Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания автора 1– 6




1 Фашизм должен быть отнесен именно к этому типу политико-общественных построений.

2 Эта идея, что в эсхатологии мы имеем не конец, а перерыв, повторяется П. Новгородцевым два раза. Но позволительно спросить: какая же разница между концом и перерывом вообще и в данном случае в частности? Мыслить их применительно к мыслям автора можно только так: конец наступает тогда, когда заложенные в том или ином процессе потенции исчерпаны полностью. Стрела на излете, падающая на землю, заканчивает свой полет. Стрела, вонзающаяся в цель, прерывает его. Но практически в уточнении словесных различий никакой разницы между перерывом и концом нет. Можно было бы сказать, что перерыв мы имеем тогда, когда в случае устранения, удаления с пути движения стрелы причины перерыва (цели) процесс начнет реализовываться далее до конца (до излета). Но достижение идеала (удар стрелы в цель) представляет такое положение, при котором «возврат назад уже становится немыслимым». Практически, следовательно, здесь нет никакой надобности в утонченных дистинкциях, и понятия «перерыв» и «конец» здесь значат одно и то же.

[1] Первая глава вводной части книги «О конечном идеале» (Харбин, 1932). В настоящей антологии дается один из вариантов текста, предоставленный дочерью мыслителя Е. Н. Борковской из ее архива

[2] Работа Павла Ивановича Новгородцева (1866-1924), юриста, социолога, философа, «Об общественном идеале» печаталась в журнале «Вопросы философии и психологии» с 1911 по 1917 г. Отдельным изданием вышла в Москве в 1917 г. Затем дважды была переиздана: в 1918 г. в Киеве и в 1921 г. в Берлине с некоторыми добавлениями.

[3] Руссо Жан Жак (1712-1778) – французский писатель и философ, один из деятелей французского Просвещения XVIII в. Создал теорию «общественного договора», согласно которой каждый член общества отдает себя под верховное руководство общей воле, выраженной в народе и государстве. Цель общественного договора: найти такую формулу ассоциации, чтобы каждый, будучи соединен со всеми, тем не менее не терял личной свободы. Кант Иммануил (1724-1804) задачей человеческого рода считал достижение всеобщего правового гражданского состояния: «вечного мира» между государствами путем развития международного общения и торговли [см. «Идеи всеобщей истории» (1784), «О вечном мире» (1795)]. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) в «Философии права» (1821), лекциях по философии истории и философии религии представлял принцип конституционной монархии современного ему прусского государства как наиболее совершенную форму социального устройства, протестантизм – как высший тип христианства. Конт Огюст (1798-1857) в своей «Системе позитивной политики» (1851– 1854) провозгласил новую положительную «религию человечества», основанную на культе «Великого существа» – человечества в его живом единстве, и подробно описал новую организацию общества – социократию, устроенную по принципу обязанности, а не права. Спенсер Герберт (1820-1903) – английский философ и социолог, основоположник органической школы в социологии. Вслед за Сен-Симоном установил военный и промышленный типы организации общества и рассматривал социальную эволюцию как движение от одного типа к другому. Идеальным считал такое общество, в котором при наличии минимума управления будет максимум свободы личности. Маркс Карл (1818-1883) разработал учение о смене общественно-экономических формаций, согласно которому историческое развитие приводит к смене капиталистической формации коммунистической.

[4] В основе ригористической традиции этики лежит идея об извечном конфликте между естественной человеческой склонностью и долгом, практическим расчетом и возвышенным мотивом. На этом постулате построены, в частности, системы стоиков (так, Эпиктет (ок. 50-ок. 140) считал, что высшим проявлением свободы человека является следование божественному закону, разумной необходимости), Канта, отделившего нравственный долг от чувства и провозгласившего основным законом этики формальное внутреннее повеление, категорический императив, Фихте (1762-1814), решавшего антиномию свободы и необходимости в духе стоицизма; человек и будучи свободным, и будучи несвободным одинаково действует в соответствии с необходимостью: в первом случае – сознательно, во втором – бессознательно и пассивно.

[5] Реминисценция из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (см. «Легенду о Великом инквизиторе»).

 

Монизм Вселенной

[1] Печатается с небольшими сокращениями по: Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. Калуга, 1925 (изд. автора).

[2] Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) – нидерландский философ-рационалист, пантеист.

[3] Представление о всеобщей одушевленности природы. Для Циолковского это прежде всего способность ощущения, присущая всей живой и неживой природе, всем элементам мира.

[4] Движение органов растения (стебля, корня, листьев), которое обусловлено направленным действием какого-либо раздражителя – света, силы земного тяготения и др. Под тропизмом у «низших существ» Циолковский, вероятно, имел в виду так называемый таксис, т. е. направленное движение простейших животных и свободно живущих низших растений и спор растений, являющееся реакцией на определенные раздражители.

[5] Способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего.

[6] Ламарк Жан Батист (1744-1829) – французский естествоиспытатель, предшественник Дарвина, создатель первого целостного эволюционного учения.

 

Космическая философия

[1] Статья печатается с небольшими сокращениями по: Циолковский К. Э. Грезы о Земле и небе: Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское кн. изд-во, 1986.

 

Автотрофность человечества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...