «Магазин». Ребенок «посылается в магазин». Его просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с нескольких предметов, постепенно увеличивая их количество до 5—7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными. «Пары слов». Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, называются пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог». Запомнить нужно вторые слова из каждой пары. Затем называется первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями. «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5—7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одной тематической группы: корова — теленок; близким по звучанию: стол — стон), а ребенок должен найти ошибку.
«Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной тематической группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т. д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т. д.»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое. «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (коротких рассказов) ребенку предлагается запомнить и потом назвать только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п. «Зашифруй предложение». Ребенку для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д. Ребенка просят «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2—3 фраз. «Пиктограмма». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ. «Придумай, как запомнить слова». Ребенку объясняют, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т. е. объединение в группы чем-то похожие предметы. Ему предлагается запомнить определенный набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
«Стенограф». Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1—2 минут. В это время он должен обозначать: а) события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа; б) каждое предложение — чертой, и затем указывать количество предложений в рассказе; в) каждое слово — одним штрихом, и затем указывать количество слов в рассказе. «Цепочка ассоциаций». Ребенку необходимо запомнить 30—40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т. д. Для этого следует применить метод искусственных ассоциаций. Взрослый объясняет: «Представь себе дом, по нему ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Ты срываешь апельсин, чистишь его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея (и т. д.) „Скрепив" так между собой все слова, ты неожиданно убедишься, что припоминаешь их в нужном порядке от начала до конца.» Такая тренировка затем может быть перенесена на запоминание любого учебного материала. «Вспоминание». Первый вариант. Ребенка просят вспомнить комнату его дома: какого цвета пол? покрывало на кровати? стена? Вспомнить другие вещи, людей или события, которые он видел. Второй вариант. Один ребенок из группы выходит вперед. Остальным предлагается рассмотреть его в течение 3—5 минут. Затем ребенок выходит из комнаты, а остальные дети подробно описывают, как он одет. «Приглядывание». Детям предлагается внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кто является объектом описания. Запрещается описывать детали, однозначно указывающие на человека, например очки или другие сугубо индивидуальные признаки. «Прочти спрятанное предложение». Ребенку предлагается прочитать предложение. Для этого он должен найти слова, составляющие искомое предложение, «спрятанные» среди других букв: лгорнккерогсолнцедщутсветитядугбэяркошуцрорастаялжьщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыщсвн.
«Звонкое слово». Детям предлагается встать в круг и по очереди называть числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (или из овощей — огурец, из цветов — сирень, из городов — Москва, из посуды — чашка). Вместо называния запретного числа (слова) ребенок должен хлопнуть в ладоши. «Указания». Паре детей предлагается сесть друг против друга так, чтобы А не мог видеть, что пишет Б. Б выполняет несложный рисунок и дает словесные (без жестов) указания А, как воспроизвести этот рисунок. Б может использовать слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т. п. А рисует, следуя указаниям Б, Б может наблюдать, чтобы изменять указания. Когда А закончит, рисунки сравнивают. Потом дети меняются ролями. «Назови причину». Ребенку объясняют, что у всего, что происходит, у любого явления есть причина, т. е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?» Ребенка просят назвать причину: наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д. «Подбери следующее». Ребенка просят подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый —..., завтрак —..., июль —..., лето —..., январь — ..., зима —..., седьмой —..., 2001 —... и т. п. «Расставь события по порядку». Ребенку предлагается воспроизвести последовательность событий в правильном порядке: я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я чищу зубы, я играю в футбол и т.д.; листья опадают, распускаются цветы, идет снег, созревает клубника, улетают перелетные птицы и т.д.; через год, позавчера, сегодня, завтра, месяц назад и т. д. «Время и антивремя». Ребенку предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т. п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.
