Примечания автора 1 – 4
1 Ср. проф. Н. А. – Эволюция живого и задачи пролетариата мысли и воли, стр. 10, 33 [ 2 ]. (Здесь и далее сохранены особенности авторского оформления сносок. – А. Г. ) 2 Ср.: Н. Ф. Федоров. Супраморализм или всеобщий синтез. «Философия Общего Дела». Т. 1, ст. 399 и сл. 3 Можно указать на блестящие изыскания и опыты в области физиологии и биологии русских ученых – профессоров Бахметьева, Воронцова, Кольцова, Кравкова. 4 В современной биологии точка зрения раннего дарвинизма, видевшая единственный стимул действия в побуждениях к индивидуальному самосохранению путем борьбы и соперничества, в настоящее время сменяется признанием выдающейся роли кооперации и симбиоза организмов. Американский биолог В. Паттен [ 21 ] указывает, что растения и животные создаются троякой системой такой кооперации: внутренним сотрудничеством частей организма, сотрудничеством с другими существами, наконец, согласованным действием организма с факторами космического процесса. Можно отметить, что эта точка зрения уже ранее отстаивалась против учения знаменитого Гекслея [ 22 ] в работах П. А. Кропоткина [ 23 ]. [1] Печатается (с небольшими сокращениями) по: Вселенское дело, № 2. Рига, 1934. [2] Работа Н. А. Умова «Эволюция живого и задача пролетариата мысли и воли» появилась в Москве в 1906 г. Здесь он пишет о том, что человеческое творчество создает «новую, вторую природу среди старой», внешней, вовлекает мертвое, косное вещество в круговорот цивилизации и культуры. [3] В своих философских сочинениях «Дилетантизм в науке» (1843) и «Письма об изучении природы» (1845-1846) А. И. Герцен (1812-1870) утверждал, что «история человечества – продолжение истории природы», что человеческий разум, возникая как завершение стремлений и усилий природы, становится органом ее самосознания. Сама в себе природа не заключает смысла, смысл этот раскрывается в человеке, который продолжает «необходимое развитие Вселенной». Филиппов Михаил Михайлович (1858-1903) – русский ученый, писатель, журналист.
[4] Теория ионного возбуждения (ионная теория возбуждения) утверждает, что возбуждение в различных тканях и органах возникает в результате изменения концентрации ионов. Разработана учеными Ж. Лебом, В. Нерстом и П. П. Лазаревым, который распространил выводы своих предшественников на органы чувств. [5] Халдеи – речь идет о шумерах (к ним в конце XIX-начале XX в. ошибочно применялся термин «халдеи»), народе, населявшем Южное Двуречье и достигшем огромных успехов в математике и астрономии. Созданная ими шестидесятеричная позиционная система счета была воспринята вавилонскими математиками и положена ими в основу различных вычислительных таблиц. Пифагорейцы – сторонники религиозно-философского учения в Древней Греции VI-IV вв. до н. э., ведущего свое происхождение от Пифагора. Пифагорейцы считали число основой всего сущего, источником гармонии мироздания, а все качественные свойства вещей сводили к математическим (числовым) отношениям. [6] Неоплатоники – Плотин (ок. 204/205 – 269/270), Порфирий (234 – между 301 и 305), Прокл (412-485). В иерархии универсума, по мнению Плотина, число занимает промежуточное положение между Единым и возникшим в процессе эманации из Единого умом. Неопифагорейцы – Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Никомах Герасский и др. (1 в. до н. э. -III в. н. э. ) стремились соединить учение стоиков с платоновско-аристотелевским дуализмом при помощи числовой символики пифагорейцев. В центре их построений – противопоставление единицы (начала всякого порядка, блага, Божества) и двоицы (начала несовершенства, беспорядка, материи как источника всякого зла). Считая, подобно пифагорейцам, что все в мире построено по числовым отношениям, они, идя от Платона, отождествляли числа с идеями и рассматривали их как посредствующие звенья между Богом и миром. Гностики – представители гностицизма, религиозно-философского течения поздней античности и средневековья, возникшего в 1 в. н. э. и стремившегося к синтезу христианства с восточными верованиями и греческой философией. Гностики учили о всеобъемлющем знании, достигнув которого человек преодолеет разорванность, дисгармоничность и мира, и себя самого. Каббала – мистическое течение в иудаизме. Разделялась на умозрительную и прикладную. Согласно умозрительному учению каббалы, изложенному в «Книге творения» (между III-VIII в. н. э. ), самооткровение Божества, энсофа, совершается путем эманации им 32 «путей премудрости» (десяти цифр, или сфер (сефирот), и 22 букв еврейского алфавита). Агриппа Неттесхеймский (1487-1535) – германский философ-мистик, по мировоззрению близкий неоплатонизму. Стремился сочетать мистицизм и магию с христианством. Люллий (1235-1315) – средневековый поэт, философ и миссионер. Будучи убежден, что истина – одна, как для веры, так и для разума, боролся с аверроистами, утверждавшими, что истинное по вере может быть неистинным по разуму. Согласно средневековому реализму признавал самостоятельное бытие общих понятий (universalia), считал, что действительность есть осложнение этих общих понятий путем их различных комбинаций и что разум, улавливая логическую связь понятий, может постигнуть действительную связь вещей. Пико делла Мирандола (1463-1494) – итальянский ученый и философ. Глубоко занимался изучением неоплатонизма и каббалы, результатом чего явились его «900 тезисов» из разных областей знания, обнародованные в 1486 г. Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии, ввел многие алгебраические обозначения. Математику понимал как всеобщий метод познания-конструирования мирового механизма. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик и изобретатель. Выдвигал тезис о «сводим(? сти математики к логике», согласно которому математика изучает так называемые аналитические истины, т. е. утверждения, «истинные во всех возможных мирах». Кеплер Иоганн (1571-1630) – немецкий астроном, открыл законы движения планет. Лагранж Жозеф Луи (1736-1813) – французский математик и механик, занимался проблемами математического анализа, теории чисел, алгебры и пр. Лаплас Пьер Симон (1749-1827) – французский астроном, математик, физик. Автор трудов по теории вероятностей и небесной механике, дифференциальным уравнениям, математической физике.