«Ощущаем». Первый вариант. Детей просят обратить внимание на цвета, звуки, запахи вокруг них, ощутить прикосновения. Дается 1—2 минуты в тишине, а затем с ними говорят о том, что они заметили. Второй вариант. Детей просят обратить внимание на цвета, образы, звуки и т.д., присутствующие в их мыслях. Через несколько минут молчания это обсуждается. Третий вариант. Детей просят несколько минут молча замечать, на что они обращают внимание внутри себя или снаружи. Затем это обсуждается. «Зрительные представления». Первый вариант. Детей просят мысленно представить какую-либо геометрическую фигуру: круг, треугольник, квадрат. Потом их просят «покрасить» фигуру в какой-нибудь цвет, затем изменить немного тон на более светлый или более темный; представить, как фигура приобретает более «теплый» или более «холодный» цветовой оттенок. Затем им предлагается представить сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; мысленно раскрасить каждую из фигур; попробовать наложить их друг на друга; подобрать сочетание цветов и размеров так, чтобы было приятно на них смотреть. Второй вариант. Детей просят представить какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевленный), медленно рассмотреть его форму, изгибы, пропорции, цвет; вообразить, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю; представить, как постепенно этот предмет окружается другими предметами. Детям предлагается менять эти «декорации» до тех пор, пока картина не понравится до такой степени, что захочется все это ощутить в реальности. После этого взрослый спрашивает: «Что получилось? Что это было?» «Тактильные и кинестетические представления». Первый вариант. Детей просят представить свои ощущения от прикосновения к какому-нибудь предмету (дереву, вате, бархату, волосам и т. д.). Затем предлагается прикоснуться в воображении к коре дерева, крапиве; к только что выпавшему и тающему снегу, к разным цветам, их лепесткам, стеблю, листьям, песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку. Затем предлагается попытаться рассказать о своих ощущениях. Второй вариант. Детям предлагается представить пожатие руки, ощутить от него тепло (или холод), силу давления на руку. Взрослый просит детей мысленно погладить кошку, собаку, жабу, ежа и зафиксировать внимание на воображаемых ощущениях. Третий вариант. Детям предлагается представить различные ситуации: «Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, вползаете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в теннис, футбол, волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк) и т. д. Постарайтесь ощутить напряжение мышц и силу, которая для всего этого необходима». Четвертый вариант. Взрослый просит ребенка представить, что авторучка медленно пишет его имя, представить, как оно будет написано, если ребенок волнуется, засыпает, торопится, и зафиксировать внимание на воображаемых представлениях.
«Обонятельные и вкусовые представления». Ребенку предлагается представить, что он вдыхает запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда; а потом представить вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т. д. и зафиксировать внимание на воображаемых ощущениях. «Слуховые представления». Ребенку предлагается представить себе голоса знакомых ему людей; вообразить, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. После этого его просят представить различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов. «Синестетические образы». Первый вариант. Детям дается инструкция представить, а затем назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например красного, или определенной формы. Через минуту по сигналу — предметы синего цвета и т.д. Второй вариант. Детям дается инструкция вспомнить и постараться воссоздать переживание различных чувств: радости, страха, ярости, покоя, удивления, раскаяния. «Ввести» чувства, которые удалось воспроизвести, в соответствующие ситуации. Затем их просят попытаться рассказать о ситуации и пережитых чувствах. Третий вариант. Детям предлагается закрыть глаза, представить образ, рассмотреть его в деталях и затем заставить измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний — в осенний; лягушка — в царевну. Детей просят попытаться изобразить это своим телом; в рисунке; рассказать, что произошло. Формирование самоконтроля при письме. Одним из важных направлений в работе по оптимизации письма детей как вида деятельности является формирование навыка самоконтроля в процессе письма и после его завершения. Именно самоконтроль тесным образом связан с осознанием выполняемой деятельности, оценкой ее качества и результатов. Как уже отмечалось, несформированность самоконтроля разной степени выраженности характерна для письма большинства младших школьников с ЗПР. Низкий самоконтроль при письме приводит к тому, что дети не замечают ошибок ни по ходу записи, ни при ее проверке. Ошибки, обусловленные низким самоконтролем, трудно отличить от дисграфических, разве что такие ошибки не имеют стойкого и постоянного характера. У детей с низким самоконтролем повторная запись текста отличается от предыдущей количеством ошибок, их местом в тексте и характером. Особо следует сказать о младших школьниках с ЗПР, у которых дисграфия сочетается с низким самоконтролем при письме. Письменные работы таких детей изобилуют разнообразными ошибками, и логопед испытывает большие затруднения в классификации характера нарушения письма и в выборе основного направления педагогической коррекции. Логопедическое обследование таких детей занимает больше времени и требует неоднократного возвращения к выполнению детьми тех или иных заданий на проверку качества функционирования звеньев, обеспечивающих процесс письма. Несформированность самоконтроля при письме также отрицательно влияет на сроки и эффективность логопедической работы по устранению дисграфии. Все это определяет необходимость формирования у младших школьников с ЗПР самоконтроля при письме. У учащихся с дисграфией формирование самоконтроля можно выделить как самостоятельное направление коррекции письменной деятельности. Следует подчеркнуть, что формированию самоконтроля в письме у детей с дисграфией должна предшествовать работа по овладению ими звукобуквенной символизацией, языковым анализом и синтезом структуры слов и предложений. В связи с тем, что вопрос формирования самоконтроля в письме детей с дисграфией не освещался широко в специальной литературе по проблемам практической логопедии, рассмотрим его подробнее. Отличительной особенностью детей с низким самоконтролем является резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Такая недостаточность обусловливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания. Осознать взаимосвязь внимания и самоконтроля, а также определить содержание работы по формированию самоконтроля помогают исследования П.Я.Гальперина (1959) и его последователей. Известно, что внимание является необходимым условием успешной деятельности. Оно не выступает как самостоятельная форма психической деятельности и не имеет своего отдельного, специфического продукта. В работах большинства психологов внимание определяется лишь свойством любой психической деятельности, направленностью и сосредоточенностью психической деятельности на своем объекте. Формирование внимания представляет сложную задачу, так как оно наименее содержательно и трудно управляемо как психическое явление. Экспериментальные исследования П.Я.Гальперина и его коллег показали, что ни улучшение условий деятельности школьников, ни желание детей хорошо выполнить работу не могут обеспечить успех, если дети не овладевают вниманием как содержательной деятельностью, если они не знают, каким образом внимательно выполнить работу. Эти наблюдения позволили П.Я.Гальперину сформулировать гипотезу, по которой рассматривать внимание следует как отдельную, самостоятельную форму психической деятельности, и ему, наряду со всякими другими действиями, надо специально учить. Согласно этой гипотезе, в качестве такой отдельной формы психической деятельности внимание тождественно контролю, доведенному до уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия. Свое экспериментальное подтверждение гипотеза П. Я. Гальперина нашла в работах С. Л. Кабыльницкой (1974) и других исследователей. В результате поэтапного формирования у детей самоконтроля это предметное действие становится идеальным и присоединяется к основному производительному действию. «Всегда направленный на основное производительное действие контроль сливается с ним и сообщает ему свои характеристики — направленность на основное действие и сосредоточенность на нем. Когда контроль из развернутого действия переходит в идеальный план, сокращается и автоматизируется, он превращается во внимание к сопряженной с ним деятельности» (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 1974). Для формирования контроля как предметного действия С. Л. Кабыльницкая и ее коллеги рекомендовали определить его порядок, средства и способы проверки каждого из них, способ фиксации результатов этой проверки. В соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий все это должно быть разъяснено детям и предложено в виде записи на карточке — во внешней, материальной форме. В таком же виде сначала формируется и само действие контроля. Затем его переводят в идеальный план и доводят до сокращенного и автоматизированного выполнения. Впервые было решено развивать внимание при письме путем управляемого поэтапного формирования контроля как содержательного предметного действия. В связи с тем, что письмо является сложным видом деятельности, включающим в себя такие операции, как запоминание, членение, воспроизведение и другие, а также в связи с трудностями выделения контроля, пригодного для любого письменного задания, С. Л. Кабыльницкая предложила формировать контроль при письме с помощью одного из учебных действий — проверки ошибок в записи текста. Последовательность работы по формированию контроля осуществляется в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий. Сначала действия разъясняются ребенку, он наблюдает за образцом выполнения проверки записи, затем сам выполняет действия в следующей последовательности: Ú с опорой на карточку с правилом и проговаривая вслух действия контроля; Ú без карточки с проговариванием вслух действий (этап «громкой речи»); Ú с постепенным сокращением громкой речи и переходом ее в шепот, в речь «про себя»; Ú выполнение действий контроля молча, т. е. в умственном плане. Критерием перевода действия на следующий этап служит мера его усвоения. С. Л. Кабыльницкая разработала правило проверки записи школьником: наметь порядок выполнения проверки: сначала проверяем по смыслу, затем — по написанию. 