[7] Неоплатоники – Плотин (ок. 204/205 – 269/270), Порфирий (234 – между 301 и 305), Прокл (412-485). В иерархии универсума, по мнению Плотина, число занимает промежуточное положение между Единым и возникшим в процессе эманации из Единого умом. Неопифагорейцы – Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Никомах Герасский и др. (1 в. до н. э. -III в. н. э. ) стремились соединить учение стоиков с платоновско-аристотелевским дуализмом при помощи числовой символики пифагорейцев. В центре их построений – противопоставление единицы (начала всякого порядка, блага, Божества) и двоицы (начала несовершенства, беспорядка, материи как источника всякого зла). Считая, подобно пифагорейцам, что все в мире построено по числовым отношениям, они, идя от Платона, отождествляли числа с идеями и рассматривали их как посредствующие звенья между Богом и миром. Гностики – представители гностицизма, религиозно-философского течения поздней античности и средневековья, возникшего в 1 в. н. э. и стремившегося к синтезу христианства с восточными верованиями и греческой философией. Гностики учили о всеобъемлющем знании, достигнув которого человек преодолеет разорванность, дисгармоничность и мира, и себя самого. Каббала – мистическое течение в иудаизме. Разделялась на умозрительную и прикладную. Согласно умозрительному учению каббалы, изложенному в «Книге творения» (между III-VIII в. н. э. ), самооткровение Божества, энсофа, совершается путем эманации им 32 «путей премудрости» (десяти цифр, или сфер (сефирот), и 22 букв еврейского алфавита). Агриппа Неттесхеймский (1487-1535) – германский философ-мистик, по мировоззрению близкий неоплатонизму. Стремился сочетать мистицизм и магию с христианством. Люллий (1235-1315) – средневековый поэт, философ и миссионер. Будучи убежден, что истина – одна, как для веры, так и для разума, боролся с аверроистами, утверждавшими, что истинное по вере может быть неистинным по разуму. Согласно средневековому реализму признавал самостоятельное бытие общих понятий (чп! -уегзаНа), считал, что действительность есть осложнение этих общих понятий путем их различных комбинаций и что разум, улавливая логическую связь понятий, может постигнуть действительную связь вещей. Пико делла Мирандола (1463-1494) – итальянский ученый и философ. Глубоко занимался изучением неоплатонизма и каббалы, результатом чего явились его «900 тезисов» из разных областей знания, обнародованные в 1486 г. Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии, ввел многие алгебраические обозначения. Математику понимал как всеобщий метод познания-конструирования мирового механизма. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик и изобретатель. Выдвигал тезис о «сводим(? сти математики к логике», согласно которому математика изучает так называемые аналитические истины, т. е. утверждения, «истинные во всех возможных мирах». Кеплер Иоганн (1571-1630) – немецкий астроном, открыл законы движения планет. Лагранж Жозеф Луи (1736-1813) – французский математик и механик, занимался проблемами математического анализа, теории чисел, алгебры и пр. Лаплас Пьер Симон (1749-1827) – французский астроном, математик, физик. Автор трудов по теории вероятностей и небесной механике, дифференциальным уравнениям, математической физике.
[8] Кантор Георг (1845-1918) – немецкий математик, разработал теорию бесконечных множеств и теорию трансфинитных чисел. [9] Всеобщую математику (лат. ). [10] Представители этапа в развитии математической логики, связанного с работами школы Б. Рассела (1872-1970). (См. написанный им в соавторстве с А. Уайтхедом трехтомный труд «Principa Matematica» (1910-1913). [11] Бергсон Анри (1859-1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. [12] Учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения, о возможности активного влияния на эволюцию человечества в целях совершенствования его природы. [13] Политическая и иная разобщенность, раздробленность. [14] Человеком творящим (лат. ). [15] Человекотворчестве. [16] Прут Вильям (1785-1850) – английский химик и врач. Данная гипотеза была высказана им анонимно в «Annals of Philosophy» за 1815 г. [17] Томсон – см. примеч. к с. 76. Бор Нильс Хенрик Давид (1885-1962) – датский физик, создал теорию атома, основанную на планетарной модели и квантовых представлениях. Резерфорд Эрнст (1871-1937) – английский физик, занимался строением атома.
[18] См. сноску. к с. 71. [19] Каразин Василий Назарович (1773-1842) -общественный деятель и ученый. Главные его интересы лежали в области метеорологии. Выступил с конкретными проектами управления погодой. [20] Паттен Вильям (1861-1932) – американский биолог и палеонтолог, свои эволюционные идеи изложил в книгах «Эволюция позвоночных и их родство» (1912) и «Великая стратегия эволюции. Социальная философия биолога» (1920). [21] Гекслей, Гексли (Hexley) Томас Генри (1825-1895) – английский естествоиспытатель, соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. [22] Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921)– русский ученый-географ, путешественник. В работе «Взаимная помощь как фактор эволюции» утверждал, что все биологические формы жизни основываются на взаимной помощи, солидарности особей. [23] (От [греч. ] – быть мощным, обладать силой, повелевать. ) Власть над всем.
Организация мировоздействия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|