1. Читай предложение вслух. 2. Подходят ли слова друг к другу? 3. Нет ли пропуска слов? 4. Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог 5. Подходят ли буквы к слову? 6. Нет ли пропуска букв? Н. П. Карпенко и А. И. Подольский (1980), взяв за основу методику С. Л. Кабыльницкой, модифицировали ее и предложили дополненный вариант проверки записи слов: 1. Читай слово вслух, выделяя каждый слог чертой. 2. Нет ли пропуска слога или буквы? 3. Нет ли замены букв, сходных по звучанию? 4. Правильно ли написаны буквы? Учитывая, что большинство детей с недостаточностью внимания испытывают трудности в обобщении и переносе навыка, авторы не ограничились воспитанием самоконтроля только с помощью проверки заданий. Самоконтроль должен иметь место при усвоении детьми способа действия и при выполнении письменных заданий с применением усвоенного способа действия, иначе говоря, необходимо направить детей по пути, приводящему к определенному результату. Поставив цель научить детей сразу писать без ошибок, Н.П.Карпенко и А. И. Подольский предложил поэтапное формирование действий контроля непосредственно в процессе написания сначала предложений с опорой на сюжетные картинки, затем, на этапе «громкой речи»,— в процессе написания диктантов. В данном случае правило включает в себя три раздела: проговаривание подлежащего записи материала, непосредственно запись и проверка написанного. Таким образом, правило написания текста (по Н. П. Карпенко и А. И. Подольскому) сводится к следующему плану. 1. Повтори предложение вслух. 2. Подходят ли слова друг другу? 3. Составь схему предложения. 4. Записывай слова, при этом подумай: а) какие буквы 5. Проверь написанное, отделяя каждый слог. В результате экспериментальное обучение детей действиям контроля в процессе записи, поданным авторов, позволило в относительно короткие сроки свести к минимуму количество ошибок, обусловленных неполноценностью внимания при письме. Учащиеся начинали контролировать свои действия при выполнении письменных работ по мере усвоения образца. Опираясь на опыт экспериментального обучения детей контролю при письме, можно рекомендовать использовать методику С.Л. Кабыльницкой и ее модифицированный Н.П.Карпенко и А. И. Подольский предложил поэтапное формирование действий контроля непосредственно в процессе написания сначала предложений с опорой на сюжетные картинки, затем, на этапе «громкой речи»,— в процессе написания диктантов. В данном случае правило включает в себя три раздела: проговаривание подлежащего записи материала, непосредственно запись и проверка написанного. Таким образом, правило написания текста (по Н. П. Карпенко и А. И. Подольскому) сводится к следующему плану. 1. Повтори предложение вслух. 2. Подходят ли слова друг другу? 3. Составь схему предложения. 4. Записывай слова, при этом подумай: а) какие буквы 5. Проверь написанное, отделяя каждый слог. В результате экспериментальное обучение детей действиям контроля в процессе записи, поданным авторов, позволило в относительно короткие сроки свести к минимуму количество ошибок, обусловленных неполноценностью внимания при письме. Учащиеся начинали контролировать свои действия при выполнении письменных работ по мере усвоения образца. Опираясь на опыт экспериментального обучения детей контролю при письме, можно рекомендовать использовать методику С.Л. Кабыльницкой и ее модифицированный Н.П.Карпенко и А. И. Подольским вариант в коррекционно-логопедической работе со школьниками, имеющими задержку психического развития. Актуальность применения методики в работе с данной категорией учащихся помимо основной цели — формирования самоконтроля при письме — обусловлена также особенностями учебной деятельности этих детей. Методика способствует развитию у школьников с ЗПР рациональных приемов работы: умения выделять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты деятельности. Как уже говорилось выше, формирование самоконтроля при письме можно выделить самостоятельным направлением в работе по устранению дисграфии у младших школьников с ЗПР. Однако не следует забывать о том, что осознание допущенных ошибок также является важной задачей коррекции письменной деятельности у таких детей, ошибки которых в письме обусловлены только низким самоконтролем. Для реализации этой задачи рекомендуется проводить с учащимися предшествующую формированию самоконтроля работу по уточнению представлений детей о языковых единицах — предложении, слове и их составе. Особое внимание в этой работе стоит уделять ориентировке детей не только на более знакомый им звуковой, но и на зрительный образ слова. На этом (первом) этапе коррекции дети могут выполнять следующие задания и упражнения: • составление предложений по картинкам и их схематическое • угадывание предложений, «записанных» в виде схем под сюжетными картинками; • вставление пропущенных слов и записи предложений под • уточнение дифференциации звука (буквы) и слога — составление графических схем слов (буквенных и слоговых) с опорой на предметные картинки; • вставление пропущенных в записи слова букв, слогов с опорой на предметные картинки; • подбор и запись слов с заданным количеством звуков, слогов; • преобразование слов и предложений с помощью добавления • уточнение различения грамматических форм слов с помощью заданий, в которых нужно вставить в предложения слова, данные в скобках в начальной форме; составить и записать словосочетания из слов, данных в начальной форме; • уточнение значений и написания предлогов, составление и запись предложений с предлогами. После уточнения представлений детей о структуре слов и предложений рекомендуется начинать второй этап работы — формирование контроля с помощью проверки записей предложений, текстов. Когда школьники научатся осуществлять проверку текста без опоры на карточку и молча, наступает третий этап — формирование контроля непосредственно в процессе выполнения письменных работ. Совершенствование и автоматизация графомоторного навыка в процессе преодоления дисграфии у младших школьников редко обсуждается в литературе. Моторные затруднения детей при письме не учитываются в характеристике видов дисграфии, выделяемых педагогической классификацией, которая, напомним, понимает под дисграфией прежде всего несовершенство речи и языковых способностей. Соответственно и механизмы нарушения письма рассматриваются с позиции неполноценности речи детей или высших форм ее организации. Двигательные функции обеспечивают «техническую» составляющую письма. Однако их недостаточность может негативно влиять и на качество языковых операций, затруднять процесс звукобуквенного структурирования, который осуществляется параллельно записи текста. «Застревание» ребенка на этапе произвольной, требующей осознанного контроля, записи букв и их сочетаний не позволяет ему своевременно перейти от овладения «техникой» письма к письменной речи (с доминированием психологического уровня ее организации). Дополнительным стимулом к работе по развитию у детей двигательных компонентов письма могут служить рекомендации нейропсихологов, в соответствии с которыми двигательная (моторная) коррекция вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, и в начале коррекционного воздействия логично отдать предпочтение двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности (А. В. Семенович, 2002; А.Л.Сиротюк, 2003). Следует, однако, уточнить, что двигательные или телесно-ориентированные методы в нейропсихологической коррекции не ограничиваются совершенствованием графических способностей, а предполагают целый комплекс упражнений, в том числе дыхательных упражнений, а также упражнений на растяжки и релаксацию, направленных на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела, самомассаж и целый ряд других упражнений. Представляется, что использование нейропсихологических методик на подготовительном этапе логопедической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии двигательной сферы, может существенно оптимизировать процесс логопедической коррекции. Для полноценного использования двигательных методов, безусловно, следует ознакомиться с авторскими рекомендациями. Во многих случаях у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в формировании двигательной сферы. Двигательные нарушения, являющиеся следствием раннего поражения центральной нервной системы, без своевременного коррекционного воздействия могут привести к вторичному недоразвитию более сложных дифференцированных движений и действий (И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, 1988). Недостаточность моторного развития детей с ЗПР затрудняет их школьную адаптацию, отрицательно сказывается на овладении процессом письма. Нередко у младших школьников с ЗПР наблюдается сочетание в структуре дисграфического дефекта недостаточности высших психических функций (вербальных и невербальных) с несовершенством ручной моторики, динамического и кинестетического праксиса. Дифференциация симптомов такого рода нарушения письма, определение его механизмов и организация коррекции необычайно сложны. Наибольшая недостаточность ручной моторики детей с ЗПР выявляется при проведении тестовых упражнений, где необходимо последовательно воспроизводить серии определенных движений (задания на динамическую координацию, переключаемость движений, дифференциацию и ритмичность движений кистей и пальцев рук). У детей этой категории сильно затруднен контроль и регуляция своих движений, страдает кинетическая организация двигательных актов. Особенно резко эта недостаточность проявляется при убыстрении темпа и усложнении условий выполнения задания (М. Ш.Адилова, 1988). Нарушения мышечного тонуса, его нестабильность, неполноценность пальцевого праксиса приводят к быстрой утомляемости мышц пальцев и кистей рук, обусловливают неточность и истощаемость движений, нарушение согласованности и плавности. Выполнение детьми двигательных проб свидетельствует о том, что наиболее сложным для этих учащихся является динамическая организация и координация движений. Дети затрудняются в переключении с одного движения на другое, в удержании и автоматизации заданной последовательности, у них быстро появляется усталость в виде изменения темпа движений, увеличения количества неточных и сопутствующих движений. Исследование графомоторных навыков у школьников с ЗПР свидетельствует о том, что у них затруднено воспроизведение как рядов с одинаковыми элементами, так и рядов с заменяющими друг друга элементами разной величины. При выполнении графических проб у детей наблюдаются напряжение руки, частый отрыв ручки от бумаги, трудности соблюдения размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного элемента к другому, медленный темп записи. Детям трудно выполнять движения и удерживать ручку, они не соблюдают линейность письма, не овладевают каллиграфией. Не происходит запоминания и автоматизированного воспроизведения двигательных формул букв (кинем). Для младших школьников с ЗПР, имеющих недостаточность со стороны ручной моторики, характерны частые остановки в процессе записи, из-за которых они не успевают записывать весь диктуемый материал, отсутствие самоконтроля при письме, безразличие к результатам записи и нежелание проверить выполненную работу. Наблюдения за детьми позволяют предположить, что частые остановки в процессе письма обусловлены тем, что они быстро устают при написании и нуждаются в небольших перерывах. Стремление догнать одноклассников в скорости записи отрицательно сказывается на самоконтроле при письме и обусловливает большое количество ошибок. Нежелание проверить письменную работу может быть вызвано усталостью ребенка после ее выполнения и соответствующим желанием поскорее с ней расстаться. Результаты наблюдений позволяют сделать вывод о том, что двигательные затруднения и неавтоматизированность графомоторных навыков, низкий самоконтроль при записи способствуют дезорганизации процесса письма у таких школьников, нарушая слаженность и координацию между структурированием языковых элементов и их записью, что проявляется в виде ошибок в письменных работах. Можно также предположить дезорганизирующее влияние двигательной неполноценности на развитие, синхронизацию и взаимосвязь видов обратной афферентации при записи, на формирование и автоматизацию кинетического и кинестетического контроля записи, что также способствует недостаточности самоконтроля при письме у этих детей. В письменных работах таких школьников встречается большое количество ошибок разных видов: пропуски и перестановки слов; недописания слов и предложений; пропуск букв, слогов; смешения букв, имеющих сходные элементы; недописание или добавление лишних элементов при записи букв; стереотипное повторение букв, слогов, слов. Нарушения письма такого рода требуют специально организованного коррекционного воздействия, которое осуществляют, как правило, логопеды. Однако, если коррекционные педагогические методики по устранению у детей языковой недостаточности многократно описаны в литературе и хорошо известны, то методик по преодолению у детей неполноценности моторного компонента письма почти нет, или они мало известны, как, например, методика запоминания и коррекции написания букв у младших школьников, разработанная школьным логопедом Т. А. Трубниковой в конце прошлого столетия (С.-Петербург). Эта методика предполагает запись букв с одновременным ритмичным проговариванием ключевых слов. Например, запись прописной буквы П: J — «крючок», J — «толчок», ך — «шляпа голову не давит». В процессе реализации методики Трубниковой дети прочно усваивают написание буквы на основе взаимодействия в этом процессе левого и правого полушарий, разных каналов восприятия — визуального, слухового и кинестетического, разных типов запоминания и мышления. Левое полушарие отвечает за логику запоминаемого, правое — за ритм и образы. Таким образом, в процесс вовлечен весь мозг, что значительно повышает продуктивность работы и сокращает время, необходимое для усвоения правильного написания буквы. Следует отметить, что автор разработала свою методику еще до того, как в педагогике начали целенаправленно использовать многосенсорные технологии. Значительно лучше обстоит дело с методическими рекомендациями по развитию ручной моторики и подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста, однако использование таких методик в школьном возрасте малоэффективно. Попробуем обобщить некоторые рекомендации и практический опыт логопедов по преодолению у детей моторных затруднений в письме. Совершенствование графомоторного навыка предполагает учет представлений о том, что навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения (С.Л.Рубинштейн, 1976). Условия выработки навыка — это, прежде всего, правильное распределение упражнений по времени, использование разнообразных видов тренировки, развитие умения заметить и исправить ошибку, преодоление влияния прежнего опыта (А. В. Запорожец, 1960). Условием выработки графомоторного навыка является овладение детьми двигательными стереотипами при записи букв и слов, появление у них автоматизированного кинетико-кинестетического контроля записи. На начальном этапе занятий следует уделять особое внимание развитию у детей вращательных движений, координации движений пальцев, кисти и предплечь